Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе на тему "Омонимы и многозначные слова"»
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: Омонимы и многозначные слова.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели как результат деятельности учащихся:
предметные: овладеть основными понятиями темы, различать омонимы и многозначные слова,
опознавать омонимы и их разновидности, использовать в собственной речи;
личностные: осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;
метапредметные: пользоваться толковым словарём и словарём омонимов, преобразовывать информацию из одной формы
в другую (схему, план), точно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему (проблему) урока.
3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
2. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на приёмы и механизмы читательской деятельности.
3. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
4. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.
5. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.
Коммуникативные:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Учебник: Русский язык. 5 класс. В 2-х ч. Ч./ Л.М.Рыбченкова, О.А.Александрова, А.В.Глазков, А Г Александрова,
«Просвещение», 2012г.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УДД и технология оценивания |
I. Оргмомент | Приветствие. Проверка готовности к уроку. | |
II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. | 1.Словарный диктант с взаимопроверкой. Герой, эпитет, метафора, вестибюль, мировоззрение, воображение, пассивный, наверное, на досуге, чернеть, жюри, философия, биография, шоколад. 2.Беседа-опрос: -С какими понятиями вы познакомились на предыдущих уроках? Оформите их на доске в виде схемы; подберите к этим схемам примеры. -Употребите слова золотой, гроза, клевать в прямом и переносном значении. Что для этого нужно сделать? (Придумать предложения или словосочетания.) 3.Чтение и обсуждение описаний человека (по домашнему заданию). -Сделайте вывод о роли слов в прямом и переносном значении в описании человека. | ТОУУ Познавательные УДД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). Коммуникативные УДД Владеть монологической речью; Правильно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Постановка проблемы. | Проводится по предложенному плану (или презентаци). 1.Работа с учебником, упр.№198. Словарная работа: мина, овсянка, орден. (работа с Толковым словарем С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведова ) 2.Чтение названия темы. Наблюдение над статьями об омонимах и многозначных словах. Далее работа проводится по вопросам к упр.200. На основе наблюдений ученики высказывают предположения о словах многозначных и омонимах, формулируют проблему урока. | Регулятивные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2.Формулировать вопрос (проблему) урока. |
IV. Открытие новых знаний. | Упр.№201 (задание 1)– проводится самостоятельное открытие признаков слов-омонимов в парах с последующим представлением результатов; игра-соревнование «Кто быстрее и больше». | Коммуникативные УДД Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
Физминутка | Хлопай – топай. Мы танцуем «хлопай – топай» Утром, днём и вечером! Лучший танец – «Хлопай – топай», Когда делать нечего. | |
V. Развитие учебно-языковых и речевых умений. | 1.Упр.199 – развивается языковая догадка, основанная на смысловом различии слов-омонимов. 2. Расширение знаний об омонемии (омофоны, омографы, омоформы)с использованием презентации. 3. Самостоятельное составление схемы по теме «Омонимы». | Познавательные УДД 1.Извлекать информацию из словаря. 2.Владеть приемами отбора и систематизации материала. |
VI. Итог урока. | -Прочитайте ключевые слова урока и дайте к ним комментарий. - Какие определения вам пришлось формулировать самостоятельно? -Прослушайте стихотворение и назовите слово, которое подходит к теме нашего урока. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, а норки нет! (А.Шибаев) - Это многозначное слово или омоним? Докажите. - Что на уроке было вам самым интересным? - Какие трудности встретились? | Регулятивные УУД 1.Соотносить цели и результаты своей работы. 2.Вырабатывать критерии оценки т определять степень успешности работы. ТОУУ |
VII. Домашнее задание. | 1.Слова записать в словарик. 2.Выучить определение омонимов. 3.Выполнить упр.200, задания 2-4. | |