СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Тема любви в лирике А. С. Пушкина или «Поговорим о странностях любви, Иного я не смыслю разговора…».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе в 9 классе на тему «Поговорим о странностях любви» разработан на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Данная технология ориентирована на развитие личности каждого ученика, ибо изучение предметного материала осуществляется на основе субъектного опыта ребёнка в контексте системно-деятельностного подхода. Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Тема любви в лирике А. С. Пушкина или «Поговорим о странностях любви, Иного я не смыслю разговора…».»

Тема урока: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина или «Поговорим о странностях любви, Иного я не смыслю разговора…».

Образовательная цель:

создать предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения.

Задачи:

  • развивать умение выделять главное и существенное методом «вслед за автором» для роста познавательного мотива;

  • закрепить умение выстраивать цепь событий методом «пристального взгляда»;

  • продолжить работу по осознанию роли художественной детали и выразительно-изобразительных средств в постижении идеи произведения.


Развивающая цель:

создать условия для развития памяти и устной речи учащихся а также обогащения их словарного запаса.

Задачи:

  • развивать умение выделять главное и существенное методом «вслед за автором»;

  • закрепить умение выстраивать цепь событий методом «пристального взгляда» для роста познавательного мотива;

  • продолжить работу по осознанию роли художественной детали и выразительно-изобразительных средств в постижении идеи произведения.


Воспитательная цель:

способствовать воспитанию красоты человеческих отношений через восприятие художественного произведения.

Задачи:

  • способствовать формированию «ценностей, которым нет цены» через погружение в текст художественного произведения;

  • установить психологический и эмоциональный контакт с детьми путём создания комфортного микроклимата во избежание излишней тревожности учащихся.


Оборудование урока:

  • Видеоролик «Танец любви» (Приложение №1);

  • Учебник-хрестоматия под редакцией В. Я. Коровиной с текстами стихов (Тексты стихов прилагаются: приложение №2);

  • Мультимедийная презентация «Певец любви»;

  • Грамзапись стихотворений «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии», «Я вас любил» (входит в мультимедийную презентацию);

  • Музыкальные произведения (романс Глинки «Я помню чудное мгновенье»; «Натали» на муз. Е. Мартынова; «Попурри» И. Крутого; «Вальс воспоминание» (входит в мультимедийную презентацию);

  • Памятка «Схемы анализа стихотворений» (Приложение №3);

  • Кластер (входит в мультимедийную презентацию; приложение – памятка №4);

  • Мини-тест (входит в мультимедийную презентацию);

  • «Словарь литературоведческих терминов» (Приложение №5);

  • Рисунки учащихся (Приложение № 6);

  • Сообщения учащихся (прописаны в ходе урока).


Начать сегодняшний наш разговор я хочу вот с фрагмента «Танец любви).

Опираясь на увиденное, определите тему урока.

Тема любви в творчестве Пушкина.

Обозначьте цель сегодняшнего разговора.

Знакомство с любовной лирикой поэта на примере его стихотворений «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил».

Какие задачи для достижения этой цели мы должны решить?

познакомиться с женщинами, которые вдохновляли проникновенного лирика;

прочитать и проанализировать стихотворения, посвящённые теме любви;

выяснить путём умозаключений, что значит любить для Пушкина.

Согласна. Но я предлагаю вашему вниманию вопрос, на который надеюсь услышать ответ: «Пушкин - герой-любовник, изложивший свой жизненный опыт в стихах, или поэт, воплотивший свои стихотворения в жизнь?»

Любовь – вечная тема, вечный сюжет. Но время и люди дают ему свое прочтение.

Я все пытаюсь разгадать загадку пленительных пушкинских строк:

Поговорим о странностях любви –

Иного я не смыслю разговора.

Кокетничал ли, лукавил ли великий поэт, утверждая, что иного разговора, чем о любви, «не смыслит»? Или в самом деле веровал, что нет выше слова, которое бы заключало в себе всё - власть и самоотдачу, свободу и плен, вдохновение и муку?

