СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний по разделу «Имя существительное»»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний по разделу «Имя существительное»»»

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»













Урок русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний по разделу «Имя существительное»»



Составитель: Кузнецова Н.Е.

Студентка 3КП группы

Преподаватель: Попова У.А.












Камышлов 2023

УМК – «Школа России»
Класс – 4

Тема урока «Имя существительное»
Предмет – Русский язык

Тип урока – актуализация знаний

Место урока в системе уроков по данной теме – 65


Цель урока (с позиции ребенка): обобщение знаний об имени существительном, его морфологических признаках: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение, падеж, число, развитие умения ориентироваться в собственной системе знаний, воспитание уважительного отношения к иному мнению и адекватного понимания причин собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.


Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

  • Обучающие:

- обобщить знания об имени существительном, его морфологических признаках: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение, падеж, число.

- формирование знаний о порядке морфологического разбора имени существительного.

- формировать умение выполнять устный и письменный морфологический разбор имени существительного.

  • Предметные:

- знают об имени существительном, его морфологических признаках: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение, падеж, число;

- знают о порядке морфологического разбора имени существительного;

- выполняют устный и письменный морфологический разбор имени существительного.

  • Развивающие:

- развивать умение ориентироваться в собственной системе знаний;

- развивать умение самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания;

- развивать умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;

- развивать умение включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулировать ответы на вопросы;

- развивать умение отвечать полным ответом.




  • Метапредметные:

Познавательные:

- ориентируются в собственной системе знаний.

Регулятивные:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий.

Коммуникативные:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.

  • Воспитательные:

- воспитывать уважительного отношения к иному мнению и адекватного понимания причин собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.

  • Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.


Оборудование: карточки (Приложение 1,4), интерактивная панель, персональный компьютер, колонки, видеозапись, презентация, учебник, интерактивное задание на РЭШ (Приложение 3), тетради, ручки.


Используемая литература:

- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2013. – 160 с., [2] л. ил. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-023196-1.

- Урок 67. обобщение и расширение знаний об имени существительном - Русский язык - 4 класс - Российская электронная школа // URL : https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125683/

- Урок 67. обобщение и расширение знаний об имени существительном - Русский язык - 4 класс - Российская электронная школа // URL : https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125686/

- Урок 67. обобщение и расширение знаний об имени существительном - Русский язык - 4 класс - Российская электронная школа // URL : https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125685/

- Урок 67. обобщение и расширение знаний об имени существительном - Русский язык - 4 класс - Российская электронная школа // URL : https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125689/


Этапы урока открытия новых знаний по теме


Этап урока

Продолжительность

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1

Организационный момент

1 мин.

(1 слайд)

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Здравствуйте, ребята! Я Наталья Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

- Садитесь. Не забываем о правилах посадки – ноги вместе, стопы полностью стоят на полу, спины прямо, руки на столе.

- Давайте проверим готовность к уроку, тетрадь, учебник, дневник и пенал лежат на крою парты. У всех все готово к уроку?

- Отлично. Ребята, как вы думаете, а для чего нам нужно выполнять эти правила?


- Правильно.










- Приветствуют учителя.





- Проверяют готовность к уроку.


- Да.


- Чтобы сохранять свое здоровье, хорошо усвоить материал.

-


2

Мотивация к учебной деятельности, актуализация

6 мин

- Первое, что мы сделаем, выполним словарный диктант. Но перед тем, как мы начнем писать, предлагаю наши пальчики разогреть. Выполним пальчиковую гимнастику, слушайте меня внимательно и повторяйте:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики синхронно на обеих руках).

Этот пальчик в лес пошел (Разгибаем пальцы поочередно),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот лишь глядел.



- Молодцы. Теперь откройте тетради. От предыдущей работы отступите 2 строки вниз. С новой строки от начала ставим четыре пальчика. И записываем число. Сегодня у нас …


- Со следующей строчки от начала ставим 3 пальчика и записываем «Классная работа». Вспомним, какая орфограмма в слове «Классная»?


- Молодцы. В конце предложений не забываем ставить точки. (Учитель проверяет)


- Теперь с красной строки ставим точку. Начинаем писать слова по порядку, в строчку, через запятую. (Учитель диктует слова: мороз, береза, медведь, пальто, сорока)



- Теперь подчеркните орфограммы.


- Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите в руки простой карандаш. Проверим правильность написания орфограмм в слове. Имя ученика, какие орфограммы подчеркнул имя ученика в слове «Мороз».



- Объясни написание этих орфограмм.






- У чьих соседей также, поднимите руку. Если есть ошибки, исправьте их. (Учащиеся продолжают проверять словарный диктант у своих соседей, объясняя написание орфограмм в словах).


- Теперь поставьте оценку своему соседу, если нет ошибок – поставьте оценку 5, если есть 1-2 ошибки поставьте оценку 4, если ваш сосед допустил 3-4 ошибки поставьте оценку 3, и если допущено 5 ошибок, поставьте оценку 2.


- Обменяйтесь тетрадями обратно. Посмотрите на свои ошибки. Есть какие-нибудь вопросы? Согласны ли вы со своей оценкой?


- Поднимите руку, у кого оценка 5/4/3/2.


- Молодцы.















- Выполняют пальчиковую гимнастику.






- Записывают число.





- Удвоенная буква С.










- Записывают слова в тетрадь под диктовку.


- Подчеркивают орфограммы.







- Букву О, в первом слоге, а во втором слоге букву З.


- В первом слоге пишется непроверяемая гласная О, ее нужно запомнить, во втором слоге на конце слова пишется буква З, ее можно проверить, например – морозный.










- Оценивают своих соседей.







- Задают вопросы, если не согласны со своей оценкой.


- Поднимают руку.



Метапредметные:

П:

- ориентируются в собственной системе знаний.

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания.

К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.

Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению.

3

Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности

3 мин.

- А теперь ребята посмотрите еще раз на все эти слова. Что это за слова? Какая часть речи?


- Докажите что это имена существительные.



- Кто мне может полностью рассказать, что такое имя существительное?




- Перечислите постоянные признаки имени существительного?




- А какие признаки относятся к непостоянным?


- Исходя из выполненного задания подумайте, о чем мы будем сегодня говорить.




(2 слайд) - Тема нашего урока: «Обобщение знаний по разделу «Имя существительное»».


- Значит, сегодня мы повторим то, о чем уже знаем.


(3 слайд) - Сформулируем цель на наш урок. Для этого у вас уже есть вспомогательные слова «обобщить».



(3 слайд и щелк) - Проверим. Молодцы. Для того, чтобы достичь нашу цель, составим план урока.


(3 слайд и щелк) - Смотрите наш план перепутан. Давайте это исправим. Прочитайте пункты плана про себя.


- Какой пункт плана должен быть первым, вторым, третьим?









(3 слайд щелк) - Отлично. Давайте проверим, посмотрите на экран. Имя ученика, прочитай, пожалуйста, план нашего урока.









- Можем начинать работать.



- Имя существительное.



- Обозначают предмет. Отвечают на вопросы кто? что?



- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?



- Род, склонение, одушевленность/неодушевленность, собственное/нарицательное.



- Число и падеж.




- Об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках.











- Цель урока: обобщить знания по разделу «Имя существительное».











- Первым должен быть: вспомнить, что такое имя существительное, его морфологические признаки;

Вторым: научиться выполнять морфологический разбор имени существительного;

Третьим: оценить свою работу на уроке.





- Читает: план на урок:

1.Вспомнить, что такое имя существительное, его морфологические признаки;

2. Научиться выполнять морфологический разбор имени существительного;

3. Оценить свою работу на уроке.


Метапредметные:

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий.

К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.

Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению.


4

Актуализация знаний

16 мин.

(4 слайд) - И первое, что я предлагаю сделать – это повторить каждый морфологический признак имени существительного. Для этого поработаем с интерактивными заданиями. Обратите внимание на экран.


- Первое задание: выбрать собственные имена существительные. А что мы знаем о собственных и нарицательных именах существительных? (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125683/) (Приложение 1)






- Верно. В данном задании нам предлагают выбрать только собственные имена существительные. Какие из этих слов будут являться собственными именами существительными?


- Докажите.



- Молодцы. Вспомнили про собственные и нарицательные имена существительные. Смотрим следующее задание. Вспомним признак одушевленности и неодушевленности, а также как мы можем определить род у имен существительных. Что вы знаете об этом признаке? Какие имена существительные являются одушевленными, а какие неодушевленными?






- Сколько родов существует у имени существительного?



- Как мы их можем определить?








- А какой еще род бывает у имен существительных?


