СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе на тему: "Падежи имён существительных. Закрепление."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе на тему: "Падежи имён существительных. Закрепление."»

Тема: Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные

Цели: развивать умение определять падеж имён существитель­ных; повторить понятие несклоняемые имена существительные.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ, сравнение, клас­сификация объектов по выделенным признакам; синтез; подве­дение под понятие; к. — умение с достаточной полнотой и точно­стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение спосо­ба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этиче­ское оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее лич­ностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке читают словосочетания, называют па­деж имён существительных.)

— Как вы разобрали первое предложение?

- Какие слова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах.

— Прочитайте предложения, которые вы составили с этими словами.

III. Актуализация знаний

Выборочный диктант

— Выпишите слова со стечением согласных, подчеркните ор­фограммы. Подберите проверочные слова.

Легко и радостно играет в сердце кровь.

Желания кипят, я снова счастлив, молод...

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись...

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Царь Салтан за стол честной

Сел с царицей молодой.

А. Пушкин

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна.

Грустную думу наводит она.

Н. Некрасов

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла

По небу стелется одеждою свинцовой...

А. Пушкин

(Один ученик работает на откидной доске.)

— Выполните звуко-буквенный разбор слова солнце.

— Разберите по составу слово окрестных.

— Разберите слово (в) сердце как часть речи.

(Три ученика выполняют грамматические разборы на откид­ной доске. Коллективная проверка, самооценка.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение.

Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна:

По миру шествует весна.

Как будто расцветаем мы,

Почувствовав приход весны.

И захотелось выйти мне

Навстречу молодой весне.

В листве зелёной утону

И в этом обвиню весну.

Природа дышит лишь одной

Неповторимою весной.

Скворец, присевший на сосне,

Горланит песни о весне.

Другим об этом расскажи,

И повторишь ты падежи.

Н. Ключкина

— Какое слово изменяется в стихотворении? (Весна.)

— Как изменяется слово весна! (По падежам.)

(Учитель ещё раз медленно читает стихотворение, учащиеся выписывают словосочетания с существительным весна, опреде­ляют его падеж.)

— Что вы узнали о падежах русского языка?

— Какими способами можно определить падеж имён сущест­вительных?

— Какие падежи имеют одинаковые вопросы?

— Как их различить?

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие падежи есть в русском языке, на какие вопросы отвечают имена су­ществительные во всех падежах, поупражняться в определе­нии падежа имён существительных.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Страничка для любозна­тельных» на с. 88.

— Что интересного вы узнали о падежах русского языка?

— Как вы думаете, почему именительный падеж является самым частотным? (Подлежащее в предложении находится в именительном падеже.)

— Повторим всё, что нам известно о падежах русского языка, по таблице на с. 82.

— Как в предложении определить падеж имени существи­тельного? (Найти слово, от которого зависит имя сущест­вительное, поставить от него вопрос, по падежному вопросу и предлогу определить падеж:.)

— Назовите падежные вопросы.

— Какие смысловые вопросы имеют падежи?

— Какой падеж имеет смысловой вопрос откуда?

— Какие предлоги употребляются с каждым из падежей?

— Какую роль играют в предложении имена существительные в каждом падеже?

— Какие падежи имеют одинаковые вопросы? Как их отличить?

Упр. 151 (с. 88).

— Прочитайте стихотворение.

— Чем различаются глаголы одел и надел! Когда употребляют каждый из них?

— Какое слово в стихотворении изменяется по падежам? (Пальто.)

— Что происходит с окончанием в этом слове? (Оно не изме­няется.)

— Как называются такие слова в русском языке? (Несклоняе­мые существительные.)

— Определите падеж слова пальто в каждом случае. Как вы это будете делать? (Найдём слово, с которым связано это имя существительное, поставим вопрос.)

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

— Как определить падеж несклоняемых существительных?

— Приведите примеры несклоняемых существительных.

— О чём нужно помнить, чтобы избежать ошибок в их упо­треблении?

— Выполните звуко-буквенный разбор слова пальто. (Один ученик работает у доски.)

Упр. 152 (с. 88). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, са­мооценка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

— Спишите. Укажите падеж выделенных существительных.

Однажды я рано встал и отправился на рыбалку. Луг был не золо­той, а зелёный. Я пошёл и отыскал одуванчик. Он сжал свои лепестки, как пальцы. Утром взошло солнце, одуванчик раскрыл свои ладони. (По М. Пришвину)

— Составьте словосочетания с данными существительными, употребив их в указанном падеже.

Пассажир (Р. п.), товарищ (Р. п.), корабль (Д. п.), телефон (Д. п.), багаж (Т. п.), календарь (Т. п.), человек (П. п.), вокзал (П. п.).

(Коллективная проверка, взаимооценка.)

VIII. Рефлексия

Работа с перфокартами

— Определите падеж выделенных существительных, отметьте ответ в таблице.

1) Разноцветное коромысло над рекой повисло. 2) Длинной шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце - головка. 5) Бегут по дорожке доски да нож­ки. 6) Чёрный конь скачет в огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух остался.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

И. п.








+


Р. п.



+




+



Д. п.





+





В. п.


+




+




Т.п.

+









П. п.




+





+

(Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Как определить падеж имён существительных в предло­жении?

— Какие имена существительные называются несклоняе­мыми?

Домашнее задание

Сделать карточку: составить и записать шесть словосочетаний с существительными в разных падежах. На обратной стороне кар­точки написать ответы — указать падеж существительных.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!