СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-тренинг "Дружба начинается с улыбки"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-тренинг "Дружба начинается с улыбки"»

Тренинг

«Создание благоприятного психологического климата в группе»

 

«МИССИС МАМБЛ»

Упражнение направлено на то, чтобы участники могли расслабиться и посмеяться.

Задание: Участники усаживаются в круг. Один из игроков должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед справа отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», поворачивается к своему соседу справа и задает установленный вопрос, и так по кругу. Причем, задавая и отвечая на вопросы, нельзя показывать зубы. Поскольку выражение лица и голос очень комичны, тот, кто засмеется или покажет зубы во время диалога, выбывает из игры.

Вопросы для обратной связи: Что было самым сложным? Что помогло выполнить упражнение? Как остальные участники группы помогали вам выполнить упражнение (если помогали)? Что (кто) помешало выполнить?

«ВСЕ МЫ ЧЕМ-ТО ПОХОЖИ…»

Упражнения способствует осознанию того, что у каждого ребенка присутствуют как индивидуальные особенности, присущие ему одному, так и характеристики, объединяющие его с другими детьми.

Материалы: бумага и карандаш каждому ребенку.

Инструкция: разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра…», «У каждого из нас есть мягкая игрушка…», «Любимый цвет каждого из нас - синий», «У каждого из нас мама ходит на работу», «Мы все очень любим макароны…», «Мы все не выносим, когда кто-нибудь ябедничает…» и так далее. У вас есть 10 минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих признаков.

Обсуждение: Узнали ли вы что-нибудь интересное о других детях?

Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в группе?

Есть ли что-нибудь такое, что отличает тебя от всех детей в группе?

Как вы работали в своей команде?

Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?

Какими должны быть твои друзья – похожими на тебя или совсем другими? 

«КТО РОДИЛСЯ В МАЕ…»

Упражнение направленно на демонстрацию общности группы.

Задание: Группа рассаживается по кругу. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать.

 Варианты высказываний:

-у кого голубые глаза- трижды подмигните;

-чей рост превышает 1 м 60 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг Конг!»;

-тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

-кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;

-кто любит собак, трижды пролайте;

-кто любит кошек, трижды промяукайте;

-те, у кого есть черные детали одежды, получают особое задание, они должны сказать соседу справа, что всю жизнь мечтали о такой же прическе, как у него;

-у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;

-кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;

-у кого есть веснушки, пробегите по кругу;

-замужние и женатые опишите в воздухе большую восьмерку рукой;

-пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

-тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;

-у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);

-кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

-кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;

-тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

-кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».

 

Большое значение для группы имеют общие ритуалы и традиции, вот вариант такой игры:

«ОБЪЯТИЕ»

Упражнение направленно на создание группового ритуала, единого для всех ребят и позволяющего чувствовать себя частью целого.

Это очень увлекательная игра, которая особенно нравится детям младшего возраста. Она позволяет детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию в классе групповой сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими.

Упражнение вполне годится для "разогрева" класса в начале учебного дня. Проводя его, вы показываете свое стремление видеть перед собой единую сплоченную группу, объединяющую всех учеников класса, независимо от уровня их общительности.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Кто из вас еще помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки. Я хочу, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой. Естественно, иногда можно и поспорить друг с другом, ведь когда люди дружны, им проще переносить обиды или разногласия. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может, будет такой день, когда кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.

Проверьте, хочет ли сидящий рядом с вами ребенок участвовать в упражнении. Вы можете определить это по некоторым невербальным признакам. Но иногда вы можете спросить его и открыто: "Хочешь ли ты, чтобы я обняла тебя?" Большинство детей ответит вам: "Да". После этого начинайте первый кон игры, нежно и мягко обняв сидящего рядом с вами ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к Вам. Мы надеемся, что, дойдя до Вас, оно станет более крепким и будет сделано с большим энтузиазмом.

