СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе на тему "Омонимы и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок на тему "Омонимы и многозначные слова" - урок открытия новых знаний. На уроке ученики формируют навыки работы с бумажными словарями, учатся систематизировать информацию, строить сводные таблицы-схемы.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему "Омонимы и многозначные слова"»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: Омонимы и многозначные слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как результат деятельности учащихся:

предметные: овладеть основными понятиями темы, различать омонимы и многозначные слова,

опознавать омонимы и их разновидности, использовать в собственной речи;

личностные: осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;

метапредметные: пользоваться толковым словарём и словарём омонимов, преобразовывать информацию из одной формы

в другую (схему, план), точно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на приёмы и механизмы читательской деятельности.

3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учебник: Русский язык. 5 класс. В 2-х ч. Ч./ Л.М.Рыбченкова, О.А.Александрова, А.В.Глазков, А Г Александрова,

«Просвещение», 2012г.




Этапы урока

Ход урока

Формирование УДД и технология оценивания

I. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1.Словарный диктант с взаимопроверкой.

Герой, эпитет, метафора, вестибюль, мировоззрение, воображение, пассивный, наверное, на досуге, чернеть, жюри, философия, биография, шоколад.

2.Беседа-опрос:

-С какими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках? Оформите их на доске в виде схемы; подберите к этим схемам примеры.

-Употребите слова золотой, гроза, клевать в прямом и переносном значении. Что для этого нужно сделать? (Придумать предложения или словосочетания.)

3.Чтение и обсуждение описаний человека (по домашнему заданию).

-Сделайте вывод о роли слов в прямом и переносном значении в описании человека.

ТОУУ






Познавательные УДД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).




Коммуникативные УДД

Владеть монологической речью;

Правильно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

III. Постановка проблемы.

Проводится по предложенному плану (или презентаци).

1.Работа с учебником, упр.№198. Словарная работа: мина, овсянка, орден. (работа с Толковым словарем С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведова )

2.Чтение названия темы.

Наблюдение над статьями об омонимах и многозначных словах.

Далее работа проводится по вопросам к упр.200. На основе наблюдений ученики высказывают предположения о словах многозначных и омонимах, формулируют проблему урока.



Регулятивные УУД

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.Формулировать вопрос (проблему) урока.

IV. Открытие новых знаний.

Упр.№201 (задание 1)– проводится самостоятельное открытие признаков слов-омонимов в парах с последующим представлением результатов; игра-соревнование «Кто быстрее и больше».

Коммуникативные УДД

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

Физминутка

Хлопай – топай.

Мы танцуем «хлопай – топай»

Утром, днём и вечером!

Лучший танец –

«Хлопай – топай»,

Когда делать нечего.



V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

1.Упр.199 – развивается языковая догадка, основанная на смысловом различии слов-омонимов.

2. Расширение знаний об омонемии (омофоны, омографы, омоформы)с использованием презентации.

3. Самостоятельное составление схемы по теме «Омонимы».

Познавательные УДД

1.Извлекать информацию из словаря.

2.Владеть приемами отбора и систематизации материала.



VI. Итог урока.

-Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий.

- Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно?


-Прослушайте стихотворение и назовите слово, которое подходит к теме нашего урока.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Может, норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка – здесь, а норки нет!

(А.Шибаев)

- Это многозначное слово или омоним? Докажите.

- Что на уроке было вам самым интересным?

- Какие трудности встретились?








Регулятивные УУД

1.Соотносить цели и результаты своей работы.

2.Вырабатывать критерии оценки т определять степень успешности работы.






ТОУУ

VII. Домашнее задание.

1.Слова записать в словарик.

2.Выучить определение омонимов.

3.Выполнить упр.200, задания 2-4.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!