2 | Мотивация к учебной деятельности, актуализация | 6 мин | - Первое, что мы сделаем, выполним словарный диктант. Но перед тем, как мы начнем писать, предлагаю наши пальчики разогреть. Выполним пальчиковую гимнастику, слушайте меня внимательно и повторяйте: Раз, два, три, четыре, пять Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики синхронно на обеих руках). Этот пальчик в лес пошел (Разгибаем пальцы поочередно), Этот пальчик гриб нашел, Этот резал, Этот ел, Ну а этот лишь глядел. - Молодцы. Теперь откройте тетради. От предыдущей работы отступите 2 строки вниз. С новой строки от начала ставим четыре пальчика. И записываем число. Сегодня у нас … - Со следующей строчки от начала ставим 3 пальчика и записываем «Классная работа». Вспомним, какая орфограмма в слове «Классная»? - Молодцы. В конце предложений не забываем ставить точки. (Учитель проверяет) - Теперь с красной строки ставим точку. Начинаем писать слова по порядку, в строчку, через запятую. (Учитель диктует слова: мороз, береза, медведь, пальто, сорока) - Теперь подчеркните орфограммы. - Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите в руки простой карандаш. Проверим правильность написания орфограмм в слове. Имя ученика, какие орфограммы подчеркнул имя ученика в слове «Мороз». - Объясни написание этих орфограмм. - У чьих соседей также, поднимите руку. Если есть ошибки, исправьте их. (Учащиеся продолжают проверять словарный диктант у своих соседей, объясняя написание орфограмм в словах). - Теперь поставьте оценку своему соседу, если нет ошибок – поставьте оценку 5, если есть 1-2 ошибки поставьте оценку 4, если ваш сосед допустил 3-4 ошибки поставьте оценку 3, и если допущено 5 ошибок, поставьте оценку 2. - Обменяйтесь тетрадями обратно. Посмотрите на свои ошибки. Есть какие-нибудь вопросы? Согласны ли вы со своей оценкой? - Поднимите руку, у кого оценка 5/4/3/2. - Молодцы. | - Выполняют пальчиковую гимнастику. - Записывают число. - Удвоенная буква С. - Записывают слова в тетрадь под диктовку. - Подчеркивают орфограммы. - Букву О, в первом слоге, а во втором слоге букву З. - В первом слоге пишется непроверяемая гласная О, ее нужно запомнить, во втором слоге на конце слова пишется буква З, ее можно проверить, например – морозный. - Оценивают своих соседей. - Задают вопросы, если не согласны со своей оценкой. - Поднимают руку. | Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению. |
3 | Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности | 3 мин. | - А теперь ребята посмотрите еще раз на все эти слова. Что это за слова? Какая часть речи? - Докажите что это имена существительные. - Кто мне может полностью рассказать, что такое имя существительное? - Перечислите постоянные признаки имени существительного? - А какие признаки относятся к непостоянным? - Исходя из выполненного задания подумайте, о чем мы будем сегодня говорить. (2 слайд) - Тема нашего урока: «Обобщение знаний по разделу «Имя существительное»». - Значит, сегодня мы повторим то, о чем уже знаем. (3 слайд) - Сформулируем цель на наш урок. Для этого у вас уже есть вспомогательные слова «обобщить». (3 слайд и щелк) - Проверим. Молодцы. Для того, чтобы достичь нашу цель, составим план урока. (3 слайд и щелк) - Смотрите наш план перепутан. Давайте это исправим. Прочитайте пункты плана про себя. - Какой пункт плана должен быть первым, вторым, третьим? (3 слайд щелк) - Отлично. Давайте проверим, посмотрите на экран. Имя ученика, прочитай, пожалуйста, план нашего урока. - Можем начинать работать. | - Имя существительное. - Обозначают предмет. Отвечают на вопросы кто? что? - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? - Род, склонение, одушевленность/неодушевленность, собственное/нарицательное. - Число и падеж. - Об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках. - Цель урока: обобщить знания по разделу «Имя существительное». - Первым должен быть: вспомнить, что такое имя существительное, его морфологические признаки; Вторым: научиться выполнять морфологический разбор имени существительного; Третьим: оценить свою работу на уроке. - Читает: план на урок: 1.Вспомнить, что такое имя существительное, его морфологические признаки; 2. Научиться выполнять морфологический разбор имени существительного; 3. Оценить свою работу на уроке. | Метапредметные: Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению. |
