СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала в 9 классе по теме "Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения."»

Конспект урока по русскому языку (9 класс)



Тема: Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения.

Цель: формировать знания об основных типах сложных предложений и умение разграничивать сложные предложения разных типов.

Основные задачи урока:

  1. Совершенствовать умения и навыки разграничивать простые и сложные предложения, навыки постановки знаков препинания в простом и сложном предложении.

  2. Расширять и углублять предметную компетенцию.

  3. Способствовать воспитанию личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли.



Тип урока: урок изучения нового материала



Используемые учебники и учебные пособия: Учебник: Русский язык 9 класс под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта.



Используемое оборудование: таблица «Разряды союзов», раздаточный материал, лист самооценки.



Планируемые результаты: обучающиеся опознают сложные предложения и определяют их роль в речи; различают основные виды сложных предложений; определяют их структуру и средства связи между частями; конструируют сложные предложения разных типов.



Ученик научится ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи, отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

.













Ход урока







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУУД

1.Организационнный момент




2.Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания упр.44


Обучающиеся повторяют основные понятия: называют основное отличие простых предложений от сложных, дают определение сложного предложения.


3.Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сложными предложениями, так как, зная секреты этих сложных конструкций, вы сможете более продуманно использовать стилистические богатства нашего языка, совершенствовать языковое чутьё и речевую культуру. Тема нашего урока «Типы сложных предложений и средства связи между частями сложного предложения».



Сопутствующее повторение (типы связи словосочетаний В-2 ГИА, правописание приставок А-6ГИА)










Создание проблемной ситуации.

Анализ языкового материала (раздаточный материал)

Задание. Прочитайте предложения вслух, определите, простые они или сложные. Аргументируйте свой ответ

1.Я стоял на вершине холма передо мною то золотым то серебряным морем раскинулась спелая рожь.

2. Настоящей помощи от него не ждали так как он был слаб здоровьем.

3.Музыка гремит и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.






Запишите предложения, расставьте знаки препинания, замените словосочетание «серебряным морем», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (В-2,ГИА), в каком слове правописание приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука (А-6,ГИА); что общего в строении этих предложений и что различного? (Ребята отмечают, что все предложения сложные. Объясняют постановку знаков препинания, но затрудняются с ответом на последний вопрос.)


Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; формировать умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


4.Работа над темой урока.

- Как связаны простые предложения в составе сложных?

Воспользуйтесь таблицей «Разряды союзов». Как называются союзы? Подумайте, на какие группы можно разделить сложные предложения в зависимости от средства связи простых? Ответ в виде схемы.

Проверка схем по учебнику. Ознакомление с теоретическим материалом по теме урока, параграф 6.

Обучающиеся отвечают, что в 1 предложении по смыслу, без союзов; во 2- при помощи союза так как; в 3- при помощи союза и.




Ребята представляют свои схемы.






Ребята дополняют свои схемы.

Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию;

Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Формировать умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

Умение задавать вопросы;


5.Закрепление и обобщение знаний и умений обучающихся.

Работа в группах. Класс делится на 3 группы. Слабые ученики получают индивидуальные задания. Учитель выступает в роли консультанта.

1 группа- упр.52 (умение разграничивать предложения разных типов, умение объяснять пунктуацию предложений, умение составлять схемы)

2группа- упр.54 (Составление сложных предложений разных типов, умение расставлять знаки препинания)

3-группа-упр.56(1) (умение разграничивать простые и сложные предложения, умение определять средства связи сложных предложений)


Формировать умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

6.Выступление групп.


Обучающиеся оценивают себя в листке самооценки.


7.Рефлексия.Подведение итогов урока.


Выполнение теста. Самопроверка по образцу (см. приложение)

Формировать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.



8.Домашнее задание.

Параграф 6 упр.49,упр.56(2) по выбору.



























Приложение

Лист самооценки группа 1

ЗАДАНИЕ 1

+/-

1.Умение выделять грамматическую основу


2.Умение расставлять знаки препинания в сложном предложении


3.Умение заменить словосочетание одного вида связи на другое


4.Умение находить слово с обозначенной орфограммой


ЗАДАНИЕ 2 УПР.52


1.Умение составлять схемы


2.Умение объяснять пунктуацию предложений


3.Умение подбирать сложные предложения, соответствующие составленным схемам


Задание 3 Тестовая работа


1.Умение определять простые предложения


2.Умение определять сложносочинённые предложения


3.Умение определять сложноподчинённые предложения


4.Умение определять бессоюзные сложные предложения


Общее количество баллов




Количество баллов 10-11 – 5 (отлично)