Размышляя над темой сегодняшнего урока, я подумала о том, что если раскрыть программу по литературе за 9 класс, то в ней будет значиться: «Любовная лирика Пушкина, 1 час», т.е. 1 урок: 45 минут на любовь. Может быть, поэтому в действительной жизни и встречается часто 45-минутная любовь? Я не знаю, сколько времени будет длиться наш сегодняшний разговор: любовь нельзя запланировать.

Пушкинские стихи принято считать шедеврами любовной лирики. Как творческий человек, он умел восхищаться женской красотой, воспевая ее в своих стихах.

Юля изучила адресатов любовной лирики поэта. О некоторых она сейчас вам расскажет. Ваша задача – анализировать услышанное, помнить о задачах урока.

Екатерина Бакунина – первая восторженная любовь Пушкина. Более 20 стихотворений посвящено этой прекрасной даме. Пушкин впервые увидел Бакунину в Царском селе. Каждая мимолетная встреча превращается в событие необыкновенное: Екатерина поражает Пушкина острым умом и чарующей красотой.

Зинаида Волконская происходила из богатой семьи, получила образование и воспитание в лучших европейских традициях.

Она обладала редким по красоте голосом "бархатного" тембра, драматическим талантом, отличалась яркой сценической внешностью. С большим успехом выступала как оперная певица и как комедийная актриса в салонах Вены, Парижа.  Именно Волконскую Пушкин называл «Царица муз и красоты».

Евдокия Голицына - образованнейшая дама того времени. Она знала в совершенстве иностранные языки, историю, географию, литературу, но больше всего любила математику. Кроме того интересовалась политикой, философией, экономикой. По воспоминаниям друзей, Пушкин влюбился в Голицыну смертельно. Блистательная русская балерина Авдотья Истомина. Она славилась блестящим искусством танца и удивительной красотой.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…

Елизавета Воронцова была очень умной, обольстительной женщиной. Пушкин познакомился с ней в Одессе и страстно ею увлекся. Отправляясь в северный уезд, Пушкин получил от Воронцовой перстень-талисман, которым очень дорожил и с которым никогда не расставался. Мария Раевская – дочь прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н.Раевского, жена декабриста, одна из замечательных женщин того времени. Она одна из первых добивается разрешения Николая I и следует за мужем в Сибирь, где проводит с ним 30 тяжёлых лет.

Предположительно стихотворение «На холмах Грузии» посвящено Марии Раевской, в которую Пушкин был влюблен в годы юности. На черновике стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» мы видим следы напряженной работы поэта: обилие зачеркнутых, исправленных и переделанных строк. Из этого следует, что простота и легкость стихотворения явились результатом упорного труда автора и что нет ни одного случайного слова: каждое из них имеет глубокий смысл. Вслушайтесь в слова стихотворения. Пользуясь планом анализа, дайте оценку стихотворению с точки зрения его художественных достоинств. Не забывайте о состоянии души лирического героя.

Грамзапись «На холмах Грузии».

Сегодня сидящие рядом зависят друг от друга. Если я спрашиваю кого-то одного, другой должен согласиться с мнением соседа или опровергнуть его. Напоминаю, что у вас на столе – многовариантный план анализа стихотворения и «Словарь литературоведческих терминов», которые, надеюсь, помогут вам в работе.


Определите, сколько предложений в этом стихотворном тексте? Можно ли каждое из них назвать микротемой и как они соотносятся между собой?

В этом стихотворении 3 предложения:

первое – это описание места, где находится поэт;
второе – нахлынувшие воспоминания о возлюбленной; 

третье – поэт вновь переживает чувство любви.

Можно сказать, что описание мест, в которых оказался поэт, вызывает в нем воспоминания о возлюбленной, и он вновь переживает любовь.

Выберите верные варианты ответов. Какие художественные средства использует поэт в стихотворении? Выделите их разноцветными маркерами. Объясните, какую роль они играют.


