СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Зашифрованное слово"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводился в рамках Дня открытых дверей. Можно использовать на первых или заключительных уроках в году.

Цель урока: Воспитание интереса к родному языку. Задачи урока: 1. Через языковые игры пробудить интерес к родному языку. 2. Дать учащимся расширенное  представление о возможностях языка. 3. Изучить понятия «акростих», «ребус», «шарада», «метаграмма».

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Зашифрованное слово"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 165»





Разработка урока

«Зашифрованное слово»




Урок русского языка в 7 классе,
проводился в День открытых дверей

21 марта 2011 года

Учитель: Шлюкова Марина Николаевна











Новосибирск

2011


Зашифрованное слово

Цель урока: Воспитание интереса к родному языку.

Задачи урока:

  1. Через языковые игры пробудить интерес к родному языку.

  2. Дать учащимся расширенное представление о возможностях языка.

  3. Изучить понятия «акростих», «ребус», «шарада», «метаграмма».


  1. Начало урока.

  2. Слово учителя.

То время, когда еще не было письменности, называлось доисторическим, так как люди еще не умели фиксировать свою историю.

Если нужно было отправить послание, то делали это с помощью предметов, которые нужно было расшифровать, или рисовали. Согласитесь, такие методы передачи информации не очень удобны. Как вы понимаете, эволюция письма прошла долгий и тернистый путь, меняясь и совершенствуясь.

Многие народы, живущие на уровне первобытно-общинного строя, используют язык рисунков, т.е. пиктографию.


  1. Задание. Напиши предложение при помощи пиктограммы:

  • Светит солнце.

  • Мальчик идёт в школу.

Покажи своему соседу по парте. Правильно ли он тебя понял? Сделай вывод.

Вывод: с помощью пиктограммы не так просто выразить всё, что ты думаешь.


Затем картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы.

4. Сообщение учителя. РЕБУСЫ:

Отголоском пиктографического письма в языке является ребус. Ребус - один из видов словесных игр, популярных еще в древности. В свое время так называемый ребусный тип письма сыграл существенную роль в развитии письменности многих народов, явившись первым шагом на пути «от рисунка к букве», пути, который, в конце концов, привел к созданию современных систем письменности.

4.1. Сообщение ученика:

*Ребусы - это особый вид загадок, в которых разгадываемые слова зашифрованы с помощью рисунков -  изображений  тех или иных предметов, в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками. Название образовано от латинского rebus - (вещь, предмет).

Как рисованные загадки, ребусы появились примерно в XV веке во Франции. В XVI веке они проникают в Англию, Германию, Италию. В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Там стал выходить специальный журнал «Ребус».

В настоящее время слово «ребус» часто употребляется и в более широком смысле. Оно стало нарицательным для обозначения всего замысловатого, загадочного и непонятного. И это не случайно, ведь в мире занимательных задач ребусам отведено почетное место.*


4.2. Учитель:

Ребус – отличная гимнастика для ума.

Существуют определенные правила разгадывания ребусов, которые одновременно являются и правилами их составления. Вот они (открывается запись на доске – основные правила) – учитель комментирует запись:

  • слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка;

  • названия всех изображённых на рисунке предметов нужно читать только в именительном падеже;

  • если предмет на рисунке перевернут, его название читают справа налево;

  • если слева от рисунка стоят запятые (одна или несколько), то не читаются первые буквы слова. Если запятые стоят после рисунка, справа от него, - не читаются последние буквы;

  • если над рисунком изображена зачёркнутая буква, ее надо исключить из названия предмета;

  • если над рисунком стоят цифры, буквы следует читать в указанном порядке;

  • если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, ее следует читать вместо зачёркнутой. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства;

  • если часть слова произносится как числительное, в ребусе она изображается цифрами и числами (О5- опять; 100Г - стог);

  • если у рисунка нет никаких дополнительных знаков, следует учитывать только первую букву названия изображённого предмета;

  • многие части зашифрованных слов обозначают соответствующим расположением букв и рисунков. Слова, в которых есть сочетание букв на, под, над, за, можно изобразить с помощью размещения букв или предметов одного над другим или за другим. Буквы С и В могут стать предлогами. Если буква составлена из других букв, при чтении используется предлог ИЗ.

Одной из главных трудностей при разгадывании ребусов является умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Но помните, что, кроме знания правил, вам нужны еще смекалка и логика.


4.3. Разгадайте ребусы.

Задание выдается каждому ученику индивидуально. Тот, кто быстрее разгадает ребус, получает жетон и следующую загадку.


1. Кто написал сказку, название которой здесь зашифровано?

2. Кто написал сказку, название которой здесь зашифровано?

3. Кто написал роман, название которого здесь зашифровано?

4. На занятия кружка пришли шесть школьников.

Их имена зашифрованы в ребусах.

5. В ребусах зашифрованы личные имена. Сколько среди них мужских?

6. В четырёх ребусах зашифровано одно и то же слово, а в одном — другое. В каком?




