СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Тема:Простые и сложные предложения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:закрепить знания о структурных различиях между простыми и сложными предложениями,  видах сложных предложений  по способу связи простых в составе сложных;

-продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения;

Просмотр содержимого документа
«Урок Тема:Простые и сложные предложения.»

24.11. Тема:Простые и сложные предложения.

Цели урока:закрепить знания о структурных различиях между простыми и сложными предложениями, видах сложных предложений по способу связи простых в составе сложных;

-продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения;

Ход урока.

I.Организационный момент.1 слайд.

Оргмомент. Проверка домашнего задания .

2 слайд.

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. .С.Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».

II. Минутка чистописания.

Слово учителя.

- Перед тем как начать работать, мы с вами выполним пальчиковую гимнастику.

3 слайд.

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от земли

Отталкиваем тучки.

-Откройте тетради. Запишите

Двадцатое четвертое ноября.

Классная работа.

4 слайд.

- Помните о правилах письма.

Тетрадь я правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу,

На «отлично» напишу!

- Послушайте загадку. О какой букве говорится?

5 слайд.

По белому полю

В туман и снега

Бредут потихоньку

Бараньи рога.

- Запишите прописную и строчную букву «з», а также разные сочетания этой буквы с другими буквами алфавита. Их вы видите на слайде.

- На дворе поздняя осень, и слова, с которыми мы будем работать, будут соответствовать этому времени года.

- Запишите Словарная работа.6 слайд.

-Посмотрите на слайд. Вы должны восстановить данные слова, образовать словосочетания, записать, подчеркнув опасные места, обозначить главное и зависимое слово.

Моро…, сала…ки, заморо…ки, сколь…ко. (ученики по очереди работают у доски).7 слайд.

- Сегодня мы с вами познакомимся со словом изморозь.

- Скажите, каково лексическое значение этого слова?

- Давайте проверим, как толкуется значение этого слова в толковом словаре Ожегова.

8 слайд.

Род инея – рыхлый снежный покров, образующийся из оседающих частиц влаги при морозе, тумане.

- Составьте словосочетание с этим словом. Запишите его. Запомните, что на конце пишется буква «з» и «Ь». Не путайте написание этого слова со словом изморось, которое имеет значение моросящий дождь, на конце этого слова пишется «С» и «Ь».

- Мы с вами справились с этим заданием. За работу у доски оценки получают…

III. Актуализация знаний.

Слово учителя.

- Теперь мы с вами перейдем к более сложной синтаксической единице – предложения. На партах лежат листы. Положите их перед собой. Мы работаем с карточкой №1.

9 слайд.

- Прочитайте предложения.

Шуршат листья под ногами.

Журавли полетели в тёплые края, когда наступили осенние дни.

Осенний вечер близился к концу.

Веют холодные ветры, и качаются ветви берёз, а на землю падают жёлтые листья.

Рванул ветер, в воздухе закружилась пыль.

10 слайд

- Какие это предложения по составу? Докажите.

- Какие предложения мы называем простыми, сложными?

- Назовите способы связи простых предложений в составе сложного.

-Чем разделяются простые предложения в БСП?

-На какие группы делится сложное союзное предложение?

I вариант найдите простые предложения, подчеркните грамматическую основу и начертите схемы.

II вариант - сложные предложения , подчеркните грамматическую основу и начертите схемы.

(ученики по очереди работают у доски).

- С какими предложениями по наличию грамматической основы мы с вами работали?

- Определите тему урока.

11 слайд.

- Запишите в тетрадях.

Простые и сложные предложения.

Постановка цели урока.

Слово учителя.

-Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о структурных различиях простых и сложных предложениях, а также знания о видах сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

IV. Работа с учебником.

12 слайд.

Слово учителя.

- Откройте учебники стр. 90 упр. 212.

- Читаем задание. Ученики работают устно.

- В последнем предложении дважды встречается союз «И». Что соединяет в первом случае союз «И»? Что – во втором случае?

13 слайд.

[ ] ,и [ ].

[ и ].

- Схемы этих предложений выведены на слайде.

- Что общего и в чём различие между этими схемами?

- Итак, скажите, когда перед союзом «И» ставится запятая, а когда - не ставится.

14 слайд.

Вывод: На письме части сложного предложения разделяются запятой.

Если части сложного предложения соединяет союз «и», запятая ставится перед союзом.

Если союз «и» соединяет два однородных члена, то запятая не ставится.

(чтение правила учеником).

- Перестройте второе и третье предложения в одно сложносочиненное с союзом «И», дайте характеристику и начертите схему. К доске пойдет работать… За работу у доски получаешь оценку…

- Чтение правила в учебнике на стр. 90.

V. Физкультминутка .

Я буду вам читать предложения. Если вы услышите простое предложение – делаете хлопок. Если же предложение сложное – вы топаете ногами.

1 Я вспомнил день, когда впервые выпал снег.

2.И все ярче сверкали звезды.

3. Мы торопились, потому что начали замерзать.

4. К вечеру наступили заморозки.

5. Я любовался изморозью, которая сверкала солнечными бликами.

VII. Закрепление материала.

1) Упр. №214.(выполняются первые два предложения)

-Начертите схемы.

2) Упр. №218.(выполняются первые два предложения)

VI. 15 слайд. Творческая работа.

Слово учителя.- Мы работали со словосочетаниями, предложениями. Сейчас нам предстоит работа уже более серьёзная. Мы с вами сказали, что на дворе стоят последние осенние деньки. Скоро наступит зима. Каждое время года имеет свои прелести. Например, чем вы любите заниматься летом? А что вы будете делать зимой? Зиму любят не только дети, но и взрослые. Многие поэты, художники восхищались этим временем года. Они писали стихи, рисовали картины. Посмотрите на иллюстрации к репродукциям великих мастеров.

- Напишите рассказ из четырёх-пяти предложений, используя в своей работе простые и сложные предложения. Можете использовать сюжеты картинок, которые вы видите на слайде.

16 слайд.

- Те ребята, которые затрудняются написать рассказ, можете составить только предложения.

(играет музыка, работа длится пять минут).

- Чтение 1-2 работ. Оценивание.

VII. Подведение итога урока.

Слово учителя.

_ По мере того как мы с вами отвечали, посмотрите, какая выстроилась логико-смысловая таблица.

17 слайд.

По цели высказывания По интонации

ВОПРОСИТЕЛЬНОЕ ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ

 

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЕ НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЕ

ПОБУДИТЕЛЬНОЕ

  ПРЕДЛОЖЕНИЕ

По наличию грамматических основ

ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ

  По наличию главных членов

По способу связи

Односоставное СОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕ

Двусоставное Виды предложений

1) СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ (И, А, НО)

  2) СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ (ЧТО, ЧТОБЫ,

ПОТОМУ ЧТО, ГДЕ, КОГДА, ЕСЛИ)

- Откройте карточку №2, выполните тест-контроль.

VIII. Заключительное слово учителя.

- Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Чтобы владеть им, понимать его красоту, нужно любить его и обязательно учить.

18 слайд.

Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда в нём самом!

X. Домашнее задание.19 слайд. Закончить творческую работу, упр.219, &36.

XI.Оценивание.Слово учителя. - Благодарю за работу. Оценки на уроке получают…










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!