4 | Актуализация знаний | 16 мин. | (4 слайд) - И первое, что я предлагаю сделать – это повторить каждый морфологический признак имени существительного. Для этого поработаем с интерактивными заданиями. Обратите внимание на экран. - Первое задание: выбрать собственные имена существительные. А что мы знаем о собственных и нарицательных именах существительных? (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125683/) (Приложение 1) - Верно. В данном задании нам предлагают выбрать только собственные имена существительные. Какие из этих слов будут являться собственными именами существительными? - Докажите. - Молодцы. Вспомнили про собственные и нарицательные имена существительные. Смотрим следующее задание. Вспомним признак одушевленности и неодушевленности, а также как мы можем определить род у имен существительных. Что вы знаете об этом признаке? Какие имена существительные являются одушевленными, а какие неодушевленными? - Сколько родов существует у имени существительного? - Как мы их можем определить? - А какой еще род бывает у имен существительных? - Что это за имена существительные общего рода? - Хорошо. Теперь обратите внимание на задание. Перед вами представлены картинки – вам необходимо назвать предмет, и определить род и признак одушевленности и неодушевленности. Задание всем понятно? (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125686/) (Приложение 1) - Приступим. Первая картинка. Имя ученика, что на ней изображено? - Определи род у слова «медаль». - Хорошо. Медаль это одушевленный или неодушевленный предмет? - Докажи. - Отлично. Имя ученика, что изображено на следующей картинке? (Учащиеся продолжают называть то, что изображено на картинке, определять род и признак одушевленности и неодушевленности имени существительного) - Молодцы, и с этим заданием вы успешно справились. Следующее наше задание связано с определением склонений. Сколько существует склонений в русском языке? И что вы знаете о склонениях имен существительных? - Замечательно. Обратите внимание на задание. Посмотрим, что нам необходимо сделать. Перед вами таблица, которая разделена на 3 колонки: 1-ое склонение, 2-ое склонение и 3-тье склонение. Также под таблицей предложены слова. Вам необходимо распределить слова, по соответствующим колонкам. Задание всем понятно? (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125685/) (Приложение 1) - Можем начинать. Имя ученика, прочитай первое слово. - Для начала определим род у имени существительного – дядя. - Теперь выделим окончание. Какое окончание у этого слова? - Значит это какое склонение? - Хорошо. Имя ученика, прочитай следующее слово. (Учащиеся продолжают работать со словами, определяя склонение имен существительных, для этого определяя род имени существительного и выделяя окончание). - Молодцы. Осталось вспомнить подробно еще 2 признака – это падежи и число. - Сколько падежей в русском языке? - Что это за падежи и на какие вопросы они отвечают? - Отлично. Выполним задание. Перед вами представлены словосочетания – ваша задача задать вопрос от глагола к имени существительному, определить падеж и выделить окончание. Задание всем понятно? (https://resh.edu.ru/subject/lesson/3862/train/125689/) (Приложение 1) - Приступим. Имя ученика, прочитай, пожалуйста, первое словосочетание. - Зададим вопрос от глагола к имени существительному. - Какой это падеж? - Какое окончание можем выделить? - Верно. Имя ученика, прочитай следующее словосочетание. (Учащиеся продолжают работать со словосочетаниями, задавая вопрос от глагола к имени существительному, определяя падеж и выделяя окончание). - Замечательно. И последний признак, который мы не разобрали – это? - Конечно. Что вы знаете о существительных единственного и множественного числа? - Верно. Все морфологические признаки мы повторили, думаю пора перейти к морфологическому разбору. - Что значит выполнить морфологический разбор – это значит охарактеризовать слово как часть речи. Это слово обычно выделено цифрой 3. - Итак, рассмотрите предложение: Над седой равниной моря ветер тучи собирает. - Найдите в нем все имена существительные. - Давайте выполним морфологический разбор слова ветер. В тетради с новой строки ставим цифру 1 и записываем слово. (Учитель при объяснении выполнения морфологического разбора все демонстрирует на учебной доске) - Поставили тире, записываем какая это часть речи. Это существительное. Продолжаем через запятую. Что обозначает существительное слова ветер? - Записываем, поставили запятую и открыли скобки. Какой вопрос мы может задать к этому существительному? - Записываем вопрос и закрываем скобки. С новой строки ставим цифру 2. Поставим существительное «ветер» в начальную форму. Начальная