СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 4 классе Тема урока «Обобщение знаний о части речи ГЛАГОЛ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 4 классе

Тема урока «Обобщение знаний о части речи ГЛАГОЛ»

 

Просмотр содержимого документа
«УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 4 классе Тема урока «Обобщение знаний о части речи ГЛАГОЛ»»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

МКОУ «Нечаевская СОШ №1»



УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 4 классе

Тема урока «Обобщение знаний о части речи ГЛАГОЛ»










Подготовила

Учитель начальных классов

МКОУ «Нечаевская СОШ №1»

Асадулаевой и.м.

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:



УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 4 классе

Тема урока «Обобщение знаний о части речи ГЛАГОЛ»


Место урока в системе уроков:  урок обобщения материала в процессе  изучения раздела «Морфология. Глагол»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

Цель урока:  обобщение и систематизация изученного о глаголе

Задачи: 1) систематизировать знания и умения, полученные на уроках русского языка на конец начальной школы

2) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку

3) развивать умение анализировать, сопоставлять языковой материал

Форма урока: групповая


Предметные результаты:

  • систематизировать знания, полученные в начальной школе, о глаголе, как части речи;

  • формировать умение определять грамматические признаки глагола,

  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;

Метапредметные результаты:



ЭТАП УРОКА


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕМАРКИ

1) Организационный этап.


- Я рада приветствовать всех на уроке русского языка.

Я хочу пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, и мы получили удовольствие от работы друг с другом.

Метод "Здороваемся глазами"

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


ПРОБЛЕМА УРОКА

Виндаритесь – садитесь!

Что я сказала? Как вы догадались?

Я произнесла искусственное слово. Какую часть речи я использовала?

На протяжении всей четвертой четверти мы вами изучали тему ГЛАГОЛ. И настало время наши знания ОБОБЩИТЬ.

ТЕМА УРОКА

Как будет звучать тема урока? ( ОБОБЩЕНИЕ по теме ГЛАГОЛ)


ПРОВЕРКА ДЗ

И начнем с проверки ДЗ


Интерес к искусственным текстам начался с известной фразы профессора Л.В.Щербы:

«Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка»


- Как вы перевели эту фразу на русский язык? Сколько глаголов?

Варианты перевода:

  • Бешеная корова сильно боднула быка и лягает телёнка.

  • Хитрая лисица ловко обманула волка и ласкает волчонка.

  • Глупая ворона сильно клюнула козла и каркает на козлёнка.


ПРОБЛЕМА УРОКА?

- Что помогло вам определить принадлежность непонятных по смыслу слов к части речи ГЛАГОЛ?

- Какие части слова несут информацию о слове, делая их понятными?


На доску

- вопрос

-значение

-морфемы

3) Актуализация знаний.


ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Методика КОРЗИНА ИДЕЙ


Что еще мы узнали о глаголе в нашем путешествии?

ИГРА «БАГАЖ ЗНАНИЙ»


Посмотрите, какой большой багаж знаний мы накопили.


Что надо сделать в нашем багаже? (навести порядок)


ЦЕЛЬ УРОКА

Сформулируйте цель урока, используя опорные слова

- обобщить

- упорядочить

- классифицировать

- систематизировать


ЗАДАЧИ УРОКА


  1. Составить устный рассказ

  2. Выполнить тест (Оценить ЗНАНИЯ)

  3. Выполнить МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР глагола (оценить УМЕНИЯ)


ПЛАН РАБОТЫ

Составим план, что мы будем должны отразить в КЛАСТЕРЕ


(ВЫВЕШИВАЮ ОПОРНЫЕ СЛОВА НА ДОСКУ)


Значение

Вопросы

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Член предложения


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КЛАСТЕРА:

  1. СОДЕРЖАНИЕ

  2. УСТНАЯ ЗАЩИТА (выразительность и наличие примеров)

По 3 бальной системе


ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ групп после выступления руководителя группы (ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ)



ДЕЙСТВУЕМ!

Пункты плана

-


СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ



4) Обобщение и систематизация знаний

  • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности


1)ВЫПОЛНЕНИЕ в группах

После работы вывешиваем кластер.

Выполнили первую задачу? (картинку убираю)


МЕТОДИКА КЛАСТЕР


5) Применение знаний и умений в новой ситуации


Давайте проанализируем то, что у нас получилось,

Попробуйте составить рассказ, сопровождая примерами.


ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ после каждой группы (ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ)


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 1 и 2 ЗАДАЧА


Групповая (ПЕРВАЯ) ОТМЕТКА за кластер каждому члену группы.


