Урок русского языка в 4 классе
Тема. Части речи: глагол, имя числительное.
Цели: актуализировать знания об имени числительном и о глаголе; развивать умение определять время, род и число глаголов, их роль в предложении; закрепить знания о правописании имён числительных; расширять словарный запас учащихся, воспитывать старательность, желание изучать родной язык.
Оборудование: карточки для повторения грамматических признаков глагола (вывешиваю по мере повторения материала), музыкальная запись для физминутки.
Ход урока
I. Орг. момент
- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.
– Когда человек улыбается, у него работают 18 мышц лица, а когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на 25 мышц больше.
– Что полезней: хмуриться или улыбаться?
– Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.
II. Актуализация знаний.
Орфографическая минутка (ученик работает у доски).
Дежурить, написал, быстро, чищу, пропустят, будут охранять.
- Какое слово «лишнее»? Почему? К какой части речи принадлежат остальные слова? Определите время глаголов.
III. Самоопределение к деятельности.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
- Выпишите из данного стихотворения выделенные слова. Определите, к какой части речи они относятся. Что обозначает глагол?
Отгадайте загадки:
У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб)
Два братца пошли в реку купаться. (вёдра)
Четыре уха, а перьев не сосчитать. (подушка).
-Что объединяет эти загадки? (имена числительные)
Сформулируем задачи урока. Повторим то, что нам известно о глаголах и именах числительных, научимся распознавать эти части речи, определять их грамматические признаки, роль в предложении.
IV. Работа по теме урока.
-Что вы знаете о глаголе?
-Назовите грамматические признаки глагола.
-Как определить время глагола?
-На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?
-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Работа по учебнику
Упр.121(с.71)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
— Какие слова в предложениях являются многозначными? (Часы идут, бегут, торопятся, остановились)
— Назовите примеры употребления слова идут в разных значениях. (Идёт человек. Идёт поезд. Идёт к цели. Идёт весна. Идёт время.)
— Объясните значение словосочетания часы идут. (О механизме: быть в действии.)
— Объясните значение словосочетания часы бегут. (Часы спешат.) (Аналогично разбираются многозначные глаголы торопиться, остановиться.)
— Посмотрите, как правильно произносятся числительные (с. 72.)
Словарная работа
(Учащиеся по цепочке записывают числительные на доске с комментированием)
Двенадцать, шестнадцать, восемнадцать, семнадцать, четыре, двадцать, одиннадцать.
— На какой вопрос отвечают эти слова? (Сколько?)
— Образуйте от этих слов слова, отвечающие на вопрос который? (Двенадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, семнадцатый, четвёртый, двадцатый, одиннадцатый)
— Докажите, что все записанные вами слова являются именами числительными.
Физкультминутка
Работа по учебнику. Упр. 123 (с. 72).
(Повторение правил правописания и образования числительных.)
— Вспомните, как образовались числительные одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать. (Числительные от одиннадцати до девятнадцати образовались от слияния слов один на десять, два на десять, три на десять и т. д.)
— Почему в числительном одиннадцать пишутся две буквы я? Числительное одиннадцать возникло в результате сращения и последующего фонетического изменения словосочетания один на десять. Этим объясняется написание двух н.
— Расскажите правила правописания числительных. (Числительные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до двадцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком на конце. Числительное одиннадцать пишется с удвоенной н.)
V. Закрепление изученного материала
Запись предложений под диктовку. Разбор по членам предложения.
Пролетело лето. Наступает ненастная осенняя пора. Серые тучи затянут небо.
VI. Рефлексия
Запишите глаголы и определите их время
У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
VII. Подведение итогов урока
- С какими частями речи мы работали сегодня на уроке?
- Какие грамматические признаки можно определить у глагола?
- Что нового вы узнали о правописании числительных?
VIII. Д/задание. Написать 10 глаголов. Определить их время и число. Подобрать по 2 скороговорки и пословицы с именами числительными. Записать.
Дополнительный материал к уроку
Фонетический разбор глагола пришёл
-Что нельзя определить у глагола в прошедшем времени? (лицо)