СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с использованием ЭОР. А.Фет "Ласточки пропали...". А. Толстой "Осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения с использованием ЭОР.

Просмотр содержимого документа
«Урок с использованием ЭОР. А.Фет "Ласточки пропали...". А. Толстой "Осень"»

Урок по литературному чтению во 2 классе с использованием ИКт и ЭОР

Тема: А. Фет «ласточки пропали…», А. толстой «осень»

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления обучающихся со стихотворениями русских поэтов об осени; формировать у второклассников умение выразительно читать, воспринимать и анализировать пейзажную лирику; способствовать развитию речи, памяти; содействовать воспитанию бережного отношения к природе; воспитывать художественный вкус, любовь к русской культуре через музыкальные и литературные произведения.

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные познакомить с пейзажными зарисовками осеннего времени года, научатся: объяснять яркие образные выражения в лирическом тексте; получат возможность научиться: слушать звуки осени в лирическом тексте; сравнивать звуки, переданные в лирическом тексте, с музыкальным произведением.

Метапредметные: познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; регулятивные: планируют свое выступление, выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению предмета, воспитывают любовь и уважение к родной природе, развивают творческие способности каждого ученика.

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор



















Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения

(универсальные учебные

действия)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики!

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний


Осень постучалась к нам золотым дождем,

И с, увы, не ласковым солнечным лучом.

Затянул печальную песню листопад,

И под эту песенку засыпает сад.

А рябина-ягода словно огонек

Согревает, радует пасмурный денек.

В лужицах, как лодочки, листики кружат,

Серые, холодные тучи вдаль спешат.

Птицы песни звонкие больше не поют.

В стаи собираются и летят на юг.

Вечерами тихими дождик моросит,

Песню колыбельную по стеклу стучит.

– Понравилась вам песня?

– О чем рассказывает нам автор?

Читает подготовленный ученик.
















Отвечают на вопросы.




Познавательные: осуществляют смысловое чтение; анализ, синтез, сравнение, обобщение; извлечение необходимой информации из текстов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении

учебной задачи; умеют осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

III. Постановка учебной задачи


- Назовите приметы осени, описанные в тексте песни

Называет тему и цели урока


Формулируют тему и учебные задачи совместно с учителем





IV. Работа по теме урока

-Прежде, чем прочитать стихотворения,

послушайте биографии авторов, которые нам расскажут ребята https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-a-fet-lastochki-propali-a-to.html


























































































-А сейчас послушайте стихотворение

А. Фета «Ласточки пропали…»

(аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение 2 класс» исп. Диомид Виноградов)


- Стихотворение А. Толстого «Осень»

((аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение 2 класс» исп. ЕленаГабец)



– Какие чувства испытали, слушая стихи? Почему?

– Найдите подтверждение своим словам
в произведениях


Физминутка «Осень»


https://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/fizminutka_dlja_glaz_zima/319-1-0-33092





Внимательно слушают.

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 г. Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский писатель, котрый очень много писал о природе. Настоящая фамилия Шеншин, это фамилия богатого русского помещика ̶ отчима Афанасия, который усыновил и вырастил мальчика. Долгое время у Афанасия была фамилия Шеншин. А когда мальчику исполнилось 14 лет, выяснилось, что он не может носить эту фамилию, так как родился до венчания родителей. Это не соответствовало законам того времени, поэтому ему пришлось взять фамилию матери. И будущий поэт становится Афанасием Фетом. Это не нравилось мальчику, и он очень много переживал по этому поводу. Пройдет время, и Афанасий снова вернет себе фамилию Шеншин, но это будет не скоро.

Вырос Афанасий Фет в деревне Новосёлки Орловской области. С детства полюбил он родные леса и поля. В каждой поре года замечал он что-то таинственное, особенное и прекрасное.

Маленький Афанасий хорошо учился, любил читать книги и заучивать стихи. Уже с детства мальчик стал сам сочинять стихи.

Потом Афанасий окончил немецкую школу, учился в университете, служил в армии и … много писал. Уже в университете появилась первая книга его стихов. И сразу же Фет стал знаменитым поэтом. Потом стали появляться все новые и новые сборники его стихов.

И еще много стихотворений написал Афанасий Афанасьевич Фет, про красивые пейзажи, звуки природы – про все, что так было дорого Афанасию Фету.