Инверсия


Эпифора

Ассонанс

Эллипсис

Лексический повтор

Эпитет

Оксюморон

Алогизм

Гипербола

Метафора

В стихотворении используется инверсия, она создаёт определенную ритмичность, напевность, спокойствие: лежит мгла; шумит Арагва…

Я бы назвала лексический повтор: печаль моя светла; печаль моя полна тобою. Ключевое слово – печаль, так как она связана с прекрасными воспоминаниями о возлюбленной о возлюбленной.

На мой взгляд, здесь есть более значимый лексический повтор тобою, тобой, одной тобой является эмоциональным центром стихотворения. Он соединяет первое и второе четверостишия.

В конце стихотворения чувство автора обретает конкретность, также выраженную лексическим повтором: любит – любить.

В третьей строке Пушкин употребляет слова с противоположной эмоциональной окраской: грустно – легко, печаль – светла. Этот прием называется оксюморон. Здесь при помощи него передается особенность чувства грусти и печали – светлая, легкая грусть и печаль.

В последнем предложении используется метафора: сердце горит. Она передаёт  пылкость чувств автора.

Кто из вас заметил что-то необычное в изображении пейзажа?

Я думаю, что пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы — возвышенности, поднятые к небу, а второй — лежащую у ног поэта глубокую реку.

Я читал, что это так называемый психологический пейзаж. Считаю, что таким образом, первые строки вводят в сознание читателя образы высоты и глубины чувств поэта.

Это стихотворение о счастье общения с любимой, которое не всегда заканчивается свадьбой. Оно может быть только улыбкой, единственной прогулкой по дождливым осенним улицам, единственным вальсом в школьном зале, единственной запиской – полупризнанием. И от этой единственности неповторимым.


Своими наблюдениями о следующем адресате поделится ...

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».

Анна Петровна Керн была незаурядной женщиной: обаятельной, умной, образованной, с литературными способностями.

Первая встреча Пушкина и А. П. Керн состоялась в 1819 году в Петербурге на балу.

Вторая их встреча произошла спустя 6 лет в Тригорском. Пушкин в это время находился в ссылке в соседнем имении Михайловское.

В день отъезда Анны Петровны поэт подарил ей первую главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…».

Личная жизнь Анны Петровны Керн сложилась неудачно. По настоянию отца она была в 17 лет выдана замуж за 52-летнего генерала Керна, во многом похожего на грибоедовского Скалозуба.

Вдохновительница пушкинской музы пережила  поэта  на 43 года. Она бережно сохранила все его письма. 

Интересно, что спустя годы великий русский композитор М.И. Глинка  написал романс «Я помню чудное мгновенье» и посвятил его дочери А.П. Керн – Екатерине. Две женщины вдохновили двух великих художников на создание произведений необыкновенной силы, очарования, красоты.

Определите, какие события жизни А.С.Пушкина угадываются в содержании стихотворения?

Это стихотворение о любви, в нем мы видим историю взаимоотношений А.С.Пушкина и А.П.Керн, две их встречи, разделенные годами. Оно рассказывает о трёх разных этапах в жизни лирического героя.

1-я часть, то есть первые два четверостишья рисуют 1819 год, первую встречу Пушкина с Керн.

2-я часть, два вторых четверостишья, рассказывают о ссылке поэта в Михайловское.

3-я часть переносит читателя в 1825год, когда состоялась вторая Пушкина встреча с Керн.

Оцените эмоциональную окраску всех частей стихотворения.

Эмоциональная окраска во всех частях разная:

1-я часть – счастье, восторг юношеской любви.

2-я часть – угасание любви, опустошение души.

3-я часть – счастье, восторг от ощущения полноты жизни.

Любовь помогает лирическому герою переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.

Нарисуйте с помощью эпитетов образ возлюбленной поэта и выделите их в тексте красным маркером.

Пушкин сравнивает возлюбленную с «мимолетным виденьем», с «гением чистой красоты». Ее «голос нежный» и «милые черты» являются ему во сне.

Образ возлюбленной обобщен, это не реальная женщина, а символ, божество, поэтому и эпитеты все необыкновенно красивые, таинственные.

