Тема: Сложносочиненные предложения.
Цель урока: повторить и обобщить материал теме «Сложносочиненные предложения»,
Задачи:
Обучающие:
Повторить сведения о сложных и сложносочиненных предложениях;
Различать простые предложения с однородными членами и ССП;
Определять смысловые отношения между частями ССП;
Расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.
Научить находить в тексте сочинительную связь
Развивающие:
Развитие творческих способностей;
Развитие языковой компетенции учащихся.
Воспитывающая:
Воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
II. Практическая часть урока.
1. Орфоэпическая разминка.
Ваша задача – расставить в словах, которые записаны на ваших листах, ударение (Класс работает самостоятельно, а два ученика у доски)4 мин
красивее | заперлась |
баловать | углубить |
заперлась | звала |
жалюзи | эксперт |
звонишь | дефис |
каталог | облегчить |
2. Корректирование текста. Задание: найти и указать грамматические ошибки( 6 мин)
1.Те, кто сами выбирают свою судьбу, по мнению писателя, становятся рабами своей идеи, своего будущего. (Нарушение связи между подлежащим и сказуемым)
2. М.Горький в пьесе «На дне» показывал людей, сломленных жизнью, и раскрывает их внутренний мир преимущественно из разговоров. (нарушение видовременной соотнесенности)
3.Художественный театр по собственной вине затянул репетиции пьесы «Мольера» на четыре года( неслыханная вещь!)и этой весной все- таки выпустил ее. (нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.)
4.Создавая образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель», Н.В. Гоголь показывает, что насколько общество черство к проблемам и нуждам маленького человека. ( ошибка в построение сложного предложения.
5. Важным ключом к раскрытию смысла романа является и авторская ирония, раскрывающую не только характеры основных персонажей, но и идейную нагрузку романа. ( нарушение в построении предложения с причастным оборотом)
Объявление темы, постановка цели урока.
- Сегодня у нас с вами урок обобщения знаний по теме «Сложносочинённые предложения». Что же конкретно мы будем делать? Обратимся к ключевым словам. Итак, мы будем повторять сведения о сложносочинённом предложении, сочинительных союзах; усваивать особенности сложносочинённого предложения; отличие ССП от ПП с однородными членами предложения; и, наконец, мы вновь будем учиться - отличать сложносочинённые предложения от других предложений, правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.(10 мин)
Сложносочиненные предложения – предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Союзы: и, да, да и, а (в значении и), тоже, также.
Пример:
Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю.
Мне очень понравились эти цветы, и я нарвал большой букет. (После союза и можно вставить местоимение – наречие поэтому).
Сложносочиненные предложения с противительными союзами
Союзы: но, и, да (в значении но), однако, зато.
Пример:
Все проходит, да не все забывается.
Корень учения горек, зато плоды его горьки.
Со значением союза могут употребляться и частицы же, только и др.
Пример:
Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо.
Я не отказываюсь бороться, только я буду бороться честно.
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами
Союзы: или (иль), либо, то – то, то ли – то ли и др.
Пример:
Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо у колонистов и без того накипело.
То ли гречка цветет, то ли речка течет.
Особого внимания требуют сложносочиненные предложения, включающие односоставные предложения:
Листву здесь не убирали, и она печально шуршала под ногами.
Странно, но в нем есть что-то общее с Ильей.
Правила:
Простые предложения, входящие в состав сложносочиненных, отделяются друг от друга запятыми:
Шелестят зеленые сережки, и горят серебряные росы.
Тренировочные задания из Банка данных ЕГЭ (ФИПИ)
1 стр. «Пунктуация»
1.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
и умопомрачительная причёска.
2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.
3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.
4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.
5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю
2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.
3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.
Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Я окончательно убедился в том (1) что заблудился совершенно (2)
и пошёл наугад туда (3) где бесконечно тянулись поля.
5.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)
в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.
6.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.
2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.
3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.
4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.
5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
7.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.
3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
и зимой.
4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.
5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.
8.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания
к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.
4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
5)Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.(1Мин)
Тестирование. 10 мин
Д.з выполнит тестовые задания
3