СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе на тему: «Однокоренные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе на тему: «Однокоренные слова»»

Урок русского языка в 3 классе на тему:

«Однокоренные слова»

Цели: 

Образовательные:

- совершенствование умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Развивающие:

развиватьумение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;

- развивать самостоятельную деятельность

Воспитательные:

- формировать устойчивое произвольное внимание;

- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;

- формирование умения работать в группах;

- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логичноизлагать свою точку зрения и аргументировать её;


Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

II. Актуализация знаний (3 мин)

- Прочитайте предложения. Определите части речи.

Был тёплый денёк. Светило яркое солнышко. Две девочки сидели на скамейке. Они говорили о школе.

- Дайте определение каждой части речи.

III. Самоопределение к деятельности (4 мин)

1. Прослушайте сказку “Семья слов”.

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.

Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.

Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.

Однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.

Учитель показывает карточку с обозначением корня.

- Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: тема урока “Однокоренные слова”.

Учащиеся читают на плакате:

Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.

2. Прочитайте слова на доске. Спишите, выделите в них корень.

лес

сад

цвет

лесок

посадка

цветок

лесной

посадил

цветной

лесник

садовник

цветник

IV. Работа по теме урока (12 мин)

1. Прочитайте стихотворения на интерактивной доске, найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

Жило-было слово ход,
В слове выход,
В слове вход,
В слове ходики стучали
И в походе вдаль шагали.

Ряд, рядочек, рядовой,
Хор, хормейстер, хоровой,
Зуб, зубной, зубок, зубастый,
Цвет, цветок, цветной, цветастый.

2. Работа по учебнику.

Упр. №107 (с.61).

- Прочитайте.

- Найдите однокоренные слова, выделите корень.

- Прочитайте правило.

- Расскажите правило соседу по парте.

Правило: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

3. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, есть ли в предложении родственные слова? (Учащиеся читают запись на доске).

Дед Егор в густом л.су
Встретил рыжую л.су.
Лиска, л.сонька, л.са!
Ты в каких живёшь л.сах?
Лисий хвост замёл сл.ды,
Где л.сичка? Видел ты?
(Бетенькова М.Н.)

4. Выполнить упр. №108(с.61)

Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка работ.

V. Физкультминутка (2 мин)

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

VI. Закрепление изученного (16 мин)

1. Найдите в пословицах однокоренные слова.

(Пословицы на интерактивной доске).

  • Ум да разум надоумят сразу.

  • Думай, да чтобы не передумать.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

- Выпишите однокоренные слова парами и выделите в них общую часть – корень.

Секрет корня в том, что родственные слова должны быть связаны по смыслу. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части – не родственные.

2. Грамматическая сказка.

- Прослушай те сказку.

Родня ли Гусеница Гусю?

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

- А ты кто?

- Я ваша тётка – Гусеница.

Есть ли в этом рассказе “родственники”?

Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово.

А Петя возразил:

- Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.

Кто же прав?

Почему?

3. Работа по учебнику.

Упр. №109(с,62).

- Прочитайте. Запишите группы однокоренных слов. Выделите в них корень.

Упр. №110(с.62). Устно.

Знакомство с новым словом из словаря.

Каким словом можно заменить слово картошка? (Это слово картофель).

Картофель – клубнеплод, богатый крахмалом.

- Из каждой тройки слов исключить не родственные слова.

(Работа с карточками).

1. Водитель, водит, вода

2. Вода, водичка, водить.

3. Коса, косичка, косить.

4. Желток, железо, жёлтый.

5. Циркуль, циркач, цирк.

6. Часовщик, час, часть.

- Проверка работ.

- Какие слова называют однокоренными?

VII. Рефлексия (3 мин)

- Оцените свою работу на уроке.

( Учащиеся показывают карточки “Смайлы”)

VIII. Подведение итогов. Оценивание (3 мин)

- Что вам понравилось на уроке?

- Какие задания были наиболее интересными?

Домашнее задание: выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!