Тема урока: Тропа к Н.А. Некрасову
Цели урока:
Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.
Определить основные темы лирики поэта
Формирование умений и навыков анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.
формирование умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова
Воспитание гражданственности, патриотизма, на примере жизни и творчества поэта.
Тип урока: медиаурок, комбинированный.
Вид урока: урок-поиск.
Технология: элементы технологии критического мышления
Методический приём: сообщения учащихся, элементы анализа стихотворений, чтение наизусть.
Наглядность: мультимедийные презентации, , тексты, словари
Ход урока
Звучит песня «Ой ты, Волга-матушка», ученица читает отрывок из стихотворения «На Волге» слайды
Я рос, как многие в глуши На берегу родной реки, Где лишь кричали кулики, Шумели глухо камыши… (песня затихает, слайд )
Но вдруг я стоны услыхал, И взор мой на берег упал. Почти пригнувшись головой К ногам, обвитой бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки. И был невыносимо дик И страшно ясен в тишине Их мерный, похоронный крик - И сердце дрогнуло во мне!
«На Волге»
Почему мы начали урок стихами о Волге, и с демонстрации картины Репина?
Все это связано с именем Н.А. Некрасова, который все свое детство провел на берегу Волги.
Объявление темы урока.
Рассказ ученика о детских годах Н.А. Некрасова. Презентация.
Учитель: Именно под влиянием матери он стал мечтать о литературной деятельности .
Обратимся к одному из эпиграфов « То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть…». Слайд
Нелёгкую жизнь довелось прожить Н. А.Некрасову, труден был его путь в литературу. Потребовались годы неустанного труда и борьбы с жизненными невзгодами, прежде чем он стал поэтом, к голосу которого прислушивалась вся Россия.
Рассказ ученика о жизни в Петербурге. Презентация
- Когда, кем, кому, и по какому поводу были произнесены слова: «Да знаете ли вы, что вы поэт - и поэт истинный!»
Как сложились взаимоотношения Некрасова и Белинского?
Рассказ ученика. Презентация
Учитель: Вспомните, то из известных писателей, современников Н.А. Некрасова, сотрудничавший с ним в журнале «Современник», поссорился с Н.А. Некрасовым, сказав такие слова, и почему: “Выбирай: я или Добролюбов!”? Что последовало за этим ультиматумом?
Ответ. Такой ультиматум поставил И.С. Тургенев Некрасову перед тем, как в «Современнике» была опубликована статья Н.А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» (по поводу романа «Накануне»). Некрасов не увидел в статье ничего оскорбительного для Тургенева, ничего, из-за чего её стоило бы не печатать. Последовал раскол «Современника». Примирение Тургенева и Некрасова произошло перед самой смертью последнего.
Учитель:.
Своеобразие некрасовской лирики, конечно же, обусловлено и её тематикой, идейностью.
Некрасова называют народным поэтом? Почему? О чём же писал Некрасов?
Анализ домашнего задания
Дома вы анализировали ранее изученные произведения Некрасова и определяли их тематику ?
Учитель: Некрасов с раннего детства общался с крестьянскими ребятишками, и поэтому о детях и для детей написал много различных произведений Сообщение учащегося
.
2.Всю свою жизнь Некрасов посвятил служению народу. О народе и для народа писал поэт. Сообщение учащегося.
3. Женская тема - одна из основных в творчестве поэта.
Сообщение учащегося
Задание.
Работа со стихами учащиеся получают по группам стихи прочитать стихи и определить тематику выписать ключевые слова для заполнения таблицы (1 фразу)
1. Тема поэта и поэзии
«Поэт и гражданин» «Муза» «Элегия» «Умру я скоро» «Я лиру посвятил народу своему»
2. Идеал общественного деятеля
«Памяти Добролюбова» « Памяти приятеля»
3. Любовная лирика
«Мы с тобой бестолковые люди»
Проверка записей кластера.
Работа с эпиграфами
“Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…”
(Н.Г. Чернышевский).
“Да знаете ли Вы, что Вы поэт — и поэт истинный?” (В.Г. Белинский).
“Я лиру посвятил народу своему…” (Н.А. Некрасов).
“Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она — как песня русская!”
(В.Бохо).
“Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы всё же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Некрасова” (А.В. Луначарский).
“Некрасов — целое поэтическое государство, живущее по своим законам” (Р.Гамзатов).
Можно ли в высказываниях о Н.А. Некрасове найти частично ответ на вопрос : “Почему Н.А. Некрасов народный поэт?”
Таким образом, мы видим, насколько широка и многогранна была поэзия великого поэта, и в каждом стихотворении перечисленных направлений звучат мотивы огромной любви к родине, боль и гнев.
Откуда Некрасов черпал силы для такой любви?
Рассказ о музее заповеднике.
Д.З. Анализ стихотворений «Поэт и гражданин» «Муза» «Элегия» «Умру я скоро»