Умер Афанасий Фет в 1892 году, похоронен в родовом имении в Клейменово


Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.

Алексей провел свое детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары.

Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником «Лирика». В 1910–1912 гг. опубликовал романы «Чудаки», «Хромой барин» и цикл рассказов и повестей. В середине 20-х годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого «Хождение по мукам» – роман «Сестры». Вторая часть трилогии, «Восемнадцатый год», вышла в 1928 г., третья, «Хмурое утро», – в 1941 году. В начале 30-х годов Толстой приступил к своему роману «Петр Первый» (1930–1945). 19 марта 1943 года за роман «Хождение по мукам» ему была присуждена Сталинская премия первой степени. Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку «Приключения Буратино», которая стала одной из любимейших книг детворы.

В годы Первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции опубликовал автобиографический роман «Детство Никиты» (1921), а год спустя фантастический роман «Аэлита». В 1923 году Толстой вернулся в Россию. 30 марта 1943 года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка «Грозный». В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».

Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями – за трилогию «Хождение по мукам», за роман «Петр Первый» и пьесу «Иван Грозный».




Внимательно слушают.







Отвечают на вопросы.


Выполняют задания



Выполняют движения

V. Закрепление знаний и способов действий

А. Фет «Ласточки пропали…».

1) Беседа по содержанию (с. 71).

– О какой осени рассказывает автор?

– Что представили, слушая стихотворение?

– Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

2) Работа над выразительным чтением. Анализ.

– Прочитаем стихотворение по частям.

– Что представили? Что сказано о ласточках?

– Что значит «пропали»?

– О каких ещё птицах говорится в этой части?

– Когда грачи летали? Что такое заря?

– В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре.

– Почему следующая строчка начинается со слова «всё»?

– С чем сравнивает автор стаю грачей?

– Почему используется такое сравнение?

– Что значит «мелькала»?

– Стихотворение «Ласточки пропали» вызывает грустное чувство.

А. Толстой «Осень».

1) Беседа по содержанию.

– Какую картину вы себе представили?

– Какое настроение вызывает стихотворение?

– Какие слова передают грусть?

– Что вы представляете при чтении двух последних строк?

2) Работа над выразительным чтением

Читают, отвечают
на вопросы.





Читают по частям вслух.










– Значит, только грачи летали.

– С сетью.


Работают со словарём.



Читают стихотворение про себя.

Отвечают на вопросы

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск необходимой информации; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание

VI. Итоги урока.

Рефлексия

– С каким стихотворениями мы сегодня познакомились?

– Кто автор?

– А вы знаете, что у стихотворения «Ласточки пропали…» есть продолжение? Попробуйте его найти и принесите на следующий урок.

Завершается наш урок прослушиванием отрывка из симфонии П.И.Чайковского «Времена года». «Октябрь. Осенняя песнь»

http://mp3.classic-music.ru/music/tchaikovsky/vremena10.mp3


Отвечают на вопросы

Познавательные: ориентируются в системе знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету

Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения наизусть (по выбору). Сделать рисунок к стихотворению.

Задают уточняющие вопросы

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу





























































































































































































организационная структура (сценарий) урока

Ресурсный материал

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября (5 декабря) 1820 г. Происхождение поэта – самое темное место его биографии. Неизвестно, кто был его отцом. В начале 1820 года в Германии, в Дармштадте, лечился 44-летний русский отставной офицер Афанасий Неофитович Шеншин, богатый и просвещенный орловский помещик. В доме местного обер-кригскомиссара Карла Беккера он познакомился с его дочерью, 22-летней Шарлоттой, бывшей замужем за мелким чиновником Иоганном Фётом. В сентябре того же года она бросила семью и бежала с Шеншиным в Россию. Она была уже беременна, но обвенчалась с Шеншиным по православному обряду и взяла себе имя Елизаветы Петровны Шеншиной. Родившийся младенец был записан в метриках как сын Шеншина, и до 14 лет будущий поэт считался несомненным Афанасием Шеншиным.

