СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Род имён существительных. Имена существительные общего рода".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Род имён существительных. Имена существительные общего рода".»

Урок русского языка Род имён существительных. Имена существительные общего рода.
Цели:

  1. Закрепить знания об имени существительном.

  2. Познакомить с приёмами определения рода имен существительных, именами существительными общего рода.

  3. Развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, тренировать память, вырабатывать внимательность и наблюдательность.

  4. Воспитывать нравственные качества личности, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Мотивировка учащихся:

Чудесный день!

И настроение чудесное - под стать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

II. Минутка чистописания

Но прежде чем мы совершим увлекательное путешествие давайте сядем правильно откроем тетради и запишем букву Р,

III. Словарная работа

Вот мы и готовы, к увлекательному путешествию. А на чём мы туда доберёмся, вы узнаете, записав словарные слова.

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль.)

Маленькие домики

По улицам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут. (Автобус)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (Троллейбус.)

Вот мы с вами с стране Речь. Но смотрите, вот мост, чтобы попасть в это государство. Нужно отгадать загадку

Давно живу я в мире этом,

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает.

На вопросы кто? и что?

Всегда отвечает.

(имя существительное)

IV Повторение изученного материала

1. Повторение признаков имени существительного.

-Что такое имя существительное? Приведите примеры.

-Как изменяется имя существительное? (имена существительные изменяются по числам, например…)

-Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие - на вопрос что?

-Каким членом предложения может быть существительное?

-Что мы узнали о существительном вчера на уроке? (имена существительные бывают собственные и нарицательные; собственные пишутся с заглавной буквы, нарицательные – с маленькой)

2. Повторение и закрепление знаний об именах одушевлённых и неодушевлённых

Река Волга, озеро Байкал, царь Петр Первый, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское.

Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (одушевленные и неодушевленные). На следующей строчке выпишите одушевлённые предметы Выполняйте самостоятельно, затем проверим.

3. Закрепление написание собственных и нарицательных имён существительных.

А на какие ещё две группы можно разделить слова? Назовите. Очень хорошо. (нарицательные и собственные) Выполняем самостоятельно, а потом проверим. Назовите из этого упражнения нарицательные имена существительные, собственные.

(река город, озеро, царь, улица, писатель, село. Какие имена существительных собственные? Молодцы.


V.Сообщение темы урока

В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача- раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи. (Ответы детей).


VI. Изучение нового материала

1. Новая тема. А чтобы ответить на этот вопрос, разделите эти же слова на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)

-К каким из этих слов можно поставить слова он, мой? (царь, писатель ) Это существительные мужского рода. К каким – слова она, моя? (улица, река) Это существительные женского рода. К каким – оно, моё? (озеро, село) Это существительные среднего рода.

-Что узнали сегодня об имени существительном? ( они бывают м.р., ж.р., с.р.) Какая же тема сегодняшнего урока? (род имен существительных). Какой вывод мы можем сделать?

2. Сказка Как род появился у имени существительных

В одном королевстве жили муж и жена. Были они очень жадные. Решили между собой все слова поделить. Слов много, а жизнь коротка. Делили они слова до самой смерти, да так и не разделили до конца. Стали слова, которые забрал себе муж мужского рода, а слова которые оказались у жены – женского рода. А те что остались неподелёнными – среднего рода.


Правило определения рода имени существительного

- Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

- Определяем род имени существительного.

- Если сложно, обращаемся к словарю.


Запомни

Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода.

Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.


Как называют таких людей? (плакса, грязнуля, неряха, замарашка, забияка, задира, зазнайка, знайка, растяпа) Какого они рода? (ответы детей). Откуда можно понять, какого они рода? (только из предложения) Это существительные общего рода. Могли бы вы сами назвать такие существительные? (молодец, соня и др.)


V.        Первичное закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Спишите слова, распределяя их в три столбика по родам. Работа у доски.

Завтрак лагерь облако земляника деревня кровать лестница яблоко трамвай метро

У. 6. Физминутка.


VI.             Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику. Работа по группам

Прочитайте стихотворение

Над соседней хатой

Грянул гром раскатом

По стеклу со звоном

Брызнул дождь с разгона.

Старенькие ели

Вдруг позеленели

В лужицах- оконцах

Заиграло солнце.

Выпишите существительные, поставленные в начальную форму

1 ряд мужского рода

2 ряд – женского рода

3 ряд – среднего рода

М. р. – гром, раскат, звон, дождь, разгон

Ж.р.- хата, ель, лужица,

С.р.- стекло, оконце, солнце.

2.      Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока. Самостоятельно выпишите лишнее слово.

Деревня, дядя, воля, земля;

Деревья, перья, стулья, сёла;

Ладонь, огонь, конь, окунь;

Места, стена, вёдра, вёсла

Учитель:

-Какое открытие сделали на уроке?


VII.             Итог урока.

Игра «Верю — не верю»

Учащиеся кивком головы подтверждают или опровергают высказывания учителя:

  • имена существительные изменяются по числам (да);

  • имена существительные изменяются по родам (нет);

  • имена существительные имеют род (да);

  • на число и род имен существительных указывает приставка (нет);

  • новые знания помогут мне в дальнейшей учебе и в жизни (да)

VIII.          Домашнее задание.

-Мы хорошо поработали и я могу предложить творческое домашнее задание — выписать из словаря по 5 слов мужского, среднего и женского рода

IX.       Рефлексия.

-Я доверяю вам выставить себе отметку в дневнике за урок в первой половине клетки, а во второй половине на перемене появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!