СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в рамках "Дня единого текста" 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан как завершение обучающего семинара "Методика Дня единого текста", проводимого ИРО г. Ярославль. Это 1 урок в цикле уроков в День единого текста в 8 классе. По методической классификации это скорее всего урок развития речи и комплексного анализа текста. На уроке используются приёмы развития читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в рамках "Дня единого текста" 8 класс»

Урок русского языка

« Необычная история спички»

8 класс


Горлова Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

СШ № 1 г. Данилова Ярославской области

Цели урока:
- формировать целостное мировоззрение, ответственное отношение
к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к слову, пополнять словарный запас;

- развитие умения анализировать полученную информацию с позиции
логики и личностно-психологического подхода, принимать и интерпретировать эту информацию, применять смысловое чтение;
- анализировать языковые явления, структурировать знания, находить
и извлекать несколько единиц информации в разных частях текста, понимать
значение фразы на основе контекста, формулировать вопросы на основе прочитанного текста, строить устный монологический ответ, аргументировать свою позицию, работать в парах;
- определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст

Инструментарий учителя: текст «Давно ли у людей спички?» (без заголовка и разрезанный на части), приёмы смыслового чтения: «Верите ли вы?», «Дерево вопросов»,

Ход урока.

Учитель. Рассмотрите фотографии. Как вы думаете: что общего у этих предметов?

Учитель. Эти предметы помогают человеку разжечь огонь. А с помощью чего мы сегодня с вами можем зажечь огонь? Да, с помощью спичек. Вы пользуетесь спичками в быту и, наверное, не задумывались о том, когда же всё-таки появились спички и как они работают. Давайте проверим ваше представление об этом простом предмете нашей жизни.. На парте у вас лежат карточки-вопросники. В каждой карточке 5 утверждений. Если вы согласны с ними, ставьте в окошке знак +, если не согласны - знак -. Если сомневаетесь, то знак ?.


Работа в парах с карточками-вопросниками.


  1. Верите ли вы, что в России спички стали производить в середине XX века?

  2. Верите ли вы, что первые спички могли быть стеклянными?

  3. Верите ли вы, что когда придумывали спички, пробовали использовать яды?

  4. Верите ли вы, что в изобретении спичек свой вклад внёс известный физик?

  5. Верите ли вы, что изобретение спичек связано с алхимией?


Учитель. Как мы можем узнать правильность своих предположений? Верно, познакомившись с текстом. Откройте конверты, которые лежат у вас на партах. В них как раз и есть тот самый текст, но вот проблема. Текст разделён на части, ваша задача, соединить их, чтобы получился связный текст.

( в конвертах 6 абзацев текста)


Давно ли у людей спички?

Спички изобрели совсем недавно. В 1933 году первой российской спичечной фабрике исполнилось ровно сто лет. До этого времени добывали огонь другим способом. Вместо коробка спичек люди, жившие сто лет тому назад, носили в кармане маленький ящичек с тремя странными предметами: кусочком стали, небольшим камешком и кусочком чего-то вроде губки. Если бы вы спросили, что это такое, вам сказали бы, что сталь — это огниво, камешек — это кремень, а кусочек губки — трут. Целая куча вещей вместо одной спички! Как же тогда добывали огонь?

Посмотрите на этого толстяка в пестром халате, с длинной трубкой в зубах. В одной руке он держит огниво, в другой кремень и трут. Он ударяет огнивом о кремень. Никакого результата! Еще раз. Опять ничего. Еще раз. Из огнива выскакивает искра, но трут не загорается. Наконец, в четвертый или пятый раз трут вспыхивает. Собственно говоря, это та же зажигалка. В зажигалке тоже есть камешек, есть кусочек стали — колесико, есть и трут — фитилек, пропитанный бензином. Высекать огонь было не так-то просто. По крайней мере, когда европейские путешественники хотели научить гренландских эскимосов своему способу добывать огонь, эскимосы отказались. Они нашли, что их старый способ лучше: они добывали огонь трением, как первобытные люди, — вращая ремнем палочку, поставленную на кусок сухого дерева.

Да и сами европейцы были не прочь заменить кремень и огниво чем-нибудь получше. В продаже то и дело появлялись всевозможные «химические огнива», одно другого мудренее. Тут были спички, зажигавшиеся от прикосновения к серной кислоте; тут были спички со стеклянной головкой, которую надо было раздавить щипцами, чтобы спичка вспыхнула; были, наконец, целые приборы из стекла очень сложного устройства. Но все они были неудобны и дорого стоили.

История спичек как средства добывания огня началась с открытия фосфора в 1669 году алхимиком Брандтом. В 1680 году ирландский физик Роберт Бойль (тот самый, чьим именем назван закон Бойля-Мариотта) покрыл фосфором полоску бумаги и, чиркая по ней деревянной спичкой с серной головкой, получил огонь... но не придал этому никакого значения. В результате изобретение спичек запоздало более чем на век — до 1805 года, когда французский химик Жан Шансель предложил свою версию спички с головкой из смеси серы, хлорида калия и сахара. В комплекте прилагалась бутылочка с серной кислотой, куда надо было окунать спички, чтобы зажечь их.

