СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе. Части речи: глагол, имя числительное.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и систематизации знаний по теме: глагол, имя числительное.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Части речи: глагол, имя числительное.»

Урок русского языка в 4 классе

Тема. Части речи: глагол, имя числительное.

Цели: актуализировать знания об имени числительном и о глаголе; развивать умение определять время, род и число глаголов, их роль в предложении; закрепить знания о правописании имён числительных; расширять словарный запас учащихся, воспитывать старательность, желание изучать родной язык.

Оборудование: карточки для повторения грамматических признаков глагола (вывешиваю по мере повторения материала), музыкальная запись для физминутки.

Ход урока

I. Орг. момент

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

– Когда человек улыбается, у него работают 18 мышц лица, а когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на 25 мышц больше.
– Что полезней: хмуриться или улыбаться?
– Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.


II. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка (ученик работает у доски).

Дежурить, написал, быстро, чищу, пропустят, будут охранять.

- Какое слово «лишнее»? Почему? К какой части речи принадлежат остальные слова? Определите время глаголов.


III. Самоопределение к деятельности.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И 
глядят уныло
Голые кусты.

Туча небо кроет,
Солнце не 
блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик 
моросит.

- Выпишите из данного стихотворения выделенные слова. Определите, к какой части речи они относятся. Что обозначает глагол?

Отгадайте загадки:

У кого одна нога, да и та без башмака? (гриб)

Два братца пошли в реку купаться. (вёдра)

Четыре уха, а перьев не сосчитать. (подушка).

-Что объединяет эти загадки? (имена числительные)

Сформулируем задачи урока. Повторим то, что нам известно о глаголах и именах числительных, научимся распознавать эти части речи, определять их грамматические признаки, роль в предложении.


IV. Работа по теме урока.

-Что вы знаете о глаголе?

-Назовите грамматические признаки глагола.


-Как определить время глагола?

-На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?

-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Работа по учебнику

Упр.121(с.71)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Какие слова в предложениях являются многозначными? (Часы идут, бегут, торопятся, остановились)

— Назовите примеры употребления слова идут в разных значениях. (Идёт человек. Идёт поезд. Идёт к цели. Идёт весна. Идёт время.)

— Объясните значение словосочетания часы идут. (О механизме: быть в действии.)

— Объясните значение словосочетания часы бегут. (Часы спешат.) (Аналогично разбираются многозначные глаголы торопиться, остановиться.)

— Посмотрите, как правильно произносятся числительные (с. 72.)

Словарная работа

(Учащиеся по цепочке записывают числительные на доске с комментированием)

Двенадцать, шестнадцать, восемнадцать, семнадцать, четыре, два­дцать, одиннадцать.

— На какой вопрос отвечают эти слова? (Сколько?)

— Образуйте от этих слов слова, отвечающие на вопрос кото­рый? (Двенадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, семнадцатый, четвёртый, двадцатый, одиннадцатый)

— Докажите, что все записанные вами слова являются имена­ми числительными.

Физкультминутка

Работа по учебнику. Упр. 123 (с. 72).

(Повторение правил правописания и образо­вания числительных.)

— Вспомните, как образовались числительные одиннадцать, двенадцать, шестнадцать, двадцать. (Числительные от одиннадцати до девятнадцати образовались от слияния слов один на десять, два на десять, три на десять и т. д.)

— Почему в числительном одиннадцать пишутся две буквы я? Числительное одиннадцать возникло в результате сращения и последующего фонетического изменения словосочетания один на десять. Этим объясняется на­писание двух н.

— Расскажите правила правописания числительных. (Числи­тельные от пяти до одиннадцати, от одиннадцати до два­дцати и числительное тридцать пишутся с мягким знаком на конце. Числительное одиннадцать пишется с удвоенной н.)

V. Закрепление изученного материала

Запись предложений под диктовку. Разбор по членам предложения.

Пролетело лето. Наступает ненастная осенняя пора. Серые тучи затянут небо.

VI. Рефлексия

Запишите глаголы и определите их время

У берега несмело
Ложится хрупкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.

VII. Подведение итогов урока

- С какими частями речи мы работали сегодня на уроке?

- Какие грамматические признаки можно определить у глагола?

- Что нового вы узнали о правописании числительных?


VIII. Д/задание. Написать 10 глаголов. Определить их время и число. Подобрать по 2 скороговорки и пословицы с именами числительными. Записать.



Дополнительный материал к уроку

Фонетический разбор глагола пришёл 

-Что нельзя определить у глагола в прошедшем времени? (лицо)
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!