форма – это именительный падеж единственного числа) - Слово не изменилось, записываем в скобках вопрос, а рядом со скобками измененное слово. - С новой строки ставим цифру 3 и пишем «Постоянные признаки», ставим двоеточие. Давайте еще раз вспомним, какие постоянные признаки у имени существительного? - Для начала определим собственное это имя существительное или нарицательное. - Почему? - Записываем. Далее через запятую, определяем одушевленное или неодушевленное? - Почему? - Записываем, определим род этого существительного. - Верно и последнее из постоянных признаков – это склонение. Какое склонение у существительного ветер? - Почему? - Отлично. С новой строки ставим цифру 4 и пишем «Непостоянные признаки», ставим двоеточие. Давайте еще раз вспомним, какие непостоянные признаки у имени существительного? - Определим падеж. - Почему? - Хорошо, и последнее, определим число. - Почему? - С новой строки ставим цифру 5 и снова записываем это слово так, как оно написано в предложении. - Какую синтаксическую роль играет существительное «ветер» в предложении? Чем является в предложении? - Как подчеркнем? - Подчеркните. - Вот так выполняется морфологический разбор имени существительного. У кого-нибудь возникли вопросы? - Теперь предлагаю поработать одному ученику у доски, а другие будут работать в тетради. Имя ученика, выходи к доске. Выполним морфологический слова «равниной». Ставим цифру один и записываем слово. - Что обозначает? - Записываем. Открываем скобки. Какой вопрос можем задать? Смотрим на предложение. - Записываем, закрываем скобки. Ставим цифру два. Поставим слово в начальную форму. Открываем скобки, записываем вопрос, после скобок записываем измененное слово. - Ставим цифру 3, пишем «Постоянные признаки». Определим собственное оно или нарицательное. - Далее через запятую, одушевленное или неодушевленное. - Определим род. - И последнее, определим склонение. 1-ое, 2-ое, 3-тье? - Хорошо. С новой строки ставим цифру 4, пишем «Непостоянные признаки». Определим падеж. - Что еще мы можем определить? - Определяем. - Ставим цифру 5. Записываем слово снова, так как оно написано в предложении. - Какую синтактическую роль играет существительное «равниной» в предложении? Чем является в предложении? - Как подчеркиваем? - Подчеркните. - Молодец, садись. Имя ученика, проговори устно морфологический разбор этого слова. - (Учитель периодически помогает) - Отлично. Теперь я хочу послушать имя ученика, так же проговори устно морфологический разбор этого слова. - Замечательно. Вижу, вы все вспомнили, что такое имя существительное, что оно обозначает и какие морфологические признаки оно имеет, а также научились выполнять морфологический разбор имени существительного. Думаю пора перейти к самостоятельной работе. | - Имена, отчества, фамилии, клички животных, географические названия, названия улиц, художественных произведений – это собственные имена существительные. Все остальные имена существительные являются нарицательными. - Москва и Петр. - Потому что Москва – это название города, а Петя – это имя. - Одушевленные имена существительные обозначают людей и животных, а неодушевленные в начальной форме отвечают на вопрос что? - 3 основных рода: мужской, женский и средний. - Чтобы определить род имени существительного, нужно поставить его в начальную форму, т.е. в именительный падеж единственного числа. После чего определить род при помощи местоимений (он – м.р., она – ж.р., оно – ср.р.). - Существительные общего рода. - Это имена существительные, называющие качества людей, относящиеся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола (н-р Петя), или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (н-р Люся). - Да. - Медаль. - Медаль – она моя – женский род. - Неодушевленный. - Отвечает на вопрос что? - В русском языке существует 3 склонения: 1-ое, 2-ое, 3-тье. К первому склонению относятся слова мужского и женского рода с окончанием на -а, -я. Ко второму склонению относятся слова мужского и среднего рода с нулевым окончанием и с окончание -о, -е. К третьему склонению относятся слова женского рода, оканчивающиеся на -ь. - Да. - Дядя. - Дядя – он мой – мужской род. - Окончание -я. - 1-ое склонение. Относим в первую колонку. - Шесть. - Именительный – есть кто? что? - Родительный – нет кого? чего? (а также вопросы где? куда? откуда?) - Дательный – дать или подойти к кому? чему? (где? куда?) - Винительный – вижу кого? что? (куда?) - Творительный – доволен кем? чем? (где? куда?) - Предложный – говорить о ком? о чем? (где?) - Да. - Купил