Фосфор — это вещество, которое загорается при самом слабом нагревании — всего до 60 градусов. Казалось бы, лучшего материала для спичек и придумать нельзя. Но и фосфорные спички никуда не годились по сравнению с нашими. Они были очень ядовиты, а главное, загорались чересчур легко. Чтобы зажечь спичку, достаточно было чиркнуть ею о стенку или даже о голенище. Когда спичка загоралась, происходил взрыв. Головка разлеталась на части, словно маленькая бомба. Сгорев, спичка оставляла по себе скверную память в виде противного сернистого газа. Кроме фосфора, в головке была еще сера, которая, сгорая, превращалась в сернистый газ. Замену токсичному и огнеопасному белому фосфору было найти нелегко. Это смог сделать шведский химик Густав Эрик Паш, который в 1844 году понял одну простую вещь: если спичка загорается при механическом контакте серы и фосфора, вовсе не обязательно помещать фосфор в спичечную головку — достаточно нанести его на шершавую поверхность, о которую чиркают! Это решение вместе с подоспевшим как раз вовремя открытием красного фосфора (который, в отличие от белого, не воспламеняется на воздухе и гораздо менее токсичен) и легло в основу первых по-настоящему безопасных спичек.

А в 1845 году два других шведа — братья Йохан и Карл Лундстрёмы — основали компанию, которая сделала безопасные спички массовым продуктом, а название «шведские спички» — именем нарицательным. В головках этих спичек фосфора нет совсем, он заменен другими горючими веществами. Это и есть спички, которыми мы пользуемся и сейчас.

NB. Если возникает сложность в соединении частей текста, то можно дать текст целиком или извлечь из него 1 абзац для дальнейшей вставки. (Задание: Как вы считаете, в какой части текста должна быть информация 3 абзаца)


Давайте поработаем с содержанием этого текста.

  1. Прочитайте текст и назовите имена собственные, которые встретились в этом тексте.

  2. Можете ли вы составить ленту времени истории спичек, назовите имена числительные.

  3. Какие научные термины встретились с тексте, все ли они вам понятны?

  4. С каким веществом связывают изобретение спичек?


Чтобы понять, насколько хорошо вы изучили текст, мы зададим к нему вопросы.


Вариант 1.


Мы с вами сейчас будем составлять вопросный план текста. Для этого мы разделимся на 3 группы:

1 группа будет составлять вопросы к тексту, чтобы выявить фактическую (явную) информацию « вопросы кроны» Ей даётся карточка с подсказками

Карточка «Вопросы кроны»

  1. Когда…

  2. Сколько….

  3. Где….

  4. Куда….

  5. Что произошло…


2 группа будет выяснять причинно-следственные связи в событиях текста. Поэтому ваши вопросы будут начинаться со слов «Почему», «А что произойдёт, если…»

Карточка «Стволовые вопросы»

  1. Почему ….

  2. Зачем…

  3. По какой причине…

  4. А что бы произошло с ….., если бы ……


3 группа будет опираться на свой жизненный опыт и поработает с вопросами практического характера

Вопросы «Корни»

  1. Если бы я……, то обязательно бы …..

  2. Какие правила безопасности нужно соблюдать, если пользоваться ….


Методический комментарий: В каждой группе назначаем следящего за временем, обозначаем вопросный план на листе контроля.


Вариант 2.

Попробуем пересказать этот текст. Для этого мы составим с вами таблицу-опору

По схеме Аннотация – Краткий пересказ – Пересказ

Проблемные вопросы

Ключевые слова

Связующие слова, необходимые для пересказа

  1. Каким способом добывала огонь до изобретения спичек

Трут

Огниво

Кремень

Трение

Недавнее изобретение

Большое количество предметов

Неудобно пользоваться

  1. Чья деятельность дала начало «спичечному пути»?

Алхимия

Фосфор

Взрыв

Трение

Белый фосфор

Ядовитый газ

началась с открытия фосфора, не придал этому никакого значения, достаточно было чиркнуть ею, сера, сгорая, превращалась в сернистый газ, достаточно нанести его на шершавую поверхность

  1. Как спички стали простым и безопасным способом добывания огня?

Поверхность

Красный фосфор

«шведские спички»

не воспламеняется на воздухе и гораздо менее токсичен, заменен другими горючими веществами


Итак, история появления спичек прошла большой и трудный путь. Сейчас мы с вами даже не задумываемся, как эта небольшая деревянная палочка попала к нам с вами и сколько опасными бывают последствия необдуманного пользования ею. Скоро праздничные новогодние мероприятия пройдут по всему миру. А как безопасно использовать спички во время праздников? Нужно соблюдать правила техники безопасности.

Домашнее задание: Составьте небольшой текст-инструкцию с использованием односоставных побудительных предложений.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!