СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Сложное предложение"11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - повторение  сложносочиненных предложений, пунктуационных правил. Учащимся предлагаются задания , взятые из открытого банка ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Сложное предложение"11 класс»

Тема: Сложносочиненные предложения.

Цель урока: повторить и обобщить материал теме «Сложносочиненные предложения»,

Задачи:

Обучающие:

Повторить сведения о сложных и сложносочиненных предложениях;

Различать простые предложения с однородными членами и ССП;

Определять смысловые отношения между частями ССП;

Расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

Научить находить в тексте сочинительную связь

Развивающие:

Развитие творческих способностей;

Развитие языковой компетенции учащихся.

Воспитывающая:

Воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

II. Практическая часть урока.

1. Орфоэпическая разминка.

Ваша задача – расставить в словах, которые записаны на ваших листах, ударение (Класс работает самостоятельно, а два ученика у доски)4 мин


красивее

заперлась

баловать

углубить

заперлась

звала

жалюзи

эксперт

звонишь

дефис

каталог

облегчить


2. Корректирование текста. Задание: найти и указать грамматические ошибки( 6 мин)

1.Те, кто сами выбирают свою судьбу, по мнению писателя, становятся рабами своей идеи, своего будущего. (Нарушение связи между подлежащим и сказуемым)

2. М.Горький в пьесе «На дне» показывал людей, сломленных жизнью, и раскрывает их внутренний мир преимущественно из разговоров. (нарушение видовременной соотнесенности)

3.Художественный театр по собственной вине затянул репетиции пьесы «Мольера» на четыре года( неслыханная вещь!)и этой весной все- таки выпустил ее. (нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.)

4.Создавая образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель», Н.В. Гоголь показывает, что насколько общество черство к проблемам и нуждам маленького человека. ( ошибка в построение сложного предложения.

5. Важным ключом к раскрытию смысла романа является и авторская ирония, раскрывающую не только характеры основных персонажей, но и идейную нагрузку романа. ( нарушение в построении предложения с причастным оборотом)

Объявление темы, постановка цели урока.

- Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем повторять сведения о сложносочинённом предложении, сочинительных союзах; усваивать особенности сложносочинённого предложения; отличие ССП от ПП с однородными членами предложения; и, наконец, мы вновь будем учиться - отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.(10 мин)

Сложносочиненные предложения – предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами

Союзы: и, да, да и, а (в значении и), тоже, также.

Пример:

Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю.

Мне очень понравились эти цветы, и я нарвал большой букет. (После союза и можно вставить местоимение – наречие поэтому).

Сложносочиненные предложения с противительными союзами

Союзы: но, и, да (в значении но), однако, зато.

Пример:

Все проходит, да не все забывается.

Корень учения горек, зато плоды его горьки.

Со значением союза могут употребляться и частицы же, только и др.

Пример:

Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо.

Я не отказываюсь бороться, только я буду бороться честно.

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

Союзы: или (иль), либо, то – то, то ли – то ли и др.

Пример:

Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо у колонистов и без того накипело.

То ли гречка цветет, то ли речка течет.

Особого внимания требуют сложносочиненные предложения, включающие односоставные предложения:

Листву здесь не убирали, и она печально шуршала под ногами.

Странно, но в нем есть что-то общее с Ильей.

Правила:

Простые предложения, входящие в состав сложносочиненных, отделяются друг от друга запятыми:

Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы.

Тренировочные задания из Банка данных ЕГЭ (ФИПИ)

1 стр. «Пунктуация»

1.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя

и умопомрачительная причёска.

2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые.

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2)

и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.

5.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.

6.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

7.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так

и зимой.

4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.

8.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания

к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5)Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.(1Мин)

Тестирование. 10 мин

Д.з выполнит тестовые задания

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!