4 5 6 3 1 3 Углубление изученного. 1. Предлагается материал для наблюдений. а) – Прослушайте отрывок из стихотворения. Он опять поспал немножно «Что за станция такая, И опять взглянул в окошко. Дибуны или Ямская?» Увидал большой вокзал. А с платформы говорят: Потянулся и сказал: «Это город Ленинград». Закричал он: «Что за шутки! Еду я вторые сутки, А приехал я назад, А приехал в Ленинград!» – Кто автор и откуда этот отрывок? (С. Маршак. «Вот какой рассеянный») б) Фрагмент выводится на слайде (можно раздать на парты). – Назовите прямую речь. – Кому она принадлежит? (Человеку рассеянному и кому-то на платформе, вокзале.) – Какие по цели высказывания и интонации эти предложения? (Вопросительное, невосклицательное; повествовательное, невосклицательное; восклицательное.) 2. Углубление изученного. – Прочитайте ещё раз правило в рамке на с. 85. – Какой главный отличительный признак прямой речи на письме? (Кавычки.) Кавычки – это двойной знак, т.е. он ставится два раза: в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем наверху. – Кавычки как бы выделяют прямую речь. Поэтому они относятся к выделительным знакам, которые всегда двойные. Учитель показывает, как ставятся кавычки на письме, ученики сравнивают кавычки с печатным образцом (возможны варианты в печатном тексте: « » и ” “). – С какой буквы начинается первое слово в прямой речи? – «Прочитайте» 1-ю схему и приведите пример к ней из стихотворного отрывка. Затем ученики подбирают соответствующие примеры к двум другим схемам. – Какой знак препинания ставится после слов автора? (Двоеточие.) Дифференцированное задание. Н – Составьте схемы предложений с прямой речью к упр. 83 (отрывки из сказок А.С. Пушкина). Ученики выполняют это задание на доске. П – Составьте предложения к каждой схеме. (Упр. 86.) Ученики читают свои варианты. |