Тема занятия:«Танцующие птицы. Ремённая передача».
Цель:создание робота «Танцующие птицы»из конструктора LegoWeDo и его исследование.
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
• формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
• формировать способность к оценке своей учебной деятельности.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
• формировать способность принимать и сохранять учебную задачу;
• формировать способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• дать возможность для формирования способности в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• формировать способность допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формировать способность формулировать собственное мнение и позицию;
• формировать способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и других людей;
• формировать умение использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач
• формировать умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
Оснащение занятия:
Материалы для учащихся: ноутбуки, конструктор LegoWeDo
Материалы для учителя: презентация, проектор.
1. Организационный этап
- Добрый день, ребята и гости сегодняшнего мероприятия! Я очень рада видеть вас на занятии по робототехнике!Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения.
Итак, сегодня у нас первое занятие по робототехнике. Работать мы будем с конструктором LegoWeDo. Вам, ребята, предстоит создать своего первого робота. (На слайде:Робот – автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма. Робот действует по заранее заложенной программе). Ребята, первый робот был создан 700 лет назад немецким учёным Альбертом Великим.
2. Актуализация знаний учащихся
- Начнём наше занятие с небольшой разминки. Ребята, отгадайте загадку.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это -... (птицы)
- Ребята, на свете птиц очень и очень много, самых разнообразных. Бывают маленькие птички и очень большие. Вы знаете самую маленькую птичку? Самая маленькая птичка – это колибри. Послушайте, как она поёт. Она больше похожа на стрекозу, чем на птичку. Колибри питается только пыльцой цветов как бабочки и пчелы. Живет она в Америке.
А кто знает самую большую птицу? - Самая большая птица на сегодняшний день - это африканский страус. Послушайте голос страуса. Страус даже летать не умеет. Африканский страус вырастает более 2 метров и набирает до 175 килограммов веса. Страусы – это чемпионы по бегу. Они могут развивать скорость до 60-70 километров в час. Страусы живут в Австралии, Африке и Азии. Они могут даже напасть на человека, если почувствуют угрозу для своих птенцов.
Ну, а птица, которая на сегодняшний день, имеет самый большой размах крыльев до 3,5 метров – это альбатрос. А это пение альбатроса.
3. Определение темы и цели урока.
Ребята, а почему наше занятие началось с разговора о птицах? (Будем конструировать птиц). Тема нашего занятия «Танцующие птицы». Представляете ваши птички, которых вы сконструируете, будут танцевать, а ещё они будут петь, как поют все птички. Итак, какова же цель нашего занятия? (Создание робота «Танцующие птицы» из конструктора LegoWeDo и его исследование).
4. Установление взаимосвязей.
Но прежде чем приступить к созданию робота, посмотрите видеоролик о танцующих птичках.
- Что видят Маша и Макс, глядя на модель танцующих птиц? Могут ли птицы поворачиваться в одинаковом направлении? А в противоположных направлениях? Почему же птицы танцуют, что приводит их в движение?
5. Практическая работа.
Ну, а теперь можно приступить к созданию робота птиц. При создании роботов задействовано много профессий. Сегодня мы с вами познакомимся с основными профессиями, которые задействованы в создании роботов. Конструктор. Важной профессией в создании роботов является профессия конструктора. Ведь конструктор – это человек, который умеет по чертежам и инструкциям производить роботов. Сейчас каждый из вас побывает в роли конструктора.
У нас будет 2 рабочие группы.Каждая создаст своего робота птиц и исследует его. Внутри группыопределимся, кто за что будет отвечать. (за сборку платформы будут отвечать …, а следить за тем, чтобы платформа была собрана правильно в соответствии со схемой будут …, а … будет нажимать на стрелку, справа, для того чтобы перейти от одной схемы к другой), а вы, ребята, будете собирать модель птиц,следуя пошаговой инструкции. Приступаем к работе.Ребята, вы работаете по инструкции,по чертежам. Вы по деталям собираете нужного робота.Эти чертежи разработали для вас инженеры, которые всё правильно рассчитали, прежде чем сделать чертёж.
(Существуют определённые правила работы в группах.)
1. Уважай мнение других, не перебивай.
2. Разговаривай вполголоса.
3. Не обижай и не обижайся на других.
4. Будь внимательным.
5. Слушай других.
Сказать о правилах безопасности.
-Программирование
Ну, а теперь мы займёмся разработкой компьютерных программ и поменяем профессию конструктора на профессию программиста.Для этого необходимо перейти на поле. Внизу мы видим палитру с блоками. (Рассказываю как запрограммировать модель)
Могут ли птицы поворачиваться в одинаковом направлении? Что приводит птиц в движение? (Слайд с деталями. У вас на партах лежат схемы)
А теперь я предлагаю внести изменения в конструкцию, для того чтобы птицы вращались в противоположных направлениях. Для этогоследует перекрестить ремень.
Ребята, скорость вращения птиц тоже можно изменять, переставляя ремень с большего шкива на меньший.(Мальчики подсчитывать количество оборотов, совершённое первой птицей, которая находится на маленьком шкиве; а девочки – обороты второй птицы, закреплённой на большом шкиве). Насколько быстрее вращается птица, закреплённая на маленьком шкиве?- Насколько быстрее будут танцевать птицы, если вместо больших шкивов, на которых они закреплены, установить маленькие?
Примерно в 3-4 раза быстрее.
Ребята, я предлагаю вычислить, во сколько раз быстрее вращается птица.
Итак, почему же двигаются птицы? Что их вращает?
Управлять роботами могут не только программисты, но и операторы, они также ведут проверку их исправности. Незаменимая профессия в создании роботов – это механик.Он ухаживает за роботами, если случается поломка, он должен понять ее причину и отремонтировать.
6. Рефлексия
- Я приготовила для вас таблицу данных.(на слайде)В ней мы будем фиксировать изменения в ременной передаче и их действие на скорость и направление движения птиц.
- Покажите мне, пожалуйста, руками, как двигаются птицы, когда установлен большой шкив,а ремень не перекрещен, как это показано в первом ряду таблицы.
Птицы поворачиваются в одном и том же направлении с одинаковой скоростью.
- Что происходит после того как ремень был переставлен с большого шкива на маленький, как показано во втором ряду таблицы?
Скорость вращения маленького шкива возрастает, соответственно, увеличивается искорость вращения птицы, закреплённой на нём.
- Что происходит, когда перекрещивают ремень, как показано в третьем ряду таблицы?
Шкивы и обе птицы, закреплённые на них, вращаются в противоположных направлениях.
7.Подведение итогов
Какую цель мы поставили в начале занятия? Достигли ее?А где можно использовать эту модель? (в спектакле, для игры)Ребята, мы создали робота птиц, нужна ли им наша помощь? А настоящим птицам нужна помощь человека? Как мы можем помочь птицам?
Я хочу, чтобы вы запомнили, наполняя наш мир роботами, нельзя забывать о живых существах, находящихся рядом и нуждающихся в нашей помощи.
Ребята, выскажите, пожалуйста, своё мнение о нашем занятии, дополнив понравившуюся вам фразу своими мыслями:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Мне захотелось…
-Ребята,сегодня вы сделали первый шаг в роботостроение, и если кого-то заинтересовала работа с конструктором, кто хочет научиться создавать свои модели и программировать их, я советую вам посещать кружок по робототехнике. Вот в этих буклетах вы найдёте дополнительную информацию об этом кружке. (Раздаю буклеты). На этом наше занятие окончено, мне было приятно с вами работать. До свидания.