- Что это за имена существительные общего рода?








- Хорошо. Теперь обратите внимание на задание. Перед вами представлены картинки – вам необходимо назвать предмет, и определить род и признак одушевленности и неодушевленности. Задание всем понятно? (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125686/) (Приложение 1)


- Приступим. Первая картинка. Имя ученика, что на ней изображено?


- Определи род у слова «медаль».


- Хорошо. Медаль это одушевленный или неодушевленный предмет?


- Докажи.


- Отлично. Имя ученика, что изображено на следующей картинке? (Учащиеся продолжают называть то, что изображено на картинке, определять род и признак одушевленности и неодушевленности имени существительного)


- Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились. Следующее наше задание связано с определением склонений. Сколько существует склонений в русском языке? И что вы знаете о склонениях имен существительных?












- Замечательно. Обратите внимание на задание. Посмотрим, что нам необходимо сделать. Перед вами таблица, которая разделена на 3 колонки: 1-ое склонение, 2-ое склонение и 3-тье склонение. Также под таблицей предложены слова. Вам необходимо распределить слова, по соответствующим колонкам. Задание всем понятно? (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125685/) (Приложение 1)


- Можем начинать. Имя ученика, прочитай первое слово.


- Для начала определим род у имени существительного – дядя.


- Теперь выделим окончание. Какое окончание у этого слова?


- Значит это какое склонение?


- Хорошо. Имя ученика, прочитай следующее слово. (Учащиеся продолжают работать со словами, определяя склонение имен существительных, для этого определяя род имени существительного и выделяя окончание).


- Молодцы. Осталось вспомнить подробно еще 2 признака – это падежи и число.


- Сколько падежей в русском языке?


- Что это за падежи и на какие вопросы они отвечают?












- Отлично. Выполним задание. Перед вами представлены словосочетания – ваша задача задать вопрос от глагола к имени существительному, определить падеж и выделить окончание. Задание всем понятно? (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125689/) (Приложение 1)


- Приступим. Имя ученика, прочитай, пожалуйста, первое словосочетание.


- Зададим вопрос от глагола к имени существительному.


- Какой это падеж?


- Какое окончание можем выделить?


- Верно. Имя ученика, прочитай следующее словосочетание. (Учащиеся продолжают работать со словосочетаниями, задавая вопрос от глагола к имени существительному, определяя падеж и выделяя окончание).


- Замечательно. И последний признак, который мы не разобрали – это?



- Конечно. Что вы знаете о существительных единственного и множественного числа?







- Верно. Все морфологические признаки мы повторили, думаю пора перейти к морфологическому разбору.


- Что значит выполнить морфологический разбор – это значит охарактеризовать слово как часть речи. Это слово обычно выделено цифрой 3.


- Итак, рассмотрите предложение:

Над седой равниной моря ветер тучи собирает.

- Найдите в нем все имена существительные.


- Давайте выполним морфологический разбор слова ветер. В тетради с новой строки ставим цифру 1 и записываем слово. (Учитель при объяснении выполнения морфологического разбора все демонстрирует на учебной доске)


- Поставили тире, записываем какая это часть речи. Это существительное. Продолжаем через запятую. Что обозначает существительное слова ветер?


- Записываем, поставили запятую и открыли скобки. Какой вопрос мы может задать к этому существительному?


- Записываем вопрос и закрываем скобки. С новой строки ставим цифру 2. Поставим существительное «ветер» в начальную форму. Начальная форма – это именительный падеж единственного числа)


- Слово не изменилось, записываем в скобках вопрос, а рядом со скобками измененное слово.


- С новой строки ставим цифру 3 и пишем «Постоянные признаки», ставим двоеточие. Давайте еще раз вспомним, какие постоянные признаки у имени существительного?




- Для начала определим собственное это имя существительное или нарицательное.


- Почему?






- Записываем. Далее через запятую, определяем одушевленное или неодушевленное?


- Почему?


- Записываем, определим род этого существительного.


- Верно и последнее из постоянных признаков – это склонение. Какое склонение у существительного ветер?


- Почему?



- Отлично. С новой строки ставим цифру 4 и пишем «Непостоянные признаки», ставим двоеточие. Давайте еще раз вспомним, какие непостоянные признаки у имени существительного?


- Определим падеж.



- Почему?



- Хорошо, и последнее, определим число.



- Почему?