Определите особенность композиционной основы стихотворения.

Мне кажется, что композиционную основу стихотворения составляют не события жизни поэта, а развитие лирического чувства. Пушкин закольцовывает композицию, чтобы убедить нас в том, что любовь, способная дать человеку счастье.

Я считаю, что в стихотворении Пушкина тема любви совместилась с темой любви к жизни, творческого вдохновения.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Стихотворению 188 лет (1825), а оно всё так же волнует и радует. А всё это потому, что вечна любовь, вечно прекрасное. И поэзия Пушкина – высшее выражение всего прекрасного, человеческого, жизненного тоже вечна.

Я вас любил», - очередной раз произнесёт поэт. Слушаем выводы, которые сделал Денис.

В мае 1827 года Пушкин уехал Петербург. Его фантазией завладела Анна Оленина. Они познакомились, когда ей было всего девять лет. Вновь встретил он ее девятнадцатилетней красавицей, сочинявшей музыку, стихи и обладавшей хорошим го­лосом. Она остерегалась Пушкина, хотя и интересовалась им. Она мечтала выйти замуж, как всякая девушка, но не считала поэта “большой партией”. Внимание знаменитого поэта не могло оставить девушку равнодушной, и она сама признавалась, “что это была честь, которой все завидовали”. Пушкин пылко влюбился, просил ее руки, но получил отказ от ее родителей: Анна не ответила на чувства поэта. Но гений Пушкина щедр, он посвятил Анне Алексеев­не большой цикл лирических стихо­творений, одно из которых «Я Вас любил».

Звучит стихотворение «Я Вас любил».

Что вы почувствовали, когда его читали и слушали это стихотворение?

Стихотворение «Я вас любил…» — это маленькая повесть о неразделенной любви. Оно поражает благородством чувств. Неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас нечем.

Я согласен, что лирический герой в этом стихотворении — человек благородный, готовый оставить любимую женщину во имя её счастливого будущего, Жаль, что любовь не состоялась.

Какие особенности вы заметили в построении стихотворения. Поделитесь своими находками.

Пушкин трижды повторяет фразу: “Я вас любил”. Эта фраза передает глубину чувства, его переживания. Это анафора.

Почти в каждой строке используется инверсия: “в душе моей”, “быть может”, “печалить вас ничем”, “любимой быть другим”, и это придает наибольшую выразительность стихотворению.

А я заметил, что все нечетные рифмы как бы настроены на звук «ж»: «быть может, тревожит, безнадежно, нежно», а все четные – на звук «м»: «совсем, ничем, томим, другим».  Пушкин словно говорит о мужском и женском начале стихотворения.

Я обратила внимание на слово Бог – как чистоту помыслов, искренность сердца.

Объясните, почему столь малое по объёму стихотворение вошло в классику любовной лирики?

Стихотворение «Я вас любил…» написано в форме послания. Подобный жанр требует от поэта краткости и в то же время ёмкости в передаче мысли.
В 8 строчках стихотворения всего два предложения, в которых поместилась история любви от начала до конца. Тут все: любовь в настоящем, прошлом, даже в будущем. И целая гамма чувств: робкая надежда, благородство, робость, ревность, нежность… Можно сказать, это маленький гимн любви. 

Действительно, это стихотворение о печали прощения, о нежности, о потере, о благородстве и красоте человеческих чувств, о великой силе любви.

Любовь не состоялась. Но как человечны и заботливы друг к другу он и она.

Р. И. Рождествеский через 142 года напишет:

Благодарю, что по судьбе прошла.

За то, что для другого сбудется

Благодарю, что со мной была,

Еще за то, что не забудется

За шепот и за крик,

За вечность и за миг,

За отгоревшую зарю,

За смех и за печаль,

За тихое «прощай»

За все тебя благодарю

И вас ждет это: встречи, расставания, разлуки навсегда. И потери любимых. И как необходимо в самых сложных жизненных ситуациях быть и оставаться Человеком.

И все-таки, признаваясь в любви многим, он любил по-настоящему, наверное, только свою Музу.

