СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с применением мультимедиа в 11-м классе на тему «США. Территория, географическое положение. Население»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок с применением мультимедиа в 11-м классе на тему «США. Территория, географическое положение. Население»»

Урок с применением мультимедиа

в 11-м классена тему:

«США. Территория, географическое

положение. Население»


учитель географииI квалификационной категории
МБОУ «СОШ№12 г. Набережные Челны» РТ
Гайнуллина Рузиля Равиловна


Учебно-воспитательные цели:

  1. Сформировать знания об особенностях ЭГП и ПГП США;

  2. Показать учащимся основные черты населения США и его размещения;

  3. Совершенствовать навыки работы со статистическими и картографическими материалами;

  4. Закрепить навыки работы с мультимедийным учебным пособием.



Учебно-наглядный комплекс:

Экономическая карта США, атласы. Экран, проектор, системный блок, электронное мультимедийное пособие для 10 класса «Экономическая география мира»(авторы Максаковский В.П., Заяц Д.В.,Горохов С.А., Роготень Н.Н., Таможняя Е.А., МО РФ, ГУ РЦ ЭМТО, Республиканский мультимедиа центр, 2008 год).

Ход урока:

  1. Усвоение новых ЗУН:

Ребята, сегодня мы приступаем к изучению одной из интереснейших и замечательных стран мира – Соединенных Штатов Америки. Страна больших возможностей, она взбудораживает умы многих целеустремленных людей и желающих достичь в этом мире много.

Сегодня мы с вами рассмотрим государственную территорию, экономико-географическое положение, государственный строй и особенности населения этой страны. А поможет нам в этом электронное пособие для 10-го класса, которое уже вам знакомо.

Мультимедиа. Политическая география. 1. Формирование территории США.

США – одна из крупнейших стран земного шара. Основная часть страны находится в центральной части Северной Америки, штат Аляска занимает северо-западную часть этого же материка, а Гавайские острова находятся в Тихом океане.

-Как считаете ЭГП страны благоприятное? Приведите доводы своего рассуждения.

(Предполагаемые ответы:

- широкий фронт морских границ;

-удобные гавани;

-положение основной части между двумя океанами, что спасло ее от бедствий 2-х мировых войн;

-сухопутные границы только с 2-мя соседями: Канадой и Мексикой, что позволяют США тесно с ними сотрудничать и влиять на их экономику;

-границы проходят по естественным рубежам: по озёрам и рекам).

Мультимедиа. Политическая география. 1. Портрет Д. Вашингтона.

На экране вы видите первого президента США Джорджа Вашингтона.

В 1776 году первые 13 штатов, объединившись в единое государство, объявили о своей независимости от Великобритании. Первым президентом США стал Д. Вашингтон.По государственному строю США – федеративная буржуазная республика, состоящая из 50 штатов и Федерального округа Колумбия, в котором находится столица страны – Вашингтон. Каждый штат имеет свою конституцию.

Мультимедиа. Свои законодательные и исполнительные власти, выборного губернатора и символику!

Мультимедиа (именно впервые в США решено было разделить власть на три части: законодательную, исполнительную и судебную) текст мультимедиа.

По численности населения США занимают третье место в мире – 284 млн. человек. В течении одного XXвека — это число возросло в 3,5 раза. Мультимедиа (диаграмма ЕП)

Вопросы для обсуждения:

  1. К какому типу и подтипу воспроизводства населения относятся США?

  2. Каковы среднемировые показатели естественного прироста в мире на сегодня? Сравните с США.

  3. Темпы роста населения в США в последние годы быстрые или снизились? Как вы думаете, почему?

  4. Давайте рассмотрим половозрастную пирамиду в учебнике Максаковского В.П. Сделайте вывод о соотношении населения женского и мужского пола. Как думаете, почему в населении страны преобладают женщины?

Национальный состав населения. Мультимедиа «Расово-этнический состав» (лупа пособия)

Современная американская нация – это, прежде всего, результат этнического смешения и слияния переселенцев из разных частей света, и в особенности из Европы и Африки.

Вопросы для обсуждения:

  1. Представители каких рас и народов преобладают в стране?