- С новой строки ставим цифру 5 и снова записываем это слово так, как оно написано в предложении.


- Какую синтаксическую роль играет существительное «ветер» в предложении? Чем является в предложении?



- Как подчеркнем?


- Подчеркните.


- Вот так выполняется морфологический разбор имени существительного. У кого-нибудь возникли вопросы?


- Теперь предлагаю поработать одному ученику у доски, а другие будут работать в тетради. Имя ученика, выходи к доске. Выполним морфологический слова «равниной». Ставим цифру один и записываем слово.


- Что обозначает?


- Записываем. Открываем скобки. Какой вопрос можем задать? Смотрим на предложение.


- Записываем, закрываем скобки. Ставим цифру два. Поставим слово в начальную форму. Открываем скобки, записываем вопрос, после скобок записываем измененное слово.


- Ставим цифру 3, пишем «Постоянные признаки». Определим собственное оно или нарицательное.


- Далее через запятую, одушевленное или неодушевленное.


- Определим род.


- И последнее, определим склонение. 1-ое, 2-ое, 3-тье?


- Хорошо. С новой строки ставим цифру 4, пишем «Непостоянные признаки». Определим падеж.



- Что еще мы можем определить?


- Определяем.


- Ставим цифру 5. Записываем слово снова, так как оно написано в предложении.


- Какую синтактическую роль играет существительное «равниной» в предложении? Чем является в предложении?



- Как подчеркиваем?


- Подчеркните.

- Молодец, садись. Имя ученика, проговори устно морфологический разбор этого слова.

















- (Учитель периодически помогает)










- Отлично. Теперь я хочу послушать имя ученика, так же проговори устно морфологический разбор этого слова.

- Замечательно. Вижу, вы все вспомнили, что такое имя существительное, что оно обозначает и какие морфологические признаки оно имеет, а также научились выполнять морфологический разбор имени существительного. Думаю пора перейти к самостоятельной работе.











- Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия, названия улиц, художественных произведений – это собственные имена существительные. Все остальные имена существительные являются нарицательными.






- Москва и Петр.


- Потому что Москва – это название города, а Петя – это имя.











- Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных, а неодушевленные в начальной форме отвечают на вопрос что?



- 3 основных рода: мужской, женский и средний.


- Чтобы определить род имени существительного, нужно поставить его в начальную форму, т.е. в именительный падеж единственного числа. После чего определить род при помощи местоимений (он – м.р., она – ж.р., оно – ср.р.).



- Существительные общего рода.



- Это имена существительные, называющие качества людей, относящиеся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола (н-р Петя), или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (н-р Люся).







- Да.





- Медаль.


- Медаль – она моя – женский род.



- Неодушевленный.


- Отвечает на вопрос что?















- В русском языке существует 3 склонения: 1-ое, 2-ое, 3-тье. К первому склонению относятся слова мужского и женского рода с окончанием на -а, -я.

Ко второму склонению относятся слова мужского и среднего рода с нулевым окончанием и с окончание -о, -е.

К третьему склонению относятся слова женского рода, оканчивающиеся на -ь.










- Да.





- Дядя.



- Дядя – он мой – мужской род.



- Окончание -я.


- 1-ое склонение. Относим в первую колонку.












- Шесть.



- Именительный – есть кто? что?

- Родительный – нет кого? чего? (а также вопросы где? куда? откуда?)

- Дательный – дать или подойти к кому? чему? (где? куда?)

- Винительный – вижу кого? что? (куда?)

- Творительный – доволен кем? чем? (где? куда?)

- Предложный – говорить о ком? о чем? (где?)







- Да.





- Купил творог.



- Купил – что? – творог.


- Именительный.


- Нулевое окончание.










- Единственное и множественное число имен существительных.




- Существительное в форме единственного числа обозначают один предмет. А существительные в форме множественного числа обозначают два или больше предметов.















- Равниной, моря, ветер, тучи.





- Записывают в тетрадь.







- Обозначает предмет.




- Что? ветер.







- Что? Ветер.




- Записывают.






- Род, склонение, одушевленность/неодушевленность, собственное/нарицательное.



- Это нарицательное.


- Так как оно не является именем, отчеством, фамилией, кличкой животного, географическим названием, названием улиц или художественных произведений.




- Это неодушевленное.


- Так как отвечает на вопрос что?



- Ветер – он мой – мужской род.




- Второе склонение.