 

Комфортности групповой атмосферы способствуют внимание и участие участников группы в жизни каждого:

«ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ»

Упражнение направлено на развитие взаимопомощи в группе и развития ощущения заинтересованности в каждом.

Задание: Один из членов группы высказывает свое желание. Группа обсуждает способ удовлетворения этого желания здесь, в данной обстановке, и затем реализует этот способ (в воображении, в пантомиме, в реальных действиях). Затем исполняется желание другого участника.

Вопросы для обратной связи: Было ли трудно загадывать желание? Довольны ли вы тем, как удовлетворили ваше желание?

К обсуждению предлагается темы «Самый необычный подарок, который вам дарили» и «Если бы вы выиграли 1000000 млн. рублей в лотерею, как бы вы потратили эти деньги?». Разговор на заданные темы повышает уровень доверия между участниками и повышает уровень внимания каждого к каждому.

«ГОВОРЯЩИЕ ОЧКИ»

Упражнение предоставляет ученикам прекрасную возможность услышать в свой адрес пару приятных комментариев и комплиментов. А реквизиты - очки и рифмованные заклинания - придают игре особенную легкость и понятность.

Материалы: Солнцезащитные очки со сравнительно светлыми стеклами.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Дети и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в собственный адрес.

Я хочу предложить вам в связи с этим поиграть в одну новую игру, в ходе которой вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Олег, будь так добр, надень, пожалуйста, вот эти очки, они волшебные. А теперь повернись направо и посмотри на своего соседа. Он должен посмотреть в твои очки и произнести следующие слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?». Как только Олег услышит это заклинание, он тут же должен от имени волшебных очков сказать что-нибудь доброе и приятное в адрес своего соседа справа. После этого Олег снимает «волшебные» очки и передает их своему соседу слева. Когда его сосед наденет очки, уже Олег обращается к нему с заклинанием, которое я только что произнесла. Ну, что, давайте попробуем?».

Обращаясь к соседу Олега, спросите: «Ты запомнил слова, которые должен произнести Олегу?

Каждый участник должен побывать в волшебных очках.

 

Для поддержания комфортной атмосферы и работоспособности, можно использовать следующие упражнения:

«РИСУНОК ГРУППЫ»

Упражнение позволяет оценить реальную внутреннюю атмосферу в группе.

Упражнение особенно полезно для тех групп, участники которых боятся конфронтации и открытого высказывания разногласий, так как позволяет мягко перейти к обсуждению возникших проблем

Работа в тройках и возможность выразить свое мнение с помощью рисунка создает атмосферу безопасности, которая уравновешивает чувство тревоги, вызванное темой работы.

Инструкция: Мне хочется предложить вам упражнение, которое даст возможность сравнить наши индивидуальные впечатления от работы нашей группы и понять, в чем они похожи, а в чем - отличны. Мы сможем увидеть, чего мы уже достигли, и над чем нам еще предстоит работать. Я ознакомлюсь с вашими представлениями и расскажу вам о своем понимании происходящего.

Я хотела бы, чтобы вы объединились по трое. Выберите себе партнеров, мнение которых вам интересно узнать.

Пусть каждая микрогруппа возьмет себе большой лист бумаги и коробку с восковыми мелками или карандашами.

Пожалуйста, нарисуйте картину, которая отражала бы ваш взгляд на происходящее в группе. Постарайтесь выразить в рисунке, чего мы уже достигли, что нам еще предстоит сделать, в какой атмосфере мы работаем, как общаемся друг с другом, к каким целям стремимся, какие чувства у нас преобладают, как мы оказываем взаимное влияние друг на друга. Представьте в своей картине наиболее интересные для вашей подгруппы аспекты групповой работы, отметьте то, что вам нравится и чем вы недовольны. Вы можете использовать три цвета: один цвет для изображения того, что вам нравится в группе, второй - для того, чем вы недовольны, и третий - для нейтральных событий.