7. Кем был человек, имя которого зашифровано в ребусе?

8 Кем была женщина, имя которой зашифровано в ребусе?

(А) драматической актрисой; (Б) поэтессой;

(В) лётчицей; (Г) певицей; (Д) балериной.

9. Расшифруйте ребусы и скажите, что не относится к мебели.

10. Расшифруйте ребусы и скажите, какого слова обычно не бывает в календаре?

11. В четырёх ребусах зашифровано одно и то же слово, а в одном — другое. В каком?

12. В четырёх ребусах зашифровано одно и то же слово, а в одном — другое. В каком?

13. В ребусах зашифрованы названия городов. Расшифруйте и расположите по алфавиту эти названия. Какое оказалось в середине списка?

14. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку.

15. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку.

16. Расшифруйте ребусы и скажите, что не растёт на грядке.

17. В ребусах зашифрованы названия животных. Какое из этих животных выше всех?


18. Какой из предметов, названия которых зашифрованы в ребусах, мы не встретим на стене в картинной галерее?

19. В ребусах зашифрованы географические названия. Какое из них лишнее по смыслу?

20. В ребусах зашифрованы названия городов. Расшифруйте и расположите по алфавиту эти названия. Какое оказалось в середине списка?

21. Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку.

(А) печь; (Б) окно; (В) крыльцо; (Г) фабрика; (Д) тыква.


5. Сообщение учителя. ШАРАДЫ.

С появлением письменности появилась и необходимость зашифровывать послания, чтобы они могли быть прочитаны только адресатом, а вместе с этим – множество языковых игр-закадок.

Шара́да (фр. charade) — разновидность загадки.

5.1. Сообщение ученика.

*ШАРАДА - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей таким образом, что каждая часть имеет смысл самостоятельного слова; сначала предстоит отгадать эти слова, а потом составить из них новое, более длинное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово: Первое слово над чайником тает,

Второе - у папы растет над губой.

А целое - ветер морской надувает

И в плавание нас приглашает с тобой.

Определяем значение первого слова в этой шараде: над чайником тает, видимо, "пар". Затем определяем значение второго слова: скорее всего, у папы над губой растет - это "ус". Сложив оба слова, получаем ответ на шараду - "парус", который ветер морской надувает и приглашает в плаванье.

Части в шараде могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах.

В фольклоре шарады почти неизвестны. В письменной литературе (с осознанием зримого членения слова) были популярны в салонной культуре 17—18 вв. (в форме стихотворений и инсценировок). Первые шарады (charade - беседа) появились в VI веке у Симфосия - "Загадки". С XVIII века они вошли в моду у французов (Журнал "Mercure de France"). В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать "целый воз болтовни".

Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Сохранилась публикация той поры с ответом "глад + кость = гладкость". Часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:

Едва приметный червь, но для мехов опасный,

- Есть первое мое. Знак в азбуке безгласный

- Второе. А поэт и комик-чародей

Есть целое шарады сей. (Ответ: Моль-ер.)

В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала "Иллюстрация".

Особым видом шарад являются метаграммы, в которых зашифрованное слово изменяется:

Меня ты не напрасно ценишь —

Тебя насытить я могу.

Но если «у» на «е» ты сменишь,

Я по деревьям побегу. (булка – белка)*


5.2. Разгадайте шарады.

Задание читается для всех. Тот, кто быстрее разгадает ребус, получает жетон.



Первое - нота.

Второе - тоже.

А в целом - На горох похоже. (фа-соль)



Часть первая на земле остается,

Когда по ней кто-то пройдет.

Вторая – дается ошибками в долгом труде.

А словом охотник зовется, что зверя отыщет в тайге. (след-опыт)



Философ - первый слог шарады,

К нему союз прибавить надо,

Последний слог - местоимение.

Все - в музыке произведение. (Кант-а-та)



Начало формы

Конец формы

Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог - союз.

А в целом я - материя,

И на костюм гожусь. (Сук-но)



Первый слог - лоб.

Второй - сто лет.

Целое - разумное существо.

(Ответ: чело-век.)


Начало в церкви раздается,
Кусает больно нас второе,
А вместе это обернется
Народной русскою игрою. (хор-овод)

Мой первый слог — на дереве,

Второй мой слог — союз.

А в целом я — материя

И на костюм гожусь. (сук-но)

Конец формы

Мой первый номер - не реклама,

Второй - из "Горя от ума".

В конечном виде будет гамма:

Характер техники письма. (факт-ура)

Начало формы

Конец формы

Первый слог - местоименье,

Второй - весенний месяц яркий,

В конце частица для смягченья,

В целом - остров очень жаркий. (я-май-ка)



Начало формы

Конец формы

Я замерзаю в холоде полярном,

хоть и лежу с запасами тепла.

мой первый слог- название собаки

иль столб, как острая игла;

второй мой слог - одна из форм рельефа, но на немецком языке,

а целое - найдете вы на карте в далеком уголке. (шпиц-берген)



Начало формы

Конец формы

Начало деревом зовётся,

Конец - читатели мои.