- Так как имеет нулевое окончание и относится к мужскому роду.






- Число и падеж.


- Существительное стоит в форме именительного падежа.


- Так как отвечает на вопрос что? ветер.


- Это существительное единственного числа.


- Так как обозначает предмет.




- Записывают слово.




- В предложении является подлежащим.


- Одной чертой.


- Подчеркивают.




- Да/нет.







- Записывает/ют.


- Обозначает предмет.




- Над чем? Над равниной






- Что? Равнина.




- Нарицательное.



- Неодушевленное.


- Равнина – она моя – женский род.



- Первое склонение.




- Над чем? Над равниной, творительный падеж.


- Число.


- Единственное число.




- Записывает/ют.





- В предложении является дополнением.


- Пунктирной линией.


- Подчеркивает/ют.



- Над равниной – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос над чем? Начальная форма – что? равнина. Постоянные признаки: существительное нарицательное, т.к. оно не является именем, отчеством, фамилией, кличкой животного, географическим названием, названием улиц или художественных произведений. Существительное неодушевленное, т.к. в начальной форме отвечает на вопрос что? Существительное женского рода, т.к. можно подставить местоимение она, моя – моя равнина. Существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду. Непостоянные признаки: существительное стоит в форме творительного падежа, т.к. отвечает на вопрос над чем? – над равниной. Существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет. В предложении является дополнением.




- Проговаривает.

Предметные:

- знают об имени существительном, его морфологических признаках: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение, падеж, число;

- знают о порядке морфологического разбора имени существительного;

- выполняют устный и письменный морфологический разбор имени существительного.

Метапредметные:

П:

- ориентируются в собственной системе знаний.

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, и понимают алгоритм выполнения заданий.

К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.

Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.

5

Закрепление изученного на уроке

9 мин.

- У вас на партах лежат карточки под номером 1, переверните их. Давайте посмотрим, что вам необходимо сделать. Вам представлено слово. Как вы думаете, что с ним нужно будет сделать? (Приложение 2)


- Все верно. Первому варианту необходимо выполнить морфологический разбор слова «моря», а второму варианту слова «тучи», так же как мы делали в классной работе. Задание всем понятно?


- Отлично, сегодня я вам разрешаю на самостоятельной работе пользоваться рабочей тетрадью или учебником на странице 147-ой «Памятка 4. Разбор имени существительного как части речи», но на следующий урок вам обязательно нужно выучить алгоритм выполнения мифологического разбора. Хорошо?


- Можете приступать. На выполнение вам 7 минут. Как закончите глазки на меня.



- Заканчиваем.


- Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите простой карандаш, проверим друг друга.


- Имя ученика, проговори устно морфологический разбор слова «моря».


























- Хорошо. Поднимите руки, у чьих соседей выделено все также, как сказал имя ученика. У кого допущена ошибка – исправьте.


- Имя ученика, проговори устно морфологический разбор слова «тучи».








- (Если возникают трудности при осуществлении устного морфологического разбора, учитель помогает ученикам).















- Поднимите руку, у чьих соседей выделено все также, как сказал имя ученика. У кого допущена ошибка – исправьте.


- Молодцы. Теперь передайте листочки с последней парты на первую, чтобы я смогла еще раз посмотреть на какие-либо ошибки и поставить отметки.



- Оценки скажу на следующем уроке.





- Выполнить его морфологический разбор.






- Да.









- Да.



- Выполняют самостоятельную работу.









- Моря – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма – что? море. Постоянные признаки: существительное нарицательное, т.к. оно не является именем, отчеством, фамилией, кличкой животного, географическим названием, названием улиц или художественных произведений. Существительное неодушевленное, т.к. в начальной форме отвечает на вопрос что? Существительное среднего рода, т.к. можно подставить местоимение оно, мое – мое море. Существительное второго склонения, т.к. имеет окончание -е и относится к среднему роду. Непостоянные признаки: существительное стоит в форме родительного падежа, т.к. отвечает на вопрос (нет) чего? – моря. Существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет. В предложении является дополнением.





- Поднимают руку, исправляют.



- Тучи – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма – что? туча. Постоянные признаки: существительное нарицательное, т.к. оно не является именем, отчеством, фамилией, кличкой животного, географическим названием, названием улиц или художественных произведений. Существительное неодушевленное, т.к. в начальной форме отвечает на вопрос что? Существительное в начальной форме женского рода, можно подставить местоимение она, моя – моя туча. Существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду. Непостоянные признаки: существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос что? – тучи. Существительное множественного числа, т.к. обозначает два или несколько предметов. В предложении является дополнением.





