СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Диалектизмы". (Проектно-исследовательская технология)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Диалектизмы" с применением проектно-исследовательской технологии

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Диалектизмы". (Проектно-исследовательская технология)»



Подготовила Аксенова Л.И.,

учитель русского языка и литературы



Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: «Диалектизмы»



Цель: Организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах



Задачи:

1. Познакомить обучающихся с диалектной лексикой, с особенностями диалектной речи; углубление знаний по теме; умение отличать диалектную лексику от общеупотребительной; обогащение лексики обучающихся;

2. Формирование умения находить диалектные слова в художественных текстах, определять их роль; развивать умение пользоваться толковым словарем; проверять уместность использования диалектных слов в творческих работах; развивать коммуникативную и информационную компетенции;

3. Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к родному русскому языку, языку односельчан; воспитание чувства патриотизма



Тип урока: урок формирования и совершенствования новых знаний с применением проектно-исследовательской технологии



Оборудование: 1. Русский язык 6 класс учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. М.: «Просвещение», 2012г. 3. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля 4. Тексты из поэм «Березовка» и «Возвращение» поэта-земляка А.М.Кузнецова



Ход урока



I. Организация урока. Здравствуйте, ребята. Все приготовились к уроку?

II. Мотивация к учебной деятельности. Какое у вас сегодня настроение? Улыбнитесь и скажите друг другу слова поддержки: «У вас тебя всё получится, ты со всем справишься»

Занимайте свои рабочие места.

III. Актуализация знаний. Фронтальный опрос:

- Все ли справились с домашним заданием?

Продолжите предложения:

1.Профессионализмы – это…

2. Общеупотребительные слова – это…

3. Необщеупотребительные слова – это…



IV. Формулирование темы и цели урока. Ребята, у кого-нибудь дома есть сундук? Что в нем хранят? Не знаете. У моей бабушки тоже был сундук. Однажды я у нее спросила, что в нём лежит. Она мне ответила так: «Новые чуни, завеска, покромка, каратай…». Вы поняли, что лежало в сундуке? Можно ли отнести эти слова к общеупотребительной лексике? Да, это необщеупотребительные слова. Как они называются? Откройте учебники на стр.63, там вы найдете подсказку.

- Определите тему нашего урока. Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

- Попробуйте сформулировать цель урока. Верно, цель нашего урока – изучить диалектизмы, научиться отличать диалектную лексику от общеупотребительной.

V. Восприятие и осмысление обучающимися нового материала Прочитайте диалог на стр.63 и ответьте на вопрос: «Почему мальчик не понял бабушку?»

- А вы сразу поняли, о чем просила бабушка внука? Да, в Березовке употребляют слово «бурак».

- А вы знали о том, что это слово диалектное? Общеупотребительное слово – свёкла.

- Какие слова называются диалектными? Найдите ответ на стр.64.

- Ни в одном языке мира нет таких удивительных, самобытных слов, как в нашем родном языке. Безусловно, в основе русского языка лежит общеупотребительная лексика, но также имеют право на своё существование местные или диалектные слова, употребляемые жителями определенной местности.

VI. Первичная проверка понимания В русском языке различают три основные группы диалектов: севернорусские, южнорусские и среднерусские.

- Прочитайте текст упр.117 и определите, к какой группе диалектов относятся выделенные слова.

- Верно, это севернорусское наречие. Для жителей Воронежской области, где мы с вами живем, характерно южнорусское наречие. Скажите, приходилось ли вам слышать такие слова, как «сенцы», «колготиться», «бзнюка», «грабарка», «боронка»? Это диалектные слова, употребляемые жителями (в основном старшим поколением) нашего села.

- Ребята, всем вам известно, как в нашем селе в простонародье называют улицу Красный Октябрь. Произнесите вслух.

-Да, улицу называют Бобышкой. Как вы думаете, откуда пошло это название? Поразмышляйте, попробуйте провести небольшое исследование.

- Верно, название произошло от слова «бобышки», так в Березовке называют пышки. Вероятно, жители этой улицы часто пекли пышки.

- А недавно я слышала разговор старшеклассников. Один из них рассказывал о том, как он, возвращаясь с рыбалки, решил сократить путь и забрел в кушеря. Ребята, вы поняли, куда он забрёл? Уместно ли будет использование этого слова в письменной работе, например, в сочинении-повествовании «Как я провел летние каникулы»? (Нет, это слово необщеупотребительное, в письменной работе нужно использовать литературный язык)

- Откройте толковый словарь в ваших учебниках на стр.171. Найдите диалектные слова. Возле этих слов даётся помета «обл.» (областное).

- Прочитайте вслух слова, которые вы нашли. (Бахилы, колча, можачина, музга, мшара, сугрев, чапыга и др.). Составьте с этими словами два предложения.

