I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность - Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку | Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету |
II. Актуализация знаний | Осень постучалась к нам золотым дождем, И с, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку засыпает сад. А рябина-ягода словно огонек Согревает, радует пасмурный денек. В лужицах, как лодочки, листики кружат, Серые, холодные тучи вдаль спешат. Птицы песни звонкие больше не поют. В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную по стеклу стучит. – Понравилась вам песня? – О чем рассказывает нам автор? | Читает подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. | Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
IV. Работа по теме урока | -Прежде, чем прочитать стихотворения, послушайте биографии авторов, которые нам расскажут ребята https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-a-fet-lastochki-propali-a-to.html -А сейчас послушайте стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» (аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение 2 класс» исп. Диомид Виноградов) - Стихотворение А. Толстого «Осень» ((аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение 2 класс» исп. ЕленаГабец) – Какие чувства испытали, слушая стихи? Почему? – Найдите подтверждение своим словам в произведениях Физминутка «Осень» https://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dlja_glaz_zima/319-1-0-33092 | Внимательно слушают. Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 г. Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский писатель, котрый очень много писал о природе. Настоящая фамилия Шеншин, это фамилия богатого русского помещика ̶ отчима Афанасия, который усыновил и вырастил мальчика. Долгое время у Афанасия была фамилия Шеншин. А когда мальчику исполнилось 14 лет, выяснилось, что он не может носить эту фамилию, так как родился до венчания родителей. Это не соответствовало законам того времени, поэтому ему пришлось взять фамилию матери. И будущий поэт становится Афанасием Фетом. Это не нравилось мальчику, и он очень много переживал по этому поводу. Пройдет время, и Афанасий снова вернет себе фамилию Шеншин, но это будет не скоро. Вырос Афанасий Фет в деревне Новосёлки Орловской области. С детства полюбил он родные леса и поля. В каждой поре года замечал он что-то таинственное, особенное и прекрасное. Маленький Афанасий хорошо учился, любил читать книги и заучивать стихи. Уже с детства мальчик стал сам сочинять стихи. Потом Афанасий окончил немецкую школу, учился в университете, служил в армии и … много писал. Уже в университете появилась первая книга его стихов. И сразу же Фет стал знаменитым поэтом. Потом стали появляться все новые и новые сборники его стихов. И еще много стихотворений написал Афанасий Афанасьевич Фет, про красивые пейзажи, звуки природы – про все, что так было дорого Афанасию Фету. Умер Афанасий Фет в 1892 году, похоронен в родовом имении в Клейменово Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области. Алексей провел свое детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары. Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником «Лирика». В 1910–1912 гг. опубликовал романы «Чудаки», «Хромой барин» и цикл рассказов и повестей. В середине 20-х годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого «Хождение по мукам» – роман «Сестры». Вторая часть трилогии, «Восемнадцатый год», вышла в 1928 г., третья, «Хмурое утро», – в 1941 году. В начале 30-х годов Толстой приступил к своему роману «Петр Первый» (1930–1945). 19 марта 1943 года за роман «Хождение по мукам» ему была присуждена Сталинская премия первой степени. Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку «Приключения Буратино», которая стала одной из любимейших книг детворы. В годы Первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции опубликовал автобиографический роман «Детство Никиты» (1921), а год спустя фантастический роман «Аэлита». В 1923 году Толстой вернулся в Россию. 30 марта 1943 года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка «Грозный». В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер». Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями – за трилогию «Хождение по мукам», за роман «Петр Первый» и пьесу «Иван Грозный». Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Выполняют задания Выполняют движения |
V. Закрепление знаний и способов действий | А. Фет «Ласточки пропали…». 1) Беседа по содержанию (с. 71). – О какой осени рассказывает автор? – Что представили, слушая стихотворение? – Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину. 2) Работа над выразительным чтением. Анализ. – Прочитаем стихотворение по частям. – Что представили? Что сказано о ласточках? – Что значит «пропали»? – О каких ещё птицах говорится в этой части? – Когда грачи летали? Что такое заря? – В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. – Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? – С чем сравнивает автор стаю грачей? – Почему используется такое сравнение? – Что значит «мелькала»? – Стихотворение «Ласточки пропали» вызывает грустное чувство. А. Толстой «Осень». 1) Беседа по содержанию. – Какую картину вы себе представили? – Какое настроение вызывает стихотворение? – Какие слова передают грусть? – Что вы представляете при чтении двух последних строк? 2) Работа над выразительным чтением | Читают, отвечают на вопросы. Читают по частям вслух. – Значит, только грачи летали. – С сетью. Работают со словарём. Читают стихотворение про себя. Отвечают на вопросы | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции. Личностные: оценивают усваиваемое содержание |
VI. Итоги урока. Рефлексия | – С каким стихотворениями мы сегодня познакомились? – Кто автор? – А вы знаете, что у стихотворения «Ласточки пропали…» есть продолжение? Попробуйте его найти и принесите на следующий урок. Завершается наш урок прослушиванием отрывка из симфонии П.И.Чайковского «Времена года». «Октябрь. Осенняя песнь» http://mp3.classic-music.ru/music/tchaikovsky/vremena10.mp3 | Отвечают на вопросы | Познавательные: ориентируются в системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету |