Урок 1
Тема урока: Тепловое движение. Температура.
Тип урока: урок изучение нового материала
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Задачи урока:
Знать закон отражения света, принцип действия перископа.
Уметь строить изображение в плоском зеркале.
Цели урока:
Образовательные:
Физика
Физические явления
Диффузия
Тепловые явления
Тепловое движение
Температура
Развивающие:
Продолжить развивать умение применять теоретические знания для решения конкретных задач
Продолжить развивать логическое мышление через решение теоретических задач
Продолжить развивать интерес к предмету
Воспитательные
Продолжить формировать мировоззрение в процессе изучения физики и аргументировать свои выводы
Продолжить воспитывать самостоятельность, аккуратность
Продолжить воспитывать коммуникативную и информационную культуру
Оснащение урока:
Необходимое оборудование:
План урока:
Организационный этап. (1 мин)
Актуализация опорных знаний. (7-10 мин)
Постановка целей и задач урока. (2 мин)
Первичное усвоение новых знаний. (15-20 мин)
Первичное закрепление новых знаний. (8-10 мин)
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин)
Рефлексия (1 мин)
Ход урока:
Организационный этап.
Здравствуйте, садитесь. Я всех вас очень рада видеть на нашем уроке. Давайте отметим отсутствующих. + инструктаж по Т/Б
Актуализация опорных знаний.
В прошлом году мы начали изучение физики. Давайте вспомним, что изучает эта наука.
Физика – это наука о природе, которая изучает физические явления.
А теперь давайте вспомним различные физические явления. Какие физические явления вы видите на слайде? (механические, световые, тепловые, электрические, магнитные)
В 7 классе мы в основном говорили о механических явлениях. А в этом году будем изучать тепловые, электрические, магнитные и световые явления. И чтобы двигаться дальше, давайте проведем интеллектуальную разминку. Возьмите лист интеллектуальной разминки. Номера утверждений, с которыми вы согласны запишите рядом с « да», не согласны – рядом с «нет». На работу вам -5 минут.
Проверим ваши ответы.
Как вы думаете - с изучения, каких физических явлений мы с вами начнем? Подсказка: прочитайте первые буквы утверждений, с которыми вы согласились. Получилось слово «тепло».
Постановка целей и задач урока (СЛАЙДЫ 2-3)
Верно. Запишите тему урока «Тепловые явления. Температура»
Первичное усвоение новых знаний
Какие примеры тепловых явлений вы можете привести?
Итак, давайте запишем определение: явления, связанные с нагреванием или охлаждением тел, с изменением температур, называются тепловыми.
Мы с вами знаем, что вещества состоят из молекул, которые постоянно находятся в движении. Все вещества состоят из огромного числа частиц. Эти частицы движутся по сложным траекториям, в разных направлениях, стакиваются друг с другом. В результате столкновений они изменяют свою скорость и продолжают движение. Такое беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым.
Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением.
В жидкостях молекулы могут колебаться, вращаться и перемещаться относительно друг друга. В твердых телах, молекулы и атомы колеблются около некоторых средних положений.
В тепловом движении участвуют все молекулы тела, поэтому с изменением теплового движения изменяется и состояние тела, его свойства. Так, при повышении температуры лед начинает таять, превращаясь в жидкость.
Говоря о тепловых явлениях, мы часто употребляем слово «температура». Что вы знаете о температуре?
Попробуем дать определение этой физической величине. Часто мы говорим о температуре тела, используя слова «горячий», «холодный». Слова «холодный», «горячий» обозначают различную степень нагретости тел или температуру. Но наши ощущения могут нас обманывать. Если вы прикоснетесь одной рукой к крышке парты, а другой к металлической ножке той же парты, то ножка парты покажется холоднее. Но это не так. Их температуры одинаковы и равны температуре воздуха в классе.
Температура – это мера «нагретости» тела.
Вспомним, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Значит скорость движения частиц и температура связаны между собой. При повышении температуры скорость движения частиц увеличивается, при понижении – уменьшается.
Следовательно, температура тела зависит от скорости движения молекул.