творог. - Купил – что? – творог. - Именительный. - Нулевое окончание. - Единственное и множественное число имен существительных. - Существительное в форме единственного числа обозначают один предмет. А существительные в форме множественного числа обозначают два или больше предметов. - Равниной, моря, ветер, тучи. - Записывают в тетрадь. - Обозначает предмет. - Что? ветер. - Что? Ветер. - Записывают. - Род, склонение, одушевленность/неодушевленность, собственное/нарицательное. - Это нарицательное. - Так как оно не является именем, отчеством, фамилией, кличкой животного, географическим названием, названием улиц или художественных произведений. - Это неодушевленное. - Так как отвечает на вопрос что? - Ветер – он мой – мужской род. - Второе склонение. - Так как имеет нулевое окончание и относится к мужскому роду. - Число и падеж. - Существительное стоит в форме именительного падежа. - Так как отвечает на вопрос что? ветер. - Это существительное единственного числа. - Так как обозначает предмет. - Записывают слово. - В предложении является подлежащим. - Одной чертой. - Подчеркивают. - Да/нет. - Записывает/ют. - Обозначает предмет. - Над чем? Над равниной - Что? Равнина. - Нарицательное. - Неодушевленное. - Равнина – она моя – женский род. - Первое склонение. - Над чем? Над равниной, творительный падеж. - Число. - Единственное число. - Записывает/ют. - В предложении является дополнением. - Пунктирной линией. - Подчеркивает/ют. - Над равниной – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос над чем? Начальная форма – что? равнина. Постоянные признаки: существительное нарицательное, т.к. оно не является именем, отчеством, фамилией, кличкой животного, географическим названием, названием улиц или художественных произведений. Существительное неодушевленное, т.к. в начальной форме отвечает на вопрос что? Существительное женского рода, т.к. можно подставить местоимение она, моя – моя равнина. Существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду. Непостоянные признаки: существительное стоит в форме творительного падежа, т.к. отвечает на вопрос над чем? – над равниной. Существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет. В предложении является дополнением. - Проговаривает. | Предметные: - знают об имени существительном, его морфологических признаках: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение, падеж, число; - знают о порядке морфологического разбора имени существительного; - выполняют устный и письменный морфологический разбор имени существительного. Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
5 | Закрепление изученного на уроке | 9 мин. | - У вас на партах лежат карточки под номером 1, переверните их. Давайте посмотрим, что вам необходимо сделать. Вам представлено слово. Как вы думаете, что с ним нужно будет сделать? (Приложение 2) - Все верно. Первому варианту необходимо выполнить морфологический разбор слова «моря», а второму варианту слова «тучи», так же как мы делали в классной работе. Задание всем понятно? - Отлично, сегодня я вам разрешаю на самостоятельной работе пользоваться рабочей тетрадью или учебником на странице 147-ой «Памятка 4. Разбор имени существительного как части речи», но на следующий урок вам обязательно нужно выучить алгоритм выполнения мифологического разбора. Хорошо? - Можете приступать. На выполнение вам 7 минут. Как закончите глазки на меня. - Заканчиваем. - Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите простой карандаш, проверим друг друга. - Имя ученика, проговори устно морфологический разбор слова «моря». - Хорошо. Поднимите руки, у чьих соседей выделено все также, как сказал имя ученика. У кого допущена ошибка – исправьте. - Имя ученика, проговори устно морфологический разбор слова «тучи». - (Если возникают трудности при осуществлении устного морфологического разбора, учитель помогает ученикам). - Поднимите руку, у чьих соседей выделено все также, как сказал имя ученика. У кого допущена ошибка – исправьте. - Молодцы. Теперь передайте листочки с последней парты на первую, чтобы я смогла еще раз посмотреть на какие-либо ошибки и поставить отметки. - Оценки скажу на следующем уроке. | - Выполнить его морфологический разбор. - Да. - Да. - Выполняют самостоятельную работу. - Моря – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос чего? Начальная форма – что? море. Постоянные признаки: существительное нарицательное, т.к. оно не является именем, отчеством, фамилией, кличкой животного, географическим названием, названием улиц или художественных произведений. Существительное неодушевленное, т.