7- 9 – 4 (хорошо)

5- 6- 3 (удовлетворительно)

Менее 5 – 2 (неудовлетворительно)



















Лист самооценки группа 2

ЗАДАНИЕ 1

+/-

1.Умение выделять грамматическую основу


2.Умение расставлять знаки препинания в сложном предложении


3.Умение заменить словосочетание одного вида связи на другое


4.Умение находить слово с обозначенной орфограммой


Задание 2 упр.54


1.Умение составлять предложения по данным схемам


2.Умение давать характеристику предложения


3.Умение расставлять знаки препинания в сложном предложении


Задание 3 Тестовая работа


1.Умение определять простые предложения


2.Умение определять сложносочинённые предложения


3.Умение определять сложноподчинённые предложения


4.Умение определять бессоюзные сложные предложения


Общее количество баллов







Количество баллов 10-11 – 5 (отлично)

7- 9 – 4 (хорошо)

5- 6 - 3 (удовлетворительно)

Менее 5 – 2 (неудовлетворительно)

















Лист самооценки группа 3

ЗАДАНИЕ 1


1.Умение выделять грамматическую основу


2.Умение расставлять знаки препинания в сложном предложении


3.Умение заменить словосочетание одного вида связи на другое


4.Умение находить слово с обозначенной орфограммой


ЗАДАНИЕ 2 УПР.56 (1)


1.Умение находить сложносочинённые предложения


2.Умение составлять схемы предложений


3.Умение определять союзы в сложном предложении


ЗАДАНИЕ 3. Тестовая работа


1.Умение определять простые предложения


2.Умение определять сложносочинённые предложения


3.Умение определять сложноподчинённые предложения


4.Умение определять бессоюзные сложные предложения


Общее количество баллов





Количество баллов 10-11 – 5 (отлично)

7- 9 – 4 (хорошо)

5- 6 - 3 (удовлетворительно)

Менее 5 – 2 (неудовлетворительно

















Раздаточный материал

Задание 1

А) Прочитайте предложения вслух, определите, простые они или сложные. Аргументируйте свой ответ

1.Я стоял на вершине холма передо мною то золотым то серебряным морем раскинулась спелая рожь.

2. Настоящей помощи от него не ждали так как он был слаб здоровьем.

3.Музыка гремит и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.

Б) Запишите предложения, расставьте знаки препинания, замените словосочетание «серебряным морем», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (В-2 ГИА), в каком слове правописание приставки определяется звонкостью/глухостью следующего за ней звука (А-6 ГИА); что общего в строении этих предложений и что различного?

ЗАДАНИЕ 2. РАБОТА В ГРУППАХ ПО УЧЕБНИКУ.

ЗАДАНИЕ 3. ТЕСТОВАЯ РАБОТА.

Распределите номера предложений в соответствующие колонки таблицы:

1.Всю ночь лил дождь, его сменил жар раннего июльского утра.

2.Гора в этом месте спускалась в воду тёмными террасами, и каждый такой шаг в темноту был окантован светло-зелёной бахромой из водорослей.

3.Это случилось в полнолуние, в апреле, когда море было ещё покрыто льдом.

4.Медленно-медленно шланг начал расти: пока всё шло по плану.

5.Лёд был чёрный, и на нём, посреди этой черноты, София увидела за открытой заслонкой полыхающий в печке огонь.

6.Солнце продолжало свой маршрут, папа опять огибал мыс, вытаскивая и проверяя сеть и снова опуская её в море.

7. Ветви цветущих черешен смотрят мне в окна и засыпают мой письменный стол белыми лепестками.

8.Он хотел было выехать со мной, но почему-то раздумал.

9.Проплывая мимо на лодке, можно было увидеть , как ветер ломал и корёжил деревья, заставляя их чуть ли не ползком ползти по земле.

10.Он приостановился, вглядываясь, и вдруг вздрогнул от неожиданности.







Индивидуальное задание.

1.Запишите предложения, выделите в них грамматические основы (подлежащее (кто? что?) и сказуемое (что делает?)

1) Наступила осень. Вместе с ней пришли холодные дожди.

2) Тучи затягивают небо. Снова светит солнце.

3) Листок не пошевелится. Птица не пропоёт.

4) Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал.

5) Ночи стали холодными. Днём по-прежнему тепло.

2. Составьте из двух простых предложений сложное, используя в качестве средства связи союзы (см .таблицу) Расставьте знаки препинания в сложном предложении.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!