Однако в 1834 году орловские губернские власти вследствие какого-то доноса стали наводить справки о рождении мальчика и браке его родителей. Шеншин, опасаясь, чтобы Афанасий не попал в незаконнорожденные, поспешил увезти ребенка в лифляндский городок Верро (ныне эстонское Выру) и стал хлопотать перед немецкими родственниками о признании мальчика «сыном умершего асессора Фёта». И хотя Иоганн ранее не признавал его своим сыном, согласие было получено. Благополучный исход стал источником дальнейших жизненных несчастий Фета. Из русского столбового дворянина он превратился в иностранца, утратил право наследовать родовое имение Шеншиных.

После окончания Московского университета Фет круто изменил свою судьбу и поступил нижним чином в один из провинциальных полков, расквартированный в Херсонской губернии. Цель, которую преследовал начинающий поэт, была одна – дослужиться до потомственного дворянства и вернуть утраченное положение. Вернув вскоре себе русское гражданство, а в 1853 году сумев добиться перевода в гвардейский полк, стоявший недалеко от Петербурга, он так и не смог дослужиться до дворянства, так как новые императорские указы постоянно поднимали планку воинского звания, обеспечивавшего это. В 1858 году Фет ушел в отставку в чине штабс-ротмистра (соответствовавшего майорскому цензу), тогда как дворянство давал лишь полковничий чин.

Фет уже выпустил несколько сборников стихов. Кстати, когда в 1842 году в журнале «Отечественные записки» появилось первое стихотворение за подписью Фета, в его фамилии буква «ё» оказалась заменена на «е». Поэт принял эту «поправку» – и отныне немецкая фамилия как бы превратилась в псевдоним русского поэта.

Лирика Фета встретила огромный успех, но лишь в узких литературных кругах. Его поэзия не соответствовала духу времени, когда в стране накалялась общественно-политическая атмосфера и складывалась революционная ситуация. Фет вновь круто изменил свой жизненный путь, приобретя небольшое имение – хутор Степановку – в местах, где находились родовые поместья Шеншиных. Хозяином он оказался отличным, а среди соседей-помещиков стал уважаемым лицом. В 1867 году его избрали на почетную должность мирового судьи, которую Фет занимал 11 лет. В 1873 году поэту удалось добиться возврата утраченной в детстве дворянской фамилии и связанных с этим наследственных прав. Он вновь начал активно писать стихи, выпустил несколько сборников под одним названием «Вечерние огни». Но, как и раньше, известность поэта была ограничена лишь кругом его друзей, которые торжественно отпраздновали пятидесятилетний юбилей поэтической деятельности Фета.

Алексей Николаевич Толстой родился 29 декабря 1882 года в городе Николаевске, ныне городе Пугачеве Саратовской области.

Алексей провел свое детство в семье отчима в Сосновке недалеко от Самары.

Окончил Санкт-Петербургский машиностроительный институт. В литературе дебютировал в 1907 году поэтическим сборником «Лирика». В 1910–1912 гг. опубликовал романы «Чудаки», «Хромой барин» и цикл рассказов и повестей. В середине 20-х годов была издана первая часть знаменитой трилогии Толстого «Хождение по мукам» – роман «Сестры». Вторая часть трилогии, «Восемнадцатый год», вышла в 1928 г., третья, «Хмурое утро», – в 1941 году. В начале 30-х годов Толстой приступил к своему роману «Петр Первый» (1930–1945). 19 марта 1943 года за роман «Хождение по мукам» ему была присуждена Сталинская премия первой степени. Кроме того, в 1935 году он выпустил сказку «Приключения Буратино», которая стала одной из любимейших книг детворы.

В годы Первой мировой войны Толстой был военным корреспондентом. После Октябрьской революции уехал из России и поселился во Франции. В эмиграции опубликовал автобиографический роман «Детство Никиты» (1921), а год спустя фантастический роман «Аэлита». В 1923 году Толстой вернулся в Россию. 30 марта 1943 года появилось сообщение в газетах о том, что Алексей Толстой передает присужденную ему премию в сто тысяч рублей на постройку танка «Грозный». В годы Великой Отечественной войны Толстой опубликовал сборник статей «Родина», а 7 мая 1944 года в газете «Красная звезда» был опубликован рассказ «Русский характер».

Творчество Толстого отмечено множеством наград, в том числе тремя Сталинскими премиями – за трилогию «Хождение по мукам», за роман «Петр Первый» и пьесу «Иван Грозный».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!