СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в рамках дней науки и искусства на тему «Лингвистическая лаборатория» (5 класс) (исследовательская деятельность)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в рамках дней науки и искусства. Его тема "Лингвистическая лаборатория". Цель урока: воспитать у учащихся желание бороться за чистоту русского языка. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в рамках дней науки и искусства на тему «Лингвистическая лаборатория» (5 класс) (исследовательская деятельность)»

Урок русского языка в рамках дней науки и искусства на тему «Лингвистическая лаборатория» (5 класс)

(исследовательская деятельность)


Цели: определить основные факторы, способствующие засорению русского литературного языка, доказать отрицательное воздействие сниженной лексики на человека, воспитывать у учащихся желание бороться за чистоту русской речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Ребята, как вы относитесь к исследованиям? Обратите внимание на стакан, который находится у меня на столе. Как вы думаете, что в нём? Верно, вода. Сегодня мы будем проводить исследования, изучать мощное энергетическое оружие. Итак, все приготовились к работе? Как вы думаете, что это за оружие?

Слайды 2 – 7. Как вы думаете, это самое мощное энергетическое оружие? Или, может быть, это?

А тогда какое оружие, на ваш взгляд, самое мощное на Земле?

Слайд 8 Правильно, это слово. А почему слово можно назвать самым мощным энергетическим оружием? (Физическая боль длится минуту, боль душевная, причинённая злым словом, может долго не проходить.) Именно об этом пишет Вадим Сергеевич Шефнер в своём стихотворении:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Ребята, как вы понимаете смысл данного стихотворения?

Итак, именно сегодня мы узнаем о воздействии слов на человека.

Слайд 9. Тема нашего урока «Лингвистическая лаборатория».А эпиграфом к нашему занятию будут слова известного русского писателя И.С. Тургенева.

Слайд 10. О чем просит нас русский классик? Нужно ли, на ваш взгляд, бороться за чистоту русского языка? А кто наш враг? С кем именно необходимо бороться? Напишите на общем листочке, какие группы слов засоряют и загрязняют нашу речь. А теперь давайте их исследуем более подробно.

  1. Работа по теме урока.

  • Слайд 11 Лишние слова. Какие слова называют лишними? Почему они засоряют нашу речь?

  • Сценка с использованием жаргонной лексики. Ребята, как называются эти слова? (Сленг, жаргонная лексика).

  • Слайд 12. Сленг является средством общения большого количества людей, объединённых возрастом.

  • Слайд 13. Посмотрите, как подростки описали на сленге человека. На первый взгляд это кажется смешным, но не разучимся ли мы в будущем понимать друг друга? Что станет с нашим «великим, могучим и прекрасным» русским языком? Какие пути решения данной проблемы вы предлагаете?

  • Слайд 14. Наш следующий враг – это сквернословие. Посмотрите на его морфемный состав.

  • Слайд 13. Вам приятно слышать бранные слова? А сами вы их произносите? Правильно, такие слова нельзя употреблять в речи. Помните, что слово – мощное энергетическое оружие.

  • Обратим внимание на стакан с водой, который находится у нас на столе. Из чего состоит вода? (Из молекул) А молекулы формируют кластеры, устойчивые сочетания, которые способны хранить информацию.

  • Слайд 15.

  • Учёные доказали, что слова влияет на молекулы воды. Посмотрим фильм о влиянии слов на воду.

  • Слайд 16, 17, 18. А вы что выбираете? Какие кластеры вам нравятся?

  • Ребята, а как человек связан с водой?

  • Слайд 19 – 20. Человек также состоит из воды. Следовательно, слова могут воздействовать и на наше здоровье. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

  • А чтобы мы сегодня после урока чувствовали себя здоровыми, счастливыми, мы проведём сеанс словотерапии. Мы будем говорить друг другу хорошие, добрые слова, из которых дома составим словарик.

  • Слайд 21. Комплименты.

  1. Конкурс чтецов. Ребята, к сегодняшнему уроку вы приготовили замечательные стихотворения русских писателей о силе слова. Поэтому я объявляю конкурс на самого лучшего чтеца стихотворений. И пусть слова, сказанные великими поэтами, навсегда вам запомнятся. Никогда не забывайте, что слово материально.

  2. Подведение итогов конкурса.

  3. Подведение итогов урока. Выводы.

Слайд 22.

  1. Домашнее задание.

Слайд 23.


Использованные материалы.


  1. Как мы говорим? («Круглый стол») (5 класс) // Русский язык. 5 – 9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний) / авт.-сост. Т.А. Курушина, В.А. Басистая, Л.В. Авдощенко, Н.Ю. Кадашникова, А.И. Жданова, Т.А. Батракова. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 80 – 87.

  2. http://my.mail.ru/mail/opyt_nsp/video/278/1197.html

  3. http://www.youtube.com/watch?v=-0JYp8srRpQ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!