Урок русского языка
« Необычная история спички»
8 класс
Горлова Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
СШ № 1 г. Данилова Ярославской области
Цели урока:
- формировать целостное мировоззрение, ответственное отношение
к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к слову, пополнять словарный запас;
- развитие умения анализировать полученную информацию с позиции
логики и личностно-психологического подхода, принимать и интерпретировать эту информацию, применять смысловое чтение;
- анализировать языковые явления, структурировать знания, находить
и извлекать несколько единиц информации в разных частях текста, понимать
значение фразы на основе контекста, формулировать вопросы на основе прочитанного текста, строить устный монологический ответ, аргументировать свою позицию, работать в парах;
- определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст
Инструментарий учителя: текст «Давно ли у людей спички?» (без заголовка и разрезанный на части), приёмы смыслового чтения: «Верите ли вы?», «Дерево вопросов»,
Ход урока.
Учитель. Рассмотрите фотографии. Как вы думаете: что общего у этих предметов?
Учитель. Эти предметы помогают человеку разжечь огонь. А с помощью чего мы сегодня с вами можем зажечь огонь? Да, с помощью спичек. Вы пользуетесь спичками в быту и, наверное, не задумывались о том, когда же всё-таки появились спички и как они работают. Давайте проверим ваше представление об этом простом предмете нашей жизни.. На парте у вас лежат карточки-вопросники. В каждой карточке 5 утверждений. Если вы согласны с ними, ставьте в окошке знак +, если не согласны - знак -. Если сомневаетесь, то знак ?.
Работа в парах с карточками-вопросниками.
Верите ли вы, что в России спички стали производить в середине XX века? Верите ли вы, что первые спички могли быть стеклянными? Верите ли вы, что когда придумывали спички, пробовали использовать яды? Верите ли вы, что в изобретении спичек свой вклад внёс известный физик? Верите ли вы, что изобретение спичек связано с алхимией? |
Учитель. Как мы можем узнать правильность своих предположений? Верно, познакомившись с текстом. Откройте конверты, которые лежат у вас на партах. В них как раз и есть тот самый текст, но вот проблема. Текст разделён на части, ваша задача, соединить их, чтобы получился связный текст.
( в конвертах 6 абзацев текста)
Давно ли у людей спички?
Спички изобрели совсем недавно. В 1933 году первой российской спичечной фабрике исполнилось ровно сто лет. До этого времени добывали огонь другим способом. Вместо коробка спичек люди, жившие сто лет тому назад, носили в кармане маленький ящичек с тремя странными предметами: кусочком стали, небольшим камешком и кусочком чего-то вроде губки. Если бы вы спросили, что это такое, вам сказали бы, что сталь — это огниво, камешек — это кремень, а кусочек губки — трут. Целая куча вещей вместо одной спички! Как же тогда добывали огонь?
Посмотрите на этого толстяка в пестром халате, с длинной трубкой в зубах. В одной руке он держит огниво, в другой кремень и трут. Он ударяет огнивом о кремень. Никакого результата! Еще раз. Опять ничего. Еще раз. Из огнива выскакивает искра, но трут не загорается. Наконец, в четвертый или пятый раз трут вспыхивает. Собственно говоря, это та же зажигалка. В зажигалке тоже есть камешек, есть кусочек стали — колесико, есть и трут — фитилек, пропитанный бензином. Высекать огонь было не так-то просто. По крайней мере, когда европейские путешественники хотели научить гренландских эскимосов своему способу добывать огонь, эскимосы отказались. Они нашли, что их старый способ лучше: они добывали огонь трением, как первобытные люди, — вращая ремнем палочку, поставленную на кусок сухого дерева.
Да и сами европейцы были не прочь заменить кремень и огниво чем-нибудь получше. В продаже то и дело появлялись всевозможные «химические огнива», одно другого мудренее. Тут были спички, зажигавшиеся от прикосновения к серной кислоте; тут были спички со стеклянной головкой, которую надо было раздавить щипцами, чтобы спичка вспыхнула; были, наконец, целые приборы из стекла очень сложного устройства. Но все они были неудобны и дорого стоили.
История спичек как средства добывания огня началась с открытия фосфора в 1669 году алхимиком Брандтом. В 1680 году ирландский физик Роберт Бойль (тот самый, чьим именем назван закон Бойля-Мариотта) покрыл фосфором полоску бумаги и, чиркая по ней деревянной спичкой с серной головкой, получил огонь... но не придал этому никакого значения. В результате изобретение спичек запоздало более чем на век — до 1805 года, когда французский химик Жан Шансель предложил свою версию спички с головкой из смеси серы, хлорида калия и сахара. В комплекте прилагалась бутылочка с серной кислотой, куда надо было окунать спички, чтобы зажечь их.