Грамзапись «Натали».

Я попросила Юлю представить книгу Натальи Павлищевой «Наталья Гончарова. Жизнь с Пушкиным и без». Книга читается на одном дыхании. Она иллюстрирована художницей Ларисой Незвинской.

По шутливому признанию поэта, Наталья Гончарова была его 113 любовью.

Ей минуло 16 лет, когда она впервые встретилась на балу с Пушкиным. «Когда я увидел в первый раз, – писал он, – я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал ей предложение». Ответ матери был нео Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин уезжает на Кавказ. Весной 1830 года он неожиданно получает привет от Гончаровых и делает предложение вторично. На этот раз оно было принято.

пределённым: дочь еще слишком молода. Пушкин счастлив. Образ Натальи Николаевны он увековечил во многих стихотворения. Строчки его знаменитой «Мадонны» вы видите на слайде. За 17 месяцев разлуки Пушкиным было написано 78 писем жене. Поэт шутливо восклицал:
Я влюблён,

Я очарован.

Словом, я оганчарован!

Ни остроумие и самоотверженная преданность, ни изящество Анны Олениной, ни «гений чистой красоты» Анны Керн не могли отвлечь Пушкина от Натальи Гончаровой. За 6 лет, которые они прожили вместе, Наталья Николаевна родила Пушкину четверых детей.

Наталья Николаевна после смерти мужа почти 2 года прожила в деревне. Она писала Карамзиной: «Я выписала все его сочинения и пыталась их прочесть, но у меня не хватает мужества: читать его, всё равно что слышать его голос…».

В 1844 году приняла предложение генерала Петра Петровича Ланского и вышла замуж второй раз.

Мы не вправе осуждать ту, которую он любил «так искренне, так нежно», за которую отдал свою жизнь, о которой он перед смертью сказал: «…жена моя – ангел».

Что значит любить для Пушкина? Какое значение вкладывал Пушкин в слово ЛЮБОВЬ? Отобразите это каждый в своём кластере.


Продолжите предложение одним словом: «Любовь для Пушкина – это…»

Обратите внимание на доску. Перед вами – произведения ваших одноклассников. Именно так они ответили своими рисунками что значит любить для Пушкина.

Выскажите свою точку зрения на вопрос, который я задала в начале урока: Пушкин - герой-любовник, изложивший свой жизненный опыт в стихах, или поэт, воплотивший свои стихотворения в жизнь? Представьте, что вы – критики. А значит, умозаключений может быть, как правило, два. Итак, ответ под названием «Два мнения» представляют

  1. Пушкин был человек, жизнь которого прошла среди женщин. На основании услышанного он представлен любвеобильным человеком, который постоянно увлекается женщинами. Любовь для него - удовлетворение желаний.

  2. Любовную лирику Пушкина нельзя рассматривать как аналог его «донжуанского списка». В его стихах говорится о чувствах, а не об отношениях. Предметом его увлечений были женщины не только красивые, но умные, талантливые, одарённые. Любовь для Пушкина – лирика – предмет высокой поэзии.

Грамзапись «Вальс воспоминаний».

Он был гениален в любви, может быть, не меньше, чем в поэзии. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них запечатлена не только психология любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.

Настоящая любовь существует»,- утверждает Пушкин. И будем просить небеса ниспослать нам любовь. Ибо даже не разделенная, она сообщает жизни смысл, делает человека иным.

И пусть пока вы рассуждаете о чужих чувствах. Зато завтра этот опыт чужой жизни поможет и подскажет вам правильное решение.

Задание для всего класса.

1. Приготовиться к разговору на тему: «А счастье было так возможно, так близко…» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

2. Задания на выбор:

  1. Создайте плэйкаст по мотивам любовной лирики А. С. Пушкина. Выразите в нём свое отношение к героям. (Сайт в помощь: http://www.playcast.ru/)

Приготовьте ОК на листе А4. В нём должно быть не более 10 слов; могут присутствовать знаки, схемы, стрелки, значки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!