После этого участники всех троек собираются для общегруппового обсуждения, предварительно свернув и отложив свои картины в сторону. Предложите им коротко обменяться впечатлениями. Затем каждая подгруппа по очереди выкладывает свои рисунки в центре круга. Авторы сначала молча выслушивают мнения и догадки остальных членов группы о содержании картины и лишь, затем дают свои собственные комментарии. Потом наступает очередь следующей тройки.

Обсуждение: можно осторожно подвести итог и проанализировать, с какими трудностями группе уже удалось справиться, какие проблемы стоят перед ней в данный момент, и какие сложности могут возникнуть в будущем.

«ЗВУЧАЩАЯ СИЛА»

Это две короткие разминки, которые придадут детям свежие силы, бодрое настроение и оптимизм. Особенно они полезны в тех ситуациях, когда у детей снижается энергия, когда они устают. Эти разминки мы сопровождаем словами, которые помогут детям в развитии позитивного образа "Я".

Используемые при этом протяжные звуки представляют собой возможность "промассировать" утомленный мозг. Ведь тонкая вибрация звука в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению.

Инструкция:

1. Энергия из звука "Аааааа"

Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое "Ааааа". Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук "Ааааа" все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью... (1 минута.)

2. Энергия из звука "Иииии"

На минутку встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины "Скорой помощи". Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук "Иииии". Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука... А теперь на самом деле попробуйте прокричать этот звук подобно сигнальной сирене, произнося его, то ниже, то выше. Через некоторое время вы заметите, что тем самым сохранили свои силы... (30 секунд.) В некоторых случаях вы можете поэкспериментировать с другими гласными звуками, чтобы ваши ученики сами почувствовали, какие звуки придают им больше бодрости и сил. Вы можете играть в сигнальную сирену со звуками "Ааааа", "Иииии", "Ооооо" или "Ууууу". Важно, чтобы все эти звуки в ходе упражнения пелись то ниже, то выше.

«ПЧЕЛЫ И ЗМЕИ»

Цель: Детям очень нравится эта игра, результат которой зависит от слаженности действий внутри группы. В то же время пчелы и змеи соревнуются друг с другом, что делают игру еще более увлекательной.

Материалы: Губка и карандаш.

Инструкция: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив ... Каждая группа должна выбрать своего короля.

А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед - вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу - вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение.

Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым.

Обсуждение: Твоя группа хорошо помогала королю? Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?

Как пчелы взаимодействовали друг с другом? Как змеи взаимодействовали друг с другом?

Как ты чувствовал себя в роли короля? Что для тебя было самым трудным в этой роли?

Ты остался доволен своими подданными?

Как вы считаете, губку и карандаш искать было одинаково легко?

«МИНИ-ФАНТАЗИИ»

Инструкция: «Я хочу предложить вам короткий отдых, чтобы вы могли почувствовать себя бодрее. Сядьте поудобнее, и закройте глаза. Вздохните три раза поглубже.

Теперь представьте себе, что вы лежите на зеленом лугу, и над вами по прозрачно-голубому небу проплывают белые пушистые облака».

Другие возможные образы:

- Вы бежите рано утром со своим лучшим другом (подругой) по прекрасному парку…

- Вы бежите по белому пляжному песку к теплой голубой воде…

- В ясную ночь вы разглядываете сверкающие звезды на небе…

- Вы гладите мягкий шелковистый мех маленького котенка…

- Вы надкусываете хрустящее сочное яблоко…

- Вы наблюдаете, как облетают осенние листья с деревьев…

- Вы прыгаете с большого круглого камня в пруд…

 

Упражнения на доверие:

«СЛЕПОЙ И ПОВОДЫРЬ»

Упражнение помогает участниками продемонстрировать умение заботиться друг о друге.

Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на пары, так чтобы рядом с вами оказался малознакомый человек. Сейчас вам предстоит серьезное испытание, представьте, что один из вас слепой, а другой поводырь. Человек, невидящий приехал в это новое для него место впервые и ему очень интересно, что его окружает. Поводырю необходимо провести экскурсию, не забывая об особенностях туриста. Будьте внимательны и осторожны, вы отвечаете как за расширение кругозора, так и за жизнь и здоровье своего подопечного.

Через некоторое время партнеры могут поменяться местами.

«КРУГ ДОВЕРИЯ»

Упражнение позволяет участникам определить готовность членов группы обращаться друг с другом с уважением: проверить уровень собственного доверия к членам группы и продемонстрировать степень уважения и бережного отношения к другим.

Задание: Отодвинуть в сторону столы и стулья, освободить место для упражнения. Группа выстраивается в большой круг. Предложите участникам закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу. Они должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в очень медленном темпе. Когда группа успешно справиться с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться намного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Призовите участников быть максимально внимательными, чтобы никто не ушел домой в синяках.

Это упражнение показывает, что по жизни можно идти по - разному (вовсе не обязательно во что бы то не стало пробиваться к цели, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам так же, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

«БОЛЬШИЕ ШАГИ»

Упражнение позволяет сенсорно почувствовать себя частью группы и физически ощутить целостность и единство.

Задание: Группа становится в круг. Каждый кладет руки на плечи соседа. Они все должны сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Вы говорите: «Раз, два, три…Шагаем!», и группа делает первый шаг. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Вы повторяете: «Раз. Два, три…Шагаем!», и группа делает второй шаг. Вполне вероятно, что в круге стало довольно тесно, но все - таки добавьте третий шаг. Насколько возможно все поднимают левую ногу. Вы даете команду к последнему шагу. После этого все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.

 

Упражнения на окончание взаимодействия

«БРАВО»

Упражнение способствует сплочению группы. Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет.

Задание: Поставьте стул в центре класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. Спросите детей, кто из них хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов? В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ребенку, они будут хлопать еще сильнее.

«СЕРДЦЕ ГРУППЫ»

Упражнение, благодаря используемой в ней символике, великолепно подходит ко дню Святого Валентина или празднику 8-го Марта. Но, конечно же, Вы можете проводить ее и в другие дни. На большом картонном сердце пишется что-нибудь позитивное про каждого ребенка, чтобы все ощущали себя уважаемыми и достойными любви и внимания.

Материалы: Бумага, карандаши, фломастеры и большое сердце, вырезанное из красного картона.

Инструкция: «Знаете ли вы, что у нашей группы есть свое сердце? Я хочу, чтобы сейчас вы сделали друг другу что-нибудь приятное. Напишите свое имя на листе бумаги и сложите его, чтобы каждый из вас мог потом вытянуть жребий с чьим-нибудь именем. Обязательно проверьте, не вытащили ли вы свое собственное имя, в таком случае вы можете поменять бумажку.

А теперь я расскажу вам, что вы сейчас будете делать. Я принесла с собой большое сердце, которое и станет сердцем нашей группы. Придумайте дружескую и приятную фразу в адрес того, чье имя вы вытянули по жребию. Возьмите лист бумаги и запишите на нем то, что вы придумали. Может быть, вы напишете: «Мне нравится то, что Петя такой веселый», «У Юли всегда очень интересные мысли», «Женя всегда готов придти на помощь». Если составленная вами фраза придется вам по душе, возьмите фломастер и запишите ее на красном сердце группы».

Положите красное сердце на стол так, чтобы дети могли подойти к нему со всех сторон. После того, как Вы проведете обсуждение упражнения, сердце группы может стать прекрасным декоративным украшением помещения.

Обсуждение: Понравилась ли тебе эта игра? Что тебе нравится в этом сердце? Легко ли было сказать что-нибудь приятное о другом ребенке?

Нравится ли тебе то, что написано на сердце про тебя?

«ПОЗИТИВНЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ»

Упражнение является отличным способом завершения взаимодействия и сохранения позитивных эмоций.

Материалы: бумага, фломастеры, французские булавки.

Задание: Каждому участнику прикрепляются два листка – на грудь и на спину. Предлагается друг другу на спине написать пожелание, а на груди нарисовать позитивный рисунок «в дорогу». Эти пожелания остаются участникам на память.

«СПАСИБО ЗА ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ»

Это дружеский ритуал завершения очередного учебного дня, окончания классной экскурсии, прощальной церемонии в конце пикника или загородной прогулки, завершения последнего урока перед каникулами. Кроме того, этот ритуал развивает в детях важное качество — столь редкое в наш век высоких скоростей - умение ярко и выражено благодарить.

Инструкция:Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: "Спасибо за приятный день!" Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: "Спасибо за приятный день!" Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний ребенок, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

Если представится соответствующая возможность, постарайтесь тоже оказаться в центре круга.

 
 Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов. Он имеет широкое значение, так как разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.
      Во-первых, это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (познавательной, эмоционально-личностной). Такие занятия проводятся в ходе курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Одна из методик по психогимнастике была создана в Чехословакии в 1979 году Ганой Юновой. Каждое занятие по данной методике включает ритмику, пантомиму, коллективные игры, больше ориентированные на психомоторную координацию. Психогимнастика по Юновой состоит из 3-х фаз:

  1. Снятие напряжения, что достигается с помощью бега и ходьбы

  2. Пантомима

  3. Заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе.

       Основной акцент в психогимнастике Чистяковой делается на обучение технике выразительных движений в воспитании эмоций и на приобретение навыков в саморасслаблении. Основные задачи данной методики – научить ребёнка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.
      А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
      У всех, овладевающих психогимнастикой, вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта), изживаются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность).
      Во-вторых, психогимнастика – это курс специальных упражнений и игр, проводимых учителем на уроках, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, способствуют развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий.
      В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Если рассмотреть структуру психогимнастики, то можно отметить, что она состоит из 3-х частей:

  1. Подготовительная

  2. Пантомимическая

  3. Заключительная

Задачи подготовительной части:

  • уменьшение напряжения учащихся,

  • снятие страхов и запретов,

  • развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей

  • формирование способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния

        Пантомимическая часть является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.
      Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности.
      Использование этой техники на уроках и в ГПД способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе взаимодействия с педагогами и другими детьми, чему придаётся большое значение, так как у учащихся с/к/ош имеются множество причин, вызывающих нарушения общения, например, вследствие двигательной расторможенности, неумения словесно общаться.
      Все уроки должны быть ориентированы на психологическую защищённость ученика, его комфортность и потребность в эмоциональном общении с учителем. Для решения этих задач используется метод психогимнастики. Она занимает на уроке не более 5 минут. Её можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начинать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.
      Сухомлинский писал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Нейропсихологами доказано, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев руки. Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур (пальчиковый театр, игры-этюды, упражнения), что делает это не только полезным, но и приятным. Интересно отметить, что человек может мыслить стоя неподвижно, однако, для закрепления мысли необходимо движение. Неподвижный ребёнок не обучается!           

 1. Применять в ходе психогимнастики пальчиковые игры и упражнения.

ПРИМЕР:

Упражнение «Солнышко - луна»
.
Пальцы соединены в замок – луна, пальчики медленно//быстро одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и всё повторяется.
      Немаловажное значение имеет и развитие глазодвигательных мышц. Сеченов считал: «Неподвижный глаз также слеп, как и неподвижная рука». Игровые глазодвигательные упражнения очень нравятся детям, и они воспроизводят их дома.            

 2. Использовать глазодвигательные упражнения.

ПРИМЕР:
Упражнение «Конвергенция»
.
Ребёнок поднимает предмет на уровень вытянутой руки, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него.             

