Пояснительная записка
Урок музыки в 3 классе.
Тема: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».
Программа: «МУЗЫКА 3 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
Раздел 2 «День, полный событий».
Занятие 1 час в неделю.
Тип урока: углубление в тему.
1. Этапы урока:
1. Организация начала урока.
2. Актуализация знаний.
3. Сообщение темы, целей и задач урока.
4. Углубление темы.
5. Прослушивание.
6. Игра «Комплимент».
7. Распевание.
8. Работа над песней
9. Итоги урока.
10. Рефлексия.
11. Сообщение домашнего задания.
2. Используемые приемы и методы.
Словесные: беседа.
Наглядные: портрет композитора В. Гаврилина, изображения инструментов.
Практические: пение, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика.
Оборудование: ноутбук, колонки, портрет В. Гаврилина, фортепиано, карточки с текстами песен, учебник «Музыка 3 класс» Е.Д. Критская, карточки для рефлексии.
3. Используемые технологии:
Игровые.
Коррекционно- развивающие.
Личностно- ориентированные.
4. Меж предметные связи на уроке, прослеживались через
Беседа учителя о композиторе, о семейных ценностях.
В течение урока были задействованы анализаторы: зрительные, слуховые.
5. Прогнозируемый результат:
В рамках заявленной темы и выбранного типа урока на уроке сформированы следующие компетенции:
- учебно- познавательные (умение быть слушателями, исполнителями)
-коммуникативные (умение высказывать свою точку зрения и умение сотрудничать с одноклассниками).
-информационные (знать о празднике «День матери» и уметь его отметить)
- ценностно- смысловые (умение формулировать собственные ценностные ориентиры).
-компетенции личностного самосовершенствования (уметь быть хорошими, отзывчивыми детьми своих родителей и хорошими родителями)
Содержание урока.
1. Организация начала урока.
-Здравствуйте, ребята! Приготовьтесь пожалуйста к уроку. На рабочем столе должна быть тетрадь по музыке, нотная тетрадь, пенал и дневник. Всё лишнее убираем с парт. Я желаю вам хорошего настроения! Работайте активно сегодня на уроке!
2. Актуализация знаний.
-Дети, сейчас вы прослушаете композицию, а вам необходимо угадать ее название и композитора. Слушайте внимательно.
-Ребята, как называется данная композиция? («Осенняя песня»)
-Правильно. Какой композитор написал эту композицию? (П.И. Чайковский)
- Какой характер у этой песни? (Печальный, задумчивый, спокойный)
- Правильно. Молодцы, ребята.
3. Сообщение темы, целей и задач урока.
-Ребята, для того, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам прослушать отрывок из композиции (прослушивания песни «Мама- первое слово»)
- Как вы думайте, какая тема сегодняшнего занятия? (Ответы детей)
- Как вы думаете, чему мы научимся на уроке? (Научимся понимать образ мамы в музыке)
4. Вступительная беседа.
- Ребята, произнесите сейчас вслух хором слово «мама».
- Что вы чувствуете, когда произносите его? (ответы детей)
- Вспомните, как вы чаще всего обращаетесь к маме? (ответы детей)
- От этого слова всегда веет теплом. Ваша мама всегда с вами: она в каждой вашей улыбке, в каждой вашей слезинке. Она как ангел, всегда стоит за вашим плечом, закрывая вас своим теплом от беды и несчастья. Ребята, сейчас за окном осень, никак не весна, и не день 8 марта, и вдруг мы говорим о маме. Как вы думайте, почему? (Потому что скоро день матери)
-Правильно. Каждое последнее воскресенье ноября празднуется день матери. 27 ноября будет этот праздник. Ребята, а какова роль мамы в вашей семье? (ответы детей)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с композитором Валерием Гаврилиным. (Портрет композитора), который сочинил очень красивую песню о маме.
5. Углубление темы.
Валерий Гаврилин родился 17 августа 1939 года на русском севере в городе Вологде в учительской семье. В тяжелые годы войны мальчик жил с мамой, в селе Перхурьеве, где она трудилась директором детского дома. Несмотря на тяжелое время, композитор с благодарностью вспоминал тот период: «Я ведь сочиняю и живу только тем, чем напитался в детстве». Мама для Василия Гаврилина делала всё и пыталась, чтобы ее сыну было хорошо при любых обстоятельствах. Именно эту нежность, трепетность и любовь к маме Василий Гаврилин передал в своей песне «Мама», которую мы с вами сегодня послушаем.
6. Прослушивание.
Итак, сейчас мы послушаем песню «Мама» В. Гаврилина.
Во время ее прослушивания постарайтесь представить образ мамы? Исполняю песню.
(Ответы детей).
Молодцы, ребята.
7. Игра «Комплимент».
- Скажите комплимент своей маме. Продолжите фразу:
«Моя мама самая……» (ответы детей)
-Хорошо, дети. Спасибо за ответы.
8.Распевание.
А сейчас мы с вами подготовим свой голос к пению с помощью распеки.
-Итак, начнем распевание. Встаем из-за своих парт, внимательно смотрим на меня, повторяем и распеваемся.
1. Работа над силой голоса.
«ма- ма – ма»( плавное дыхание, мягкий вдох и выдох)
2. Работа над высотой голоса:
- «Я пою, хорошо пою» (верхние звуки, опора дыхания, чёткая дикция)
3. Работа над ритмом и дикцией:
- «ДВА КОТА»
Та - та, два кота
Два ободранных хвоста.
Белый кот в чулане,
Все усы в сметане.
Чёрный кот полез в подвал
И мышонка там поймал. (упражнение на развитие памяти, чёткая дикция)
4. Дыхательные упражнения:
- «задуваем свечку»,
- «пьём сок, через трубочку»
- «машинка»
5. Упражнения закрытым ртом (расслабление)
- «М» (свободный вдох, расслабление губ, объёмный звук).
- Молодцы, ребята! Мы можем продолжать работать дальше.
10. Продолжаем работу над песней «Профессия мама».
11. Итоги урока.
- О чем мы сегодня говорили с вами на уроке? Достигли ли мы целей, поставленных в начале?
- Что вам показалось наиболее интересным?
-Как передавал Василий Гаврилин образ мамы в песне «Мама»?
12. Рефлексия.
- У вас на столах есть карточки. Если у вас на уроке возникали затруднения, поднимите карточку с грустной ноткой. Если же вам тема урока далась легко, поднимите карточку с изображением весёлой ноты.
13. Сообщение домашнего задания.
-Дома вам необходимо доучить текст песни «Профессия мама» и нарисовать портреты ваших мам.