Различные молекулы имеют разные массы. Движущиеся тела обладают кинетической энергией. Значит, температура и кинетическая энергия связаны между собой. Поэтому можно сказать, что температура – это физическая величина, являющаяся мерой кинетической энергии частиц вещества
Измеряют температуру термометром и выражают в градусах Цельсия. Существуют разные виды термометров. Мы на уроках будем пользоваться спиртовым жидкостным термометром. Принцип его действия основан на расширении жидкости при нагревании. В зависимости от вида жидкости различают спиртовые и ртутные термометры. Ртуть ядовита и сейчас широко распространены спиртовые термометры. Основные части термометра: шкала, стеклянная колба с подкрашенным спиртом с узкой запаянной трубкой, корпус. Термометр можно использовать в определенном диапазоне температур. Поэтому прежде, чем приступить к измерениям, нужно посмотреть, какие максимальную и минимальную температуры можно им измерять. И не забыть определить цену деления шкалы прибора.
Существуют правила пользования термометром:
1.Определить пределы измерения и цену деления шкалы прибора.
2.Поместить термометр в жидкость и подождать некоторое время пока его температура не будет изменяться.
3.Снять показания, не вынимая термометр из среды.
А когда появился первый термометр? И какие температурные шкалы существуют?
Первый термометр (а, точнее, его аналог) изобрёл Галилео Галилей. Изобретение Галилея, которое он представил своим студентам на лекциях в университете в конце XVI века (1597 г.), было названо термоскопом.
Любой термометр основан на следующем принципе: изменение физических свойств веществ в зависимости от температуры.
Опыт Галилея состоял в следующем: он взял колбу с длинной ножкой и наполнил её водой. Затем взял стакан с водой и перевернул колбу ножкой вниз, поставив в стакан. Часть воды, естественно, вылилась, однако, в результате, в ножке остался определённый уровень воды. Если теперь нагревать колбу (в которой находится воздух), то уровень воды будет опускаться, а если охлаждать, то, наоборот, повышаться. Это связано с тем, что при нагревании вещества (в частности, воздух) имеют свойство расширяться, а при охлаждении – наоборот, сужаться (именно поэтому рельсы делают не сплошными, а провода между столбами иногда немного провисают).
Эта идея и легла в основу первого термоскопа, который позволял оценивать изменение температуры (точно измерить температуру таким термоскопом нельзя, так как его показания будут сильно зависеть от атмосферного давления).
В это же время была введена так называемая градусная шкала. Само слово «градус» в переводе с латинского означает «ступень».
На сегодняшний день сохранились три основные шкалы.
1. Шкала Цельсия
Наибольшее распространение получение шкала, которая с детства известна каждому – шкала Цельсия.
Андерс Цельсий – шведский астроном, который предложил следующую шкалу температур: – температура кипения воды; – температура замерзания воды. В настоящее время все мы привыкли к перевёрнутой шкале Цельсия.
Примечание: сам Цельсий говорил, что такой выбор шкалы вызван простым фактом: зато зимой не будет отрицательной температуры.
2. Шкала Фаренгейта
В Англии, США, Франции, Латинской Америке и некоторых других странах популярностью пользуется шкала Фаренгейта.
Габриель Фаренгейт – немецкий исследователь – инженер, который впервые применил свою собственную шкалу для изготовления стекла. Шкала Фаренгейта более тонкая: по размерности градус шкалы Фаренгейта меньше градуса шкалы по Цельсию.
3. Шкала Реомюра
Техническая шкала придумана французским исследователем Р. А. Реомюром. По этой шкале 0 соответствует температуре замерзания воды, а вот в качестве температуры кипения воды Реомюром была выбрана температура в 80 градусов.
В физике, в основном, используется так называемая абсолютная шкала – шкала Кельвина. 1 градус по Цельсию равен 1 градусу по Кельвину, однако температура в соответствует приблизительно .
Первичное усвоение новых знаний.
Лукашик с.121
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Д/З : Параграф 1, вопросы после параграфа. Подготовить сообщение о видах термометров.
Рефлексия
Если у вас остались вопросы по теме урока, то вы можете их задать.
Всем спасибо за урок. До свидания.