  2. В какой части страны преобладают афроамериканцы?

испаноязычные народы?

коренные жители?

  1. Как вы думаете, почему на сегодня так мало осталось в стране представителей коренного населения?

  2. Что вы думаете по поводу отношения к чернокожему населению в стране?

Равноправны ли они или же проводится расовая дискриминация? В своё время расовая дискриминация приняла форму сегрегации («отделение»). Велась политика отделения какой-либо группы населения по расовому и этническому признаку. Раздельно проживали и обучались негры и белые. Хотя и были приняты законы, запрещающие сегрегацию негров, но ее пережитки в реальной жизни еще сохраняются. Мультимедиа «Религиозный состав населения США».

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие религии по числу приверженцев преобладают в США? Почему?

  2. Как думаете. Есть ли межэтнические и религиозные конфликты в США?

Особенности размещения населения Мультимедиа (основная карта по теме «Население»

По показателю средней плотности населения США занимает 18-ое место в мире. Средняя плотность – 27 чел. на 1 кв.км.

Вопросы:

Какие различия характерны для размещения населения в пределах страны? (ответ: 70% жителей страны проживают всего на 12% от общей площади; в приморских и приозерных штатах – 350-400 чел.на 1 кв.км; в горных штатах -2-5 чел. на 1 кв.км.)

Миграции обеспечивают примерно 30% годового прироста населения, собственно говоря, американская нация сложилась благодаря иммиграции людей со всех концов света. Мультимедиа! (диаграммы миграции).

Только с начала XIX века в страну прибыло 60 млн. человек из 70 стран мира. И сегодня, несмотря на ограничения, ежегодный приток только легальных иммигрантов составляет почти 1 млн. человек. Во второй половине XX века иммигрантов из Европы заметно уменьшилось, зато увеличилось число иммигрантов из Азии и Латинской Америки. Среди последних преобладают мексиканцы. В США растут и внутренние миграции, в первую очередь это касается пенсионеров, из штатов Севера («снежный пояс») в штаты Юга («солнечный пояс»). За счет внутренних миграций быстрее всего растет население Техаса, Флориды и особенно Калифорнии. Работа с настенной картой (показать данные штаты на карте!)

На размещение населения США влияет иурбанизация. Каждое трое из четырех американцев живут в городах, общее число которых достигает почти 9 тыс.Рассмотрите специфические черты города североамериканского типа! Стр. уч.298. Какой вывод можно сделать?

США– типичная страна городских агломераций Мультимедиа!

Городов миллионеров в США – 8

Агломераций-миллионеров – 35

В стране 3 мегаполиса

Вопрос: Что такое мегаполис? Работа с картой учебника стр.297.

  1. Северо-Восточный, протянувшийся от Бостона до Вашингтона – характеристику дает ученик, выходит и показывает на карте!

  2. Приозёрный, расположенный между Чикаго и Питсбургом – характеристику дает ученик, выходит и показывает на карте!

  3. 3) Калифорнийский –между Сан-Франциско и Сан-Диего – характеристику даёт ученик, выходит показывает на карте!

Вопрос: Какой процесс получил наименование субурбанизации? Прочтите стр.300, почему американцы стремятся жить в пригородах?

Сельское население живет на отдельно расположенных фермах, которые по условиям быта не очень сильно отличаются от городских. Вывод: следовательно, городской образ жизни, по существу, безраздельно господствует во всей стране.

  1. Этап закрепления знаний.

  1. Работа с мультимедиа (по желанию вызвать ученика к тестовому контролю мультимедиа, выбрать ему вопросы из всей темы электронного учебника)

  2. Остальные работают в паре со заданиями учебника Максаковского:

  1. Домашнее задание: прочитать стр. 261-267 учебника, тем, кто интересуется географией задание 2 стр.286 письменно в тетради, а другим составить кроссворд «Штаты и города США».

  2. Подведение итога урока:

Что понравилось на уроке?

Кто из класса лучше работал? Какую оценку ставим?

Какие будут пожелания по ведению таких уроков?

Спасибо за урок!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!