- А сейчас мы заглянем в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. В.И.Даль был знаком с А.С.Пушкиным. Однажды Пушкин спросил Даля, над чем он сейчас работает, и Владимир Иванович рассказал, что везде, где бы он ни ездил, он собирает слова – меткие, выразительные, из самой гущи народной. И таких слов у него накопилось уже тысяч двадцать. «Так сделайте словарь», - посоветовал ему А.С.Пушкин, - мы словно забыли, что творец языка – народ. Есть же у нас свой язык… Вам никак нельзя бросать словарь неизданным, надобно довести его до конца». «Непременно доведу», - согласился Даль.

Так появился «Толковый словарь живого великорусского языка».

- Откройте словарь и найдите и выпишите две словарные статьи. (Дети находят слова в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля и выписывают словарные статьи с пометой «обл.». (зипун, ухват, кочерга, кашка, умёт, бирюк и др.)

VII. Физкультминутка



VIII. Первичное закрепление. Диалектизмы присущи сельским жителям и до сих пор являются средством общения среди значительной части населения нашей страны. Но вместе с тем они широко используются и в художественной литературе. Русские писатели и поэты умело использовали диалектные слова как одно из выразительных средств. Диалектную и просторечную лексику мы встречаем в произведениях И.С.Тургенева, А.П.Чехова, М.Горького, С.Есенина и др. А.С.Пушкин особенно любил живую народную речь. В своем романе «Евгений Онегин» он пишет:

Как уст румяных без улыбки,

Без грамматической ошибки

Я русской речи не люблю.

Поэт широко использует бытовую лексику народной речи для описания русской жизни в деревне: ухват, лучинка, облучок, тулуп, изба, кафтан, палати и др. Например, в повести «Капитанская дочка» он употребляет диалектное слово «умёт», не знакомое широкому читателю: «Постоялый двор, или, по-тамошнему, умёт, находился в стороне, в степи, далече от всякого селения, и очень походил на разбойническую пристань». Идея сближения народно-разговорной речи с книжно-литературной стала основным принципом литературной деятельности А.Пушкина.

Сближение простонародной речи с книжной мы находим и в творчестве поэта-земляка. Поэт Арсений Михеевич Кузнецов, коренной житель села Березовка, в своем творчестве, для описания достоверной картины жизни и быта крестьян начала XX века использует местные говоры.

- Сейчас я вам раздам листы с напечатанными на них отрывками из поэм «Березовка» и «Возвращение» поэта А.М.Кузнецова, родившегося в начале прошлого века в нашем селе. Ваша задача провести исследование, найти в текстах поэм диалектные слова и выписать их. (Обучающиеся проводят исследование и выписывают диалектные слова (зипун, кринки, гуртом, портки, толкуют, остожъе, шибко, хата, аржаная солома, гумно, журавль колодца, котомка, юрага и др.).

- Все ли выписанные слова из поэм поэта-земляка А.Кузнецова сохранились в речи березовцев? Какие из найденных слов вы слышали? (толкуют, котомка, хата, гуртом).

- Подберите общеупотребительные слова-синонимы к данным словам. (Называют слова-синонимы: говорят, сумка, дом, группой)

- Многие слова уходят из употребления. Ответьте на вопрос: «Диалектизмы – отжившее явление или живой язык?» (Диалектизмы – явление отмирающее, нам трудно понять значение некоторых слов без словарей и справочников.)

IX. Домашнее задание. Понаблюдайте за речью односельчан, узнайте и запишите диалектные слова, которые помнят еще в каждой семье и составьте словарь-справочник диалектизмов жителей села Березовка.

X. Рефлексия. Нужно ли изучать диалектные слова? (Диалектные слова необходимо изучать, чтобы сохранить самобытность, культуру и традиции языкового общения наших предков. Литературный язык, безусловно, является высшей формой существования русского национального языка. Но не следует забывать о том, что в основе русского литературного языка лежит разговорная речь простого народа. Диалект как часть русского национального языка, имеет право на существование и использование в определенной речевой ситуации:

- в условиях бытового общения с носителем говора, так как диалект имеет право на существование как средство бытовой, семейной коммуникации в социуме диалектоносителей;

- для называния предметов быта, наименования которых не имеют эквивалентов в литературном языке;

- в тексте художественного произведения, где значение диалектизмов велико и многообразно, где они обладают богатейшими смысловыми и выразительными возможностями и, выполняя функционально-стилистическую роль, являются мощным средством создания образности в художественном тексте.

Ребята, вы довольны своей работой на уроке? Заполните листы самооценки. Сегодня все хорошо работали на уроке. Молодцы!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!