- Поднимают руку, исправляют.





- Передают листочки с последней парты на первую.

Предметные:

- знают об имени существительном, его морфологических признаках: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение, падеж, число;

- знают о порядке морфологического разбора имени существительного;

- выполняют устный и письменный морфологический разбор имени существительного.

Метапредметные:

П:

- ориентируются в собственной системе знаний.

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания;

- принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, и понимают алгоритм выполнения заданий.

К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.

Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.

6

Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами


4 мин.

(5 слайд) - А нам пора подводить итоги урока. Для этого вернемся к цели и плану урока.

(5 слайд и щелк) - Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?



- Достигли ли мы этой цели?

- Что мы делали, для того чтобы обобщить?




(5 слайд) - Отлично. Теперь обратите внимание на план урока (Учитель показывает на интерактивную панель). Какая первая задача стояла перед нами?




- Вспомнили ли мы?


- Давайте проверим. Имя ученика, что такое имя существительное?




- Какие морфологические признаки имени существительного мы знаем?






- Каким членом предложения может являться имя существительное?




- Молодцы. Вспомнили еще раз. Какая стояла перед нами вторая задача?




- Как вы думаете, научились ли мы это делать?


- Что мы для этого делали?







- Расскажите мне порядок выполнения морфологического разбора.


















- Верно. Тогда, что же мы забыли сделать?


- Сейчас мы с вами это и сделаем. Но перед этим, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос. Где нам могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили?




- Конечно. Поэтому давайте не будем забывать о такой важной теме, знания которой вам понадобятся еще ни раз.





- Обобщить знания по разделу «Имя существительное».


- Да.



- Подробно повторяли морфологические признаки, выполняя интерактивные задания.





- Вспомнить, что такое имя существительное, его морфологические признаки.


- Да.



- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечают на вопросы кто? что?



- Постоянные: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, нарицательное или собственное. Непостоянные: падеж и число.



- В предложении имя существительное может являться любым членом.



- Научиться осуществлять морфологический разбор имени существительного



- Да.


- Подробно повторили еще раз, что такое имя существительное и морфологические признаки имени существительного, после чего осуществляли морфологический разбор слов.



- 1. Выписываем существительное из предложения, определяем что обозначает и на какой вопрос отвечает.

2. Ставим имя существительное в начальную форму – т.е. в именительный падеж единственного числа.

3. Определяем постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение.

4. Определяем непостоянные признаки: падеж и число.

5. Определяем синтаксическую роль имени существительного в предложении.


- Оценить свою работу на уроке.





- На уроках русского языка, литературного чтения. Чтобы грамотно писать и говорить...

Предметные:

- знают об имени существительном, его морфологических признаках: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение, падеж, число;

- знают о порядке морфологического разбора имени существительного.

Метапредметные:

П:

- ориентируются в собственной системе знаний.

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания.

К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.

Личностные:

- проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.

7

Заключительный оргмомент

1 мин

(6 слайд) - Теперь оценим свою работу на уроке. Обратите на экран. Перед вами представлены шарики с фразеологизмами, выберите шарик с таким фразеологизмом, который больше подходит к вашей работе.

- Имя ученика, почему ты выбрал…?

- Замечательно. Надеюсь ваши знания об именах существительных не забудутся и вам удастся на следующем уроке изучить новую тему также хорошо, как вы сегодня работали на уроке.

- До новых встреч, ребята.





- Оценивают свою работу на уроке.

- Потому что…






- Прощаются с учителем.

Метапредметные:

Р:

- самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания.

К:

- включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы;

- отвечают полным ответом.

Личностные:

- адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности.


Приложение 1

Интерактивные задания

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125683/



https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125686/



https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125685/


https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125689/

Приложение 2

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

по теме: «Обобщение знаний по разделу «Имя существительное»

1 вариант.


Задание: выполните морфологический разбор слова.


Над седой равниной моря ветер тучи собирает.









3






























Самостоятельная работа

по теме: «Обобщение знаний по разделу «Имя существительное»

2 вариант.


Задание: выполните морфологический разбор слова.


Над седой равниной моря ветер тучи собирает.









3














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!