СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе «Р.Р. № 6. Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения (с творческим заданием)»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Не так часто мы пишем изложения, а тем более с творческим заданием или творческим продолжением. Но если ребята имеют навык написания сочинения-рассуждения, они справятся с заданием, главное, помочь им в составлении плана и следовать ему. Урок как раз и даёт такую возможность вместе с учителем составить план и обсудить творческое задание, варианты которого можно прослушать в классе и помочь слабым ученикам справиться с работой.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе «Р.Р. № 6. Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения (с творческим заданием)»»

Урок русского языка в 9 классе «Р.Р. № 6. Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения (с творческим заданием)» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.


Урок русского языка в 9 классе

Тема. Р.Р. № 6. Подготовка к написанию подробного изложения с элементами сочинения (с творческим заданием) (урок № 32, 33 по КТП на 2023-2024 г.)

Цель: прививать учащимся умения и навыки по передаче содержания текста, закреплять умение составлять сложный план и самостоятельно делать выводы.

Оборудование: текст изложения, толковый словарь, запись на доске.

Ход урока.

  1. Слово учителя, объявление темы, цели урока.

  2. Подготовка к написанию изложения.

    1. Чтение учителем текста «Два деревца» А.И. Куприна.



Два деревца.

В глухой чаще старого мрачного леса, над серым, мшистым, кочковатым болотом, стояла сосна. Солнце почти никогда не заглядывало в это сырое место. Лишённая с детства живительного света и тепла, всегда окутанная ядовитыми болотными испарениями, она выросла уродливым деревом, с искривлённым, корявым стволом, с пожелтевшей, иссыхающей хвоей. Днём у её корявых корней скользили бурые ящерицы, а ночью под её жёлтой сенью бесшумно пролетали хищные совы. Часто зимней ночью, когда деревья, занесённые сплошной пеленой снега, трещали от жестокой стужи, сосна слышала голодный вой волков и видела их яркие глаза. Когда ветер стонал и рыдал по вершинам старого мрачного леса, в унылом скрипе сосны слышалась накопленная годами жалоба: «Как скучно, как страшно жить!»

В том же лесу, на опушке, вблизи оживлённой дороги у прохладного журчащего ручья, красовалась стройная зелёная ёлочка. Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние дни. С утра до вечера в её ароматных, смолистых ветвях звонко перекликалось пернатое царство, а ночью чутко дремало, дожидаясь рассвета. Дорога, возле которой стояла ёлочка, никогда не пустела. То и дело по ней тянулись длинные обозы, двигались пешеходы, изредка пролетали нарядные экипажи. Ни от чьих глаз не ускользала красавица ёлочка. Каждый с удовольствием любовался ею и говорил: «Какое прелестное деревце», - а ёлочка вместе с ними, трепеща от избытка жизни и ласки, шептала: «О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!»

(230 слов)

Творческое задание.

К каким выводам пришли вы, узнав о судьбе двух деревьев? Какой смысл вкладывает писатель А.И. Куприн в эту миниатюру?



    1. Беседа по тексту: какой стиль речи использует писатель?

* художественный

* научный

* публицистический

- Какой тип речи?

* описание

* повествование

* рассуждение



2.3. Работа над планом.



Примерный план.

  1. Одинокая сосна – уродливое дерево.

  1. Условия, в которых она росла:

а) в глухой чаще леса;

б) солнце не заглядывало в это сырое место;

в) всегда окутана ядовитыми болотными испарениями.

2. Жалоба сосны: «Как скучно, как страшно жить!»

II. На опушке леса растёт стройная зелёная ёлочка.

  1. Прекрасные условия жизни дерева:

а) живёт у ручья;

б) у ёлочки много солнечного света и тепла.

2. В ветвях дерева обитает пернатое царство.

3. Люди любуются красавицей.

4. Ёлочка шептала: «О, как прекрасна жизнь! Как хороши люди!»


III. Какой смысл вкладывает писатель А.И. Куприн в эту миниатюру?

2.4. Синтаксический разбор предложений.

Лишённая с детства живительного света и тепла, всегда окутанная ядовитыми болотными испарениями, она выросла уродливым деревом. (Предложение с двумя обособленными определениями, выраженными причастными оборотами).

Привольно и весело росла она, то ласкаемая горячими поцелуями летнего солнца, то сверкая каждым алмазом своего снежного убора в лунные зимние ночи. (Предложение с обособленными определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом).

2.5. Словарно-орфографическая работа. Разбор слов:

Искривлённый ствол, иссыхающая хвоя, бесшумно, занесённые пеленой снега, никогда, длинные обозы, изредка, ни от чьих глаз не ускользала красавица ёлочка.

2.6. Работа с толковым словарём (задание дано заранее).

Обозы – группа повозок, перевозящих грузы.

Экипаж – лёгкая, не грузовая рессорная повозка, коляска.

2.7. Пересказ текста учащимися (по пунктам плана).

2.8. Вторичное чтение текста учителем (по абзацам, в соответствии с планом).

3. Написание изложения.

- Творческое задание записать на доске.

- Выводы учащихся.

Прочитав миниатюру А.И. Куприна «Два деревца», я пришла к выводу, что…..


(…судьба кого-то обделяет условиями жизни, а кому-то даёт всё: свет, тепло, простор. Смысл заключается в том, что мы должны любить жизнь, хотя судьба у всех разная, но обижаться на судьбу не стоит, нужно преодолевать трудности, и тогда всё в жизни устроится, главное, верить в светлое будущее).


(Я пришёл к выводу о том, что жить одному страшно. Необходима ласка, тепло людей, прежде всего. А рядом с друзьями легче переносить жизненные невзгоды. Они поддержат хотя бы улыбкой и приветливым взглядом. А настоящие друзья всегда будут рядом, с ними легче пережить одиночество).


(Мы приходим к выводу, что жизнь бывает тёмной и светлой. Конечно, каждый хочет судьбы хорошей, никто, я думаю, не желает трудной жизни. Есть обеспеченные семьи, там детям живётся легче в материальном отношении, но мы все должны быть добрее друг к другу).

4. Домашнее задание. Дописать творческое задание в черновике и проверить правильное написание текста изложения.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!