3. Психогимнастика включает в себя упражнения для языка и мышц челюсти, перекрёстные телесные и дыхательные упражнения.
      Соединение правильного дыхания с движениями способствует оптимизации кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.
      Выполнение дыхательных упражнений на уроках успокаивает и способствует концентрации внимания. Плавные, растягивающие движения снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической активности и работоспособности. Дышать надо в медленном ритме, дыхание должно содержать 4 равные по времени фазы: вдох – задержка – выдох – задержка. Вначале каждая из них составляет 2 – 3 секунды, постепенно время увеличивается до 7 секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержек дыхания – паузы.
      Дыхательная гимнастика очень эффективна при бронхиальной астме, пневмонии, рините, гайморите, гриппе, гипертонии, остеохондрозе, аритмии, заикании, логоневрозе, болезни голосового аппарата.

ПРИМЕР:
Упражнение «Воздушный шарик»
.
Глаза смотрят перед собой. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) на счёт 1-4 затем пауза на счёт 5-6 и шумный выдох через открытый рот на счёт 7-10, затем опять пауза на счёт 11-12. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребёнок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе.
      Психогимнастика не только повышает потенциальный энергетический уровень ребёнка, но и способствует развитию его познавательной и эмоционально- личностной сферы.             

4. Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям (В основном используется бессловесный материал). Владение выразительными движениями предполагает понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела человека.

ПРИМЕР:
Упражнение «Радость»
.
Тебе сегодня подарили то, о чём ты больше всего мечтал, покажи как ты рад.

5. Мимические и имитирующие упражнения, входящие также в психогимнастику улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

ПРИМЕРЫ:
На грядке выросли овощи. Изобразите овощи толстячками (надуйте щёчки), худышками (втяните щёчки).  

6. Релаксационные упражнения помогают снять мышечное напряжение.

ПРИМЕР:
Войдите в образ берёзки. Поднимите руки – ветви, покачайте ими под лёгким ветерком, под сильным ветром.

7. Психофизические упражнения, способствующие раскрепощению учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения (часто используются сказочные сюжеты, их театрализация).

 8. Коммуникативные игры способствуют улучшению взаимопонимания, налаживанию контактов.

ПРИМЕР:
«В этом классе все друзья»
.
Ведущий: В этом классе все друзья?
Дети: Я, ты, он, она…
Ведущий: Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева
               В этом классе все друзья?
Дети: Я, ты, он, она…
Ведущий: Погрози соседу справа, погрози соседу слева.
               В этом классе все друзья?
Дети: Я, ты, он, она…
Ведущий: Помаши соседу справа, помаши соседу слева и т.д.             

Во время психогимнастики можно использовать вспомогательные средства. Они облегчают возможность продуктивного контакта с детьми. К таким средствам относятся рисование и музыка.
      Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия, выражения эмоций, усиливает эффект от проводимых упражнений. Рисование помогает снимать напряжение. Графическое отреагирование особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря.

ПРИМЕР:
Упражнение «Дождь и дождик»
 с использованием ИЗО деятельности.
К-а-а-а-а-п – капает большой дождь
Кап – кап-кап-кап- маленький дождик.             

          В ходе психогимнастики могут применяться такие виды ИЗО-деятельности, как рисование с помощью шаблонов, фигурок, кляксография, тематическое и свободное рисование. Тренировать умение распознавать эмоциональные состояния по мимике можно с помощью шаблонов – пиктограмм, которые представляют собой набор карточек, на которых с помощью простых знаков изображены различные эмоции. Значительно повышается эффективность воздействия упражнений, если они сопровождаются музыкой.      

          Музыка является самым действенным и организующим средством общения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям разного возраста. С помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбуждённый темперамент, расторможенность, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к урочной деятельности. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе учащихся, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера, социализация ребёнка через игру. Музыка также может быть просто фоном, на котором развивается действие.           

Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока поможет ребёнку научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррек





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!