СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе»

Урок русского языка в 9 классе

Тема:  Сложное предложение. Основные виды сложных предложений»

Цель урока:

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование , комментирование оценок

Ход урока

I.Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на доску, где записана тема урока.

Каким разделом науки о языке мы будем заниматься? Что изучает синтаксис?

Попробуйте сформулировать цели урока.

  • Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.

  • Знать особенности сложных предложений.

  • Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему  «Сложное предложение».    

 II. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.

Приветливо шепчутся сосны,

Березы шумят у дороги.

И мы на земле плодоносной

Живем без нужды и тревоги.

 Я. Купала

III. Сообщение темы урока. Слово учителя. Освоение новых знаний.

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

 

1. Небо снова все покрылось тучами,       посыпался дождь.

(М. Горький.)

2. Покраснела рябинапосинела вода(С. Есенин.)

3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)

5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

– Какие предложения называются сложными?

– На какие группы делятся сложные предложения?

– На какие группы делятся сложные союзные предложения?

- РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

Чтение п.7с.24-25,упр.41/устно/,упр.42/письменно/..

IV.Этап закрепления знания.

Задание 1: Молодцы! А теперь усложним несколько нашу задачу.

 ( Возьмите лист №1). Перед вами простые предложения. Составьте сложные, используя подходящее средство связи и устраняя повторы. Составьте схемы полученных предложений.

( Ученики читают полученные предложения, называют вид СП)

Задание 2: Возьмите лист 2 с текстом и выполните задания к тексту.

отделяться тире, двоеточием или не разделяться вообще. Об этом ученики узнают на следующих занятиях, но могут узнать и самостоятельно, воспользовавшись портфолио ученика.        

V. Подведем итоги.

-Что мы изучали на уроке?

-Какие предложения называются сложными?

-На какие группы они делятся?

-Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

-Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

Чему мы научились?

1.Сводить полученные сведения в обобщающую таблицу.

2. Составлять из простых предложений сложные.

3. Определять виды СП.

4.Составлять устное высказывание.

Отмечаются наиболее активные ученики

  VI. Минутка подготовки к  ОГЭ.

Перед  вами предложение:.

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал  А. Куприн.

На ОГЭ вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение.  Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:

 [     ], что(      -       ,        ), поэтому(     ).

Заслушивание возможных вариантов.

Один из возможных вариантов:

Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

Этап рефлексии.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка  и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит  во многом от вас, друзья мои.

Домашнее задание: п.7,упр.47.

План урока:

1.Знакомство с теоретическим материалом (конспектирование).

2.Составление обобщающей таблицы.

3. Поисковая работа.(п.7,с.24-25)

( Упражнение 43).

4.Составление сложных предложений и схем./Лист 1/

5.Составление устного высказывания.

6.Работа с текстом./Лист 2/

7. Итоги урока.

8. Домашнее задание: параграф 7, упр.4.

Приложения:

Лист №1

1.​ Лень ослабляет тело. Труд укрепляет тело.

2.​ В радости друзья узнают нас. В несчастье мы узнаем друзей.

3.​ Людям ничего не дается даром. К некоторым обязанностям людей надо приучать с детства.

     4.​ Пословицы и песни всегда кратки. Ума и чувства вложено в пословицы             и песни на целые книги.

5.​  Я полюбил эту маленькую окраинную улицу. Улица была самая живописная.

6.​ Облачко обратилось в белую тучу. Туча тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо.

Лист №2

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, Происходящие в мире. Он запечатлел опыт, мудрость веков и , не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!

(С. Я. Маршак)

Задания к тексту:

1.Определите тему и основную мысль текста.

2.Укажите предложение , в котором говориться о неисчерпаемом богатстве языка ( речи). Подчеркните в этом предложении слово, употребленное в переносном значении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!