Фосфор — это вещество, которое загорается при самом слабом нагревании — всего до 60 градусов. Казалось бы, лучшего материала для спичек и придумать нельзя. Но и фосфорные спички никуда не годились по сравнению с нашими. Они были очень ядовиты, а главное, загорались чересчур легко. Чтобы зажечь спичку, достаточно было чиркнуть ею о стенку или даже о голенище. Когда спичка загоралась, происходил взрыв. Головка разлеталась на части, словно маленькая бомба. Сгорев, спичка оставляла по себе скверную память в виде противного сернистого газа. Кроме фосфора, в головке была еще сера, которая, сгорая, превращалась в сернистый газ. Замену токсичному и огнеопасному белому фосфору было найти нелегко. Это смог сделать шведский химик Густав Эрик Паш, который в 1844 году понял одну простую вещь: если спичка загорается при механическом контакте серы и фосфора, вовсе не обязательно помещать фосфор в спичечную головку — достаточно нанести его на шершавую поверхность, о которую чиркают! Это решение вместе с подоспевшим как раз вовремя открытием красного фосфора (который, в отличие от белого, не воспламеняется на воздухе и гораздо менее токсичен) и легло в основу первых по-настоящему безопасных спичек.
А в 1845 году два других шведа — братья Йохан и Карл Лундстрёмы — основали компанию, которая сделала безопасные спички массовым продуктом, а название «шведские спички» — именем нарицательным. В головках этих спичек фосфора нет совсем, он заменен другими горючими веществами. Это и есть спички, которыми мы пользуемся и сейчас.
NB. Если возникает сложность в соединении частей текста, то можно дать текст целиком или извлечь из него 1 абзац для дальнейшей вставки. (Задание: Как вы считаете, в какой части текста должна быть информация 3 абзаца)
Давайте поработаем с содержанием этого текста.
Прочитайте текст и назовите имена собственные, которые встретились в этом тексте.
Можете ли вы составить ленту времени истории спичек, назовите имена числительные.
Какие научные термины встретились с тексте, все ли они вам понятны?
С каким веществом связывают изобретение спичек?
Чтобы понять, насколько хорошо вы изучили текст, мы зададим к нему вопросы.
Вариант 1.
Мы с вами сейчас будем составлять вопросный план текста. Для этого мы разделимся на 3 группы:
1 группа будет составлять вопросы к тексту, чтобы выявить фактическую (явную) информацию « вопросы кроны» Ей даётся карточка с подсказками
Карточка «Вопросы кроны»
Когда…
Сколько….
Где….
Куда….
Что произошло…
2 группа будет выяснять причинно-следственные связи в событиях текста. Поэтому ваши вопросы будут начинаться со слов «Почему», «А что произойдёт, если…»
Карточка «Стволовые вопросы»
Почему ….
Зачем…
По какой причине…
А что бы произошло с ….., если бы ……
3 группа будет опираться на свой жизненный опыт и поработает с вопросами практического характера
Вопросы «Корни»
Если бы я……, то обязательно бы …..
Какие правила безопасности нужно соблюдать, если пользоваться ….
Методический комментарий: В каждой группе назначаем следящего за временем, обозначаем вопросный план на листе контроля.
Вариант 2.
Попробуем пересказать этот текст. Для этого мы составим с вами таблицу-опору
По схеме Аннотация – Краткий пересказ – Пересказ
Проблемные вопросы | Ключевые слова | Связующие слова, необходимые для пересказа |
Каким способом добывала огонь до изобретения спичек | Трут Огниво Кремень Трение | Недавнее изобретение Большое количество предметов Неудобно пользоваться |
Чья деятельность дала начало «спичечному пути»? | Алхимия Фосфор Взрыв Трение Белый фосфор Ядовитый газ | началась с открытия фосфора, не придал этому никакого значения, достаточно было чиркнуть ею, сера, сгорая, превращалась в сернистый газ, достаточно нанести его на шершавую поверхность |
Как спички стали простым и безопасным способом добывания огня? | Поверхность Красный фосфор «шведские спички» | не воспламеняется на воздухе и гораздо менее токсичен, заменен другими горючими веществами |
Итак, история появления спичек прошла большой и трудный путь. Сейчас мы с вами даже не задумываемся, как эта небольшая деревянная палочка попала к нам с вами и сколько опасными бывают последствия необдуманного пользования ею. Скоро праздничные новогодние мероприятия пройдут по всему миру. А как безопасно использовать спички во время праздников? Нужно соблюдать правила техники безопасности.
Домашнее задание: Составьте небольшой текст-инструкцию с использованием односоставных побудительных предложений.