3 стикера – 3 баллов

рассказ - 3 балла


ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИЙ

А ПРИЗНАКИ глагола (или как говорят по-научному КАТЕГОРИИ) связаны друг с другом? (взаимосвязь СТРЕЛКИ мелом с примерами)


- время и лицо (лицо только в настоящем и будущем времени)

- время и род (род только в прошедшем времени в единственном числе)

- спряжение и время (спрягаем только глаголы настоящего и будущего времени)


3 ЗАДАЧА

Самостоятельная работа.

ДЕЙСТВУЕМ!

ПРОВЕРЯЕМ БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ по теме ГЛАГОЛ»

учени _________________

  1. Глагол – это часть речи, которая обозначает _____________ и отвечает на вопросы__________________________________.

  2. Суффиксы глаголов в неопределенной форме – это______________________________________.

  3. В предложении глагол является _______________________________________.

  4. Глагол имеет постоянные признаки _____________________ и непостоянные признаки_____________________________________________________________.

  5. Глаголы ________________---- имеют окончания -ЕШЬ, ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ

  6. Глаголы ________________---- имеют окончания -ИШЬ, ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ

  7. Спряжением называется________________________________________________________.

  8. Глаголы изменяются по временам: ____________________________________________________________________

  9. Глаголы в прошедшем времени чаще всего образуются про помощи суффикса___________.

  10. У глаголов в возвратной форме суффикс (постфикс) ________________________. Перед суффиксом (постфиксом) _______ в возвратных глаголах неопределенной формы всегда пишется _____________.


САМОПРОВЕРКА ЗНАНИЙ базового уровня и оценивание по эталону. ПРЕЗЕНТАЦИЯ


ВЫСТАВЬТЕ ОТМЕТКУ в ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ

4 задача

Со знаниями вроде неплохо, посмотрим практические умения.

- Начнем с самого легкого - посчитать, сколько глаголов употреблено в известном нам мультике?


просмотр мультфильма «Сказка про Бутявку»


- Сколько (15-17)

- А какие глаголы запомнили?

Можно ли выполнить МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР таких глаголов?

Попробуем? ДЕЙСТВУЕМ!

Перед этим выполним групповое ТРЕНИРОВОЧНОЕ упражнение.

У каждой группы свое задание, работаем маркером .


1 группа – родственные слова

2 группа – спряжение

3 группа – лицо

4 группа – число

5 группа – время


  1. Группа - ЗНАЧЕНИЕ

1) Объясни устно, ЧТО МОГУТ ОЗНАЧАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ СЛОВА:

- Увазила? - Стрямкали? - Подудонились? Вычучили?


2) Найди в сказке однокоренные ГЛАГОЛЫ и выдели каждую группу маркерами определенного цвета.

б) Сяпала, усяпала, присяпала
в) Трямкают, стрямкали
г) Дудонятся, подудонились

(Слово «вычучили» может означать: вытащили наружу, вытряхнули из себя).

2 группа – спряжение

  1. Подчеркни два глагола первого спряжения одним цветом, два глагола второго – другим.

      1. Вычучить, волить

      2. Трямкать, сяпать,

Расскажи, как ты действовал, чтобы определить СПРЯЖЕНИЕ.

  1. ПРИВЕДИ ПРИМЕРЫ возвратных глаголов из текста



3 группа - лицо

Проспрягайте глагол ТРЯМКАТЬ и ВОЛИТЬ.

Объясните правописание безударных личных окончаний каждого глагола.


ТРЯМКАТЬ

я трямкаю

мы трямкаем

ты трямкаешь

вы трямкаете

он трямкает

они трямкают


ВОЛИТЬ

я волю

мы волим

ты волишь

вы волите

он волит

оня волят



Отлично! Давайте поработаем самостоятельно.




































6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Какого раздела не хватает в нашем кластере? (ОРФОГРАФИЯ – тема завтрашнего урока ПРАВОИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ) – перспективы!



СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ



  • 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)



1.Домашнее задание. Переведите текст и сделайте грамматические задания: (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

«Варкалось3. Хливкие шорьки
Пырялись3 по наве,
И хрюкотали3 зелюки,
Как мюмзики в мове.»

2.Перевести текст на русский язык (пример)

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. РЕЗУЛЬТАТЫ.

Задачи выполнены. Удалось ли нам достичь поставленной цели?

Проанализируем.


Выставим ИТОГОВУЮ ОТМЕТКУ ЗА УРОК










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!