СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие умений на слух определять прямую речь после слов автора, находить её в тексте, «читать» и составлять схемы предложений с прямой речью.

– Развитие умения анализировать знаки препинания в предложениях с прямой речью после слова автора и правильно их пунктуационно оформлять.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"»

РУССКИЙ ЯЗЫК

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ


Урок 39.

Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

– Развитие умений на слух определять прямую речь после слов автора, находить её в тексте, «читать» и составлять схемы предложений с прямой речью.

– Развитие умения анализировать знаки препинания в предложениях с прямой речью после слова автора и правильно их пунктуационно оформлять.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


1 2 3 1

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

1. Языковая разминка.

1. Работа с текстом.

– Прочитайте (текст появляется на слайде или предлагается ученикам в группах).

– Из чего состоит этот текст?

Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!»

2. – Из скольких предложений состоит прямая речь? Запишите сложное предложение с однородными членами. Подчеркните грамматические основы, обозначьте графически однородные члены.

3. – Выпишите словарные слова, составьте словосочетания сущ. + прил. (Маленький ветерок, шустрый воробей.)

4. – Подчеркните изученные орфограммы в словах и между словами.

5. Выпишите слова, в которых количество звуков не соответствует количеству букв. (Подует, маленький, затрясёшься, пригнёшься.)

2. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам.

– Когда мы используем предложения с прямой речью?

– Из чего они состоят?

– Что такое прямая речь?

– Как она оформляется на письме? (Заключается в кавычки.)

– Как пишется 1-е слово в прямой речи? (С большой буквы.)

– Что показывают слова автора?

– Как разделяются на письме прямая речь и слова автора? (Двоеточием.)

2. – Приведите примеры предложений с прямой речью из учебника

«Литературное чтение» («В океане света»).

На слух ученики определяют прямую речь в предложениях, которые читают отвечающие.


Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.



5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


II. Формулирование проблемы.


1 3 3

На доске (слайде) появляются два предложения

Удав сказал: «Да, это было великое открытие».

«Да, это было великое открытие», – сказал удав.

– Что отличает эти два предложения?


– Сегодня на уроке мы рассмотрим первый случай. Сформулируйте тему урока и его цель. (Прямая речь, стоящая после слов автора. Научиться находить прямую речь после слов автора и правильно оформлять предложения с прямой речью после слов автора на письме.)

– Давайте составим план урока.

Дети вместе с учителем составляют план.


– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

4 5 6 3 1 3

Углубление изученного.

1. Предлагается материал для наблюдений.

а) – Прослушайте отрывок из стихотворения.

Он опять поспал немножно «Что за станция такая,

И опять взглянул в окошко. Дибуны или Ямская?»

Увидал большой вокзал. А с платформы говорят:

Потянулся и сказал: «Это город Ленинград».

Закричал он: «Что за шутки!

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград!»


– Кто автор и откуда этот отрывок? (С. Маршак. «Вот какой рассеянный»)

б) Фрагмент выводится на слайде (можно раздать на парты).

– Назовите прямую речь.

– Кому она принадлежит? (Человеку рассеянному и кому-то на платформе, вокзале.)


– Какие по цели высказывания и интонации эти предложения?

(Вопросительное, невосклицательное; повествовательное, невосклицательное; восклицательное.)


2. Углубление изученного.

– Прочитайте ещё раз правило в рамке на с. 85.

– Какой главный отличительный признак прямой речи на письме? (Кавычки.)

Кавычки – это двойной знак, т.е. он ставится два раза: в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем наверху.


– Кавычки как бы выделяют прямую речь. Поэтому они относятся к выделительным знакам, которые всегда двойные.

Учитель показывает, как ставятся кавычки на письме, ученики сравнивают кавычки с печатным образцом (возможны варианты в печатном тексте: « » и

” “).

– С какой буквы начинается первое слово в прямой речи?

– «Прочитайте» 1-ю схему и приведите пример к ней из стихотворного отрывка.

Затем ученики подбирают соответствующие примеры к двум другим схемам.

– Какой знак препинания ставится после слов автора? (Двоеточие.)

Дифференцированное задание.

Н – Составьте схемы предложений с прямой речью к упр. 83 (отрывки из сказок А.С. Пушкина).

Ученики выполняют это задание на доске.

П – Составьте предложения к каждой схеме. (Упр. 86.)

Ученики читают свои варианты.



IV. Развитие умений.

  1. 4 5 6 1 3

Работа в учебнике.

1. Упр. 85 – развивается умение пунктуационно оформлять предложения с прямой речью.

Дополнительные задания:

1) Разбить на слоги и для переноса слово коридор.

2) Выделить в словах суффикс с уменьшительным и ласкательным значением. (Ледок, снежок, тоненький, беленький.)

2. Упр. 87 – обсуждаются варианты продолжения предложений с прямой речью. Запись самостоятельная по вариантам (по два предложения).

Методическая рекомендация: обязательно нужно обратить внимание учеников на то, что значит выделить слово пожалуйста запятыми. Это значит поставить запятую перед этим словом и после него, выделительные знаки препинания всегда двойные! (Кавычки – тоже выделительный знак.)

3. Упр. 88. Самостоятельная работа. Можно записать только предложения с прямой речью.

Проверка орфограмм осуществляется с помощью сигнальных карточек, а постановка недостающих знаков препинания – с помощью схем этих предложений.


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.


– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


V. Итог урока.


4 4

1. Найдите ошибки в следующем тексте правила:

Прямая речь всегда стоит после слов автора.

Прямая речь заключается в скобки. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

2. Задание № 7, тема 4 в рабочей тетради.

– Назовите выбранный вами лишний вариант. Почему он лишний?

Что вам помогло его найти?


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






VI. Домашнее задание.

1. Упр. 2, с. 84.

2. Попробовать передать содержание правила в рамке (с. 85) с помощью схем.




© ООО «Баласс», 2014 6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!