Здесь, в книге, целое найдётся,

И в каждой строчке есть они. (бук-вы)


- Если вы соедините две ноты, можете сварить суп.(фа-соль)

- Первое - предлог, второе - девочка, целое бывает у рыболова. (у-дочка)

- Первое используется в игре, второе - материк, целое найдешь в сказке. (фант-азия)

  1. Но самое интересное - не фронтальное загадывание и отгадывание шарад, а их составление.

  2. 5.3. Составьте шарады!

  3. Учащиеся делятся на команды (количество команд – по усмотрению учителя). Команды коллективно сочиняют шарады.

  4. Учитель предлагает примеры составления шарад: Возможны стихотворные шарады, но не хуже и прозаические. Например, выбрано слово я-сень. Из него может получиться такая шарада: «Первое – местоимение, второе – прохлада, целое – дерево». А можно представить шараду в виде предложения: «Местоимение (первое) наслаждается (вторым) прохладой под (целым) деревом».

  5. Еще пример – слово шар-а-да: «первое – круглый предмет, второе – союз, третье – утверждение, целое – игра». А можно сказать так: «Взяв в руки круглый предмет, прибавив союз и утверждение, можно поиграть».

  6. Слово no-беда можно загадать в такой шараде: «К предлогу прибавьте несчастье и добивайтесь целого».

  7. И затем команды сочиняют шарады и по очереди загадывают их соперникам. На отгадывание – 30 секунд. За каждый правильный ответ – 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается.

  8. Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия для изображения предметов.

  9. *Слова для составления шарад: балалайка, бормотать, борода, виноград, домино, иволга, колбаса, повесть, портной, посуда, разговор, семья, собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка, частушка, чертеж, ябеда, якорь.

  10. 6. Сообщение учителя. АКРОСТИХ

  11. Еще один способ зашифровать послание – акростих.

  12. Акростих - это стихотворение, в котором первые буквы строк, прочитанные сверху вниз, составляют какое-либо слово. Вот акростих русского поэта конца XVIII - начала XIX в. Ю.А. Нелединского-Мелецкого. Здесь, как в шараде, описано явление, которое названо начальными буквами строк. Кроме посвящений, aкростихом в пишутся тосты, поздравления, благодарности. Позже Тарковский создаст акростих-приглашение, в "хребте" которого содержится домашний адрес автора. (на доске открываются записанные акростихи).

  13. 6.1.Что загадано в стихе?

  14. Довольно именем известна я своим;

  15. Равно клянется плут и непорочный им,

  16. Утехой в бедствиях всего бываю боле,

  17. Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле,

  18. Блаженству чистых душ могу служить одна,

  19. А меж злодеями не быть я создана. (Дружба)

  20. ***

  1. Мечта моя, принцесса, ты жизнь моя!

  2. Огонь в душе, о красоте твоей пою.

  3. Я точно знаю, ты цветочек мой.

  4. Любя, сорвав тебя, я бережно храню.

  5. Юность правит чувствами, она ведь так сильна.

  6. Боюсь тебя я потерять, да, это жизненный урок,

  7. И дождь осенний льёт так холодно, согрею вновь!

  8. Меня поймёшь, от счастья раскрывши свой цветок.

  9. А эти чувства я оставлю, клянусь, навечно сохраню,

  10. Я всему миру расскажу, как я тебя люблю!

  11. ***

  12. Лето быстро пролетело,

  13. Юность скажет: "я люблю".

  14. Больше я писать не буду,

  15. Лишь добавлю букву

  16. Ю!!!

  17. ***

  18. Спешите радовать любимых!

  19. Привычный ход вещей нарушьте.

  20. Рискните! Это в ваших силах,

  21. Атлантном быть совсем не нужно.

  22. Зачем же ценные подарки?

  23. Достаточно улыбки нежной,

  24. Надежных рук объятий жарких,

  25. И взгляда, полного надежды;

  26. Кусочка неба голубого,

  27. Осколка солнца золотого,

  28. Мелодии стишка простого…

  29. ***

  30. З акат прошел.

  31. В осток чернеет

  32. Е ль за окном недвижимо стоит

  33. З вездами небо красивеет

  34. Д аль бесконечная манит

  35. Н ет ей конца, как нет начала

  36. О смыслить это нету сил

  37. Е сть лишь для глаз моих услада

  38. Н а небо взгляд свой устремил

  39. Е го величьем пораженный

  40. Б ез крыльев в небо вознесенный

  41. О жизни бренной позабыл

  1. 7. Заключительное слово учителя.

  2. Наш урок подошел к концу.

  • Что нового вы узнали?

  • Понравился ли урок? (учитель просит на заранее заготовленных стикерах изобразить смайлик, соответствующий настроению ученика, и прикрепить на доску при выходе из класса).

  1. Домашнее задание: Написать собственный акростих или придумать ребус, метаграмму, шараду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!