к. в начальной форме отвечает на вопрос что? Существительное среднего рода, т.к. можно подставить местоимение оно, мое – мое море. Существительное второго склонения, т.к. имеет окончание -е и относится к среднему роду. Непостоянные признаки: существительное стоит в форме родительного падежа, т.к. отвечает на вопрос (нет) чего? – моря. Существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет. В предложении является дополнением. - Поднимают руку, исправляют. - Тучи – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма – что? туча. Постоянные признаки: существительное нарицательное, т.к. оно не является именем, отчеством, фамилией, кличкой животного, географическим названием, названием улиц или художественных произведений. Существительное неодушевленное, т.к. в начальной форме отвечает на вопрос что? Существительное в начальной форме женского рода, можно подставить местоимение она, моя – моя туча. Существительное первого склонения, т.к. имеет окончание -а и относится к женскому роду. Непостоянные признаки: существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос что? – тучи. Существительное множественного числа, т.к. обозначает два или несколько предметов. В предложении является дополнением. - Поднимают руку, исправляют. - Передают листочки с последней парты на первую. | Предметные: - знают об имени существительном, его морфологических признаках: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение, падеж, число; - знают о порядке морфологического разбора имени существительного; - выполняют устный и письменный морфологический разбор имени существительного. Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
6 | Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами | 4 мин. | (5 слайд) - А нам пора подводить итоги урока. Для этого вернемся к цели и плану урока. (5 слайд и щелк) - Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы этой цели? - Что мы делали, для того чтобы обобщить? (5 слайд) - Отлично. Теперь обратите внимание на план урока (Учитель показывает на интерактивную панель). Какая первая задача стояла перед нами? - Вспомнили ли мы? - Давайте проверим. Имя ученика, что такое имя существительное? - Какие морфологические признаки имени существительного мы знаем? - Каким членом предложения может являться имя существительное? - Молодцы. Вспомнили еще раз. Какая стояла перед нами вторая задача? - Как вы думаете, научились ли мы это делать? - Что мы для этого делали? - Расскажите мне порядок выполнения морфологического разбора. - Верно. Тогда, что же мы забыли сделать? - Сейчас мы с вами это и сделаем. Но перед этим, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос. Где нам могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили? - Конечно. Поэтому давайте не будем забывать о такой важной теме, знания которой вам понадобятся еще ни раз. | - Обобщить знания по разделу «Имя существительное». - Да. - Подробно повторяли морфологические признаки, выполняя интерактивные задания. - Вспомнить, что такое имя существительное, его морфологические признаки. - Да. - Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечают на вопросы кто? что? - Постоянные: род, склонение, одушевленность и неодушевленность, нарицательное или собственное. Непостоянные: падеж и число. - В предложении имя существительное может являться любым членом. - Научиться осуществлять морфологический разбор имени существительного - Да. - Подробно повторили еще раз, что такое имя существительное и морфологические признаки имени существительного, после чего осуществляли морфологический разбор слов. - 1. Выписываем существительное из предложения, определяем что обозначает и на какой вопрос отвечает. 2. Ставим имя существительное в начальную форму – т.е. в именительный падеж единственного числа. 3. Определяем постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род и склонение. 4. Определяем непостоянные признаки: падеж и число. 5. Определяем синтаксическую роль имени существительного в предложении. - Оценить свою работу на уроке. - На уроках русского языка, литературного чтения. Чтобы грамотно писать и говорить... | Предметные: - знают об имени существительном, его морфологических признаках: собственное/нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение, падеж, число; - знают о порядке морфологического разбора имени существительного. Метапредметные: П: - ориентируются в собственной системе знаний. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности. |