I.I Минута чистописания | Целый час жужжит уже На цветочке буква... Жж Жж Жж Жж Жж Жж Жж Жж Жж Жук, жука, жуки, жуку, о жуке, жуком | Записывают число и прописывают буквы, слова. Обвести зел кар самую успешн букву | |
III. Актуализация знаний. IОсновно | Внимание на экран Словарь: земляника, медведь, берёза. Что вы можете сказать об этих словах. Какое общее значение имеют эти слова? Что значит исконные? Какие ещё существуют слова, которые м ы используем в своей речи? Заимствованные слова Назовите тему нашего урока? Сегодня мы будем закреплять наши знания о заимствованных словах. Запишите слово, напишите слова- синонимы этому слову Можно сказать, что мы их взяли взаймы. Как вы понимаете выражение - взять взаймы? Заимствовать, …, …, … . Вот мы и подошли к названию темы урока: «Значения заимствованных слов». Учитель: Давайте вспомним, что же такое заимствованные слова.(Дети вспоминают правило). | Эти слова исконные Эти слова родились в русском языке Заимствованные слова | |
IV. Основной этап урока | А вот проблема, которую нам придется с вами решить. Мы даже не представляем, как много в русском языке таких слов. Они так прочно вошли в наш обиход, что мы и не задумываемся, откуда пришли эти слова. Еще совсем недавно в русском языке не было слов: Библиотека Фотография Микроскоп Телеграмма Астронавт Агроном Как вы думаете, почему? (не было таких предметов) Откуда пришли эти слова? (из другого языка) Можно сказать, что мы их взяли взаймы. Как вы понимаете выражение - взять взаймы? (дали в долг, одолжили) Вот мы и подошли к названию темы урока: «Значения заимствованных слов». Как понять из какого языка заимствовано это слово? А чтобы правильно найти значения слов нам понадобится словарь, который так помогает нам на уроках. Где же он находится? (В конце учебника.) Основной этап урока Учитель: Давайте вспомним, что же такое заимствованные слова.(Дети вспоминают правило). 1. Заимствованные корни (работа в парах; технологии проблемного диалога и использования историко-познавательного материала). Обратимся к нашему помощнику и другу – учебнику. Откройте, пожалуйста, учебники на с. 78. Подумайте над хитрым заданием. Попробуйте определить лексическое значение каждого слова по значению его частей.(Выслушиваем ответы учащихся и сопоставляем с определением лексического значения по словарю.) Библиотека (от древнегреческих слов библион – «книга» и тека – «хранилище») –… хранилище книг Библиотека. 1. Учреждение, собирающее и хранящее книги для общественного пользования. 2. Собрание книг, а также помещение, где они хранятся. 3. Название серии книг определенной тематики. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка) Какие слова с частью -тека вам известны? Что они обозначают? (аптека, видеотека, игротека и т.д.) Фотография (от греческих слов фотос – «свет» и графо – «пишу») – пишу на фоточувствительном материале… Фотография. 1. Получение изображений предметов на светочувствительных пластинках, плёнках. 2. Снимок, полученный таким образом. 3. Учреждение, мастерская для съёмки и изготовления таких снимков. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка) Назовите слова с частью фото-. (фотограф, фотографировать, фоторепортаж и т.д.) Микроскоп (от греческих слов микрос – «малый» и скопео – «смотрю») – …прибор для рассмотривания маленьких предметов Микроскоп – оптический прибор с сильно увеличивающими стеклами для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка) Какие слова с частью микро- вы знаете? (микроб, микрофон и т.д.) Телеграмма (от греческих слов теле – «далеко» и грамма – «запись», «буква») – …сообщение переданное) Телеграмма – срочное сообщение, передаваемое по телеграфу или радио, а также бланк с таким сообщением. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Найдите в нашем «Орфографическом словарике» слова с частью теле- и объясните их значение (телефон, телевизор). Телевизор – аппарат для приёма телевизионных передач и их звукового сопровождения. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Телефон. 1. Система технических приспособлений для передачи звуков на расстояние по проводам при помощи электрической энергии. 2. Аппарат для разговора таким способом. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Астронавт (от греческого астрон – «звезда») - …космонавт Астронавт. 1. Специалист по астронавтике. 2. То же, что космонавт. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Какие слова с частью астро- вам известны? (астроном, астрономия и т.д.) Агроном (от греческого агрос – «поле», «земля» и номос – «закон») - …специалист в области земледелия Агроном – специалист по агрономии. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка) Сделайте вывод: как определить значение заимствованного слова? Посмотрите на с. 79. Какой секрет языка открывает волшебный ключик? Можете ли сказать, что заимствовано в словах первого задания? (корни) | | 2 Библиотека Фотография Микроскоп Телеграмма Астронавт Агроном |
VI | Работа со словарём По рядам Песня о картинах. Стихи Александра Кушнера. Музыка Григория Гладкова. Послушайте песню Григория Гладкова на стихи Александра Кушнера «Песня о картинах». Какие заимствованные слова использовали авторы этой песни Найдите слово в толковом словаре, стр.157, выпишите статью- информацию об этом слове в тетрадь. | | Пейзаж Натюрморт Портрет |
VII | Самостоятельная работа Упражнение 2, с. 80. - Прочитай отрывок из стихотворения. Выпиши заимствованные слова. … Кто на площади оркестром Дирижирует? Маэстро. Приседает, пляшет, Палочкою машет… (Дж. Родари) Письмо по памяти: 1 уровень - это четверостишье вам надо записать по памяти. 2 уровень - первые две строчки. 3 уровень – списать четверостишье. | | |
VIII Итог урока. Р ефлексия. | Для чего мы используем в своей речи заимствованные слова? Какое значение имеют эти слова в нашей речи? - Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Мы достигли её? - Чему мы научились? - Кому было трудно? - Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? - Где вам пригодятся эти знания? - Оцените свою работу на уроке. Встаньте те, кто считает, что он работал вот так: - Все получилось; домик - были затруднения; квадрат - ничего не получилось. треугольник - Почему вы так думаете? - Да, вы молодцы. Я с вами полностью согласна. - Спасибо за урок. | | |