СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка " Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (9 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 9 классе " СПП с придаточными обстоятельственными"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" (9 класс)»

Тема: «Сложноподчиненные  предложения    придаточными обстоятельственными».


Цели:

 

Обучающие:

Познакомиться со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными, видами придаточных обстоятельственных, средствами связи в  данного типа сложноподчиненных предложениях.

 

Развивающие:

Определять типы придаточных обстоятельственных в СПП.

Развивать умение работать с компьютером и компьютерной программойPowerPoint.

 

Воспитывающие:

Воспитывать любовь к малой родине, к творчеству кубанских авторов.

 

Оборудование:

Компьютерная программа «Фраза».

Презентации «Сложноподчиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Раздаточный материал для индивидуальной работы.

Разноцветные жетоны.

 

                                  Ход урока

I.Слово учителя.

  1. Постановка цели и задач урока.

Беседа с учащимися:

- Что такое сложное предложение?

Над каким типом сложных предложений мы работаем в течение нескольких уроков?

Что такое сложноподчиненное предложение?

Чем оно отличается от сложносочиненного?

На какие основные группы по значению делятся сложноподчиненные предложения?

Расскажите о СПП с придаточными определительными.

Расскажите о СПП с придаточными изъяснительными.

- Хорошо, теорию вы знаете неплохо.


Графический диктант.

Практическая работа: Определить тип предложения, сделать схему.

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придат. определит.).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.В росистых лугах течет речонка, что мне так мила. (Придаточное определительное).

6. Я остановился, чтобы сделать привал. (прид. цели)

А теперь ещё раз обратите внимание на это предложение, вспомните предыдущие темы уроков, «включите ассоциации» и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Тема: СПП с придаточными обстоятельственными


-А следующее предложение давайте запишем полностью и, кроме схемы, сделаем его полный синтаксический разбор.

7.Утром осенний дождь старательно прикрепил к сосновым иголкам капли-сережки, которые долго висели на каждой иголочке.

(Повеств., невоскл., сложное, сложноподч.)     

 

-Назовите обстоятельства с их значениями и вопросы, на которые они отвечают. (Обстоятельства времени, образа действия, места).


-Какие ещё обстоятельства бывают? (Цели, причины, сравнения, уступки, условия, следствия).


Какова цель урока? Как вы можете её обозначить?

Цель: изучить СПП с придаточными обстоятельственными,

их виды и свойства.


III. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.


Работа с учебником

с.78.79 Виды обстоятельственных придаточных



Закрепление нового.

А теперь проверим себя, как вы усвоили новую тему. Самостоятельная работа.

Задание: записать текст, расставив знаки препинания, указав вид придаточного. Самопроверка.


Весна.

Когда пр…шла весна наступили теплые дни. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи. Куда н… взглян…шь всюду ра..цветают подснежники. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой. Люди пр..ходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.


Весна.

Когда пришла весна, наступили теплые дни. (времени) Там, где раньше лежал снег, весело бегут ручьи. (места) Куда ни взглянешь, всюду расцветают подснежники. (места) Если посмотришь на весеннее небо, увидишь стаи птиц, летящих с юга. (условия) Когда просыпается природа от зимнего сна, лес наполняется весенней суетой. (времени) Люди приходят туда, чтобы насладиться красотой родной природы. (цели)

1-2 ош – «4», 3-5 ош – «3», 6 и более – «2»



2) Запись предложения.

Милосердие начнёт согревать наши души, если каждый сделает хоть чуть-чуть, потратит минуту драгоценного времени, приложит хоть немного тепла.

- Определите вид придаточного предложения в СПП. (прид.услов.)

Задания (подготовка к ОГЭ)

- Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении (2)

- Обозначить грамматические основы (1) милосердие начнёт согревать; 2) каждый сделает, потратит, приложит)

- Сделать схему предложения [ ], (если).

- Выписать словосочетание, связанное по способу «согласование», «управление», «примыкание»


Задания ОГЭ. Приложение




V.Подведение итогов урока.

 Итак, подведем итоги.

- Мы сегодня продолжили работу над темой….

- Что нового узнали? (можно спросить 2-3 человек)

- Что было трудным сегодня на уроке?


1.Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2.Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

 

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

 

 

VI. Домашнее задание: с.80, упр.153


  

1.Распределительно-цифровой диктант.

Задание:прослушать предложения и записать в 2 столбика номера предложений:

в 1-й столбик СПП с придаточными обстоятельственными,

во 2-й  - простые предложения с обстоятельствами.

1.Если отец был рядом, он закидывал голову и хохотал открыто и дурашливо. (С придаточным условным).

2.Наскоро одевшись, он вышел в ночь. (Простое предложение).

3.Когда мы двигались к школе, за спиной все время звучал голос Терёхи. (С придаточным времени).

4.Двое продолжали гулять вопреки дождю. (Простое предл.)

5.Я остановился, чтобы сделать привал и  отдохнуть.

 (С придаточным цели).

6.Переходя улицу, нужно быть очень внимательным.(Простое пр.)

7. Одного за другим уводят коней туда, откуда слышатся людские голоса. (С придаточным места).

8. Он шел, нервно оглядываясь, и думал о своем. (Простое предл.)

9.Я теперь счастливым стал навеки, потому что счастья не ищу. (С придаточным причины).

10.Земля быстро сохнет,  благодаря теплой погоде. (Простое предл.)  

 

Ключ: сложноподч. предл.                         простые предл.

              1, 3, 5, 7, 9                                             2, 4, 6, 8, 10



















____________________________

1. Вставите пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, укажите вид придаточного.

  1. Когда пр…шла весна наступили теплые дни.

  2. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи.

  3. Куда н… взглян…шь всюду ра..цветают подснежники.

  4. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга.

  5. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой.

  6. Люди пр..ходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.


2. Запишите предложение

М..лосердие начнёт согр..вать наши душ.. если каждый (с,з)делает хоть чуть-чуть п..тратит м..нуту драгоце(н,нн)ого врем..ни пр..ложит хоть немного т..пла.

Определите вид придаточного предложения в СПП.

Задания (подготовка к ОГЭ)

Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении

Обозначить грамматические основы

Сделать схему предложения

Выпишите словосочетания, построенные на основе согласования, управления и примыкания



____________________________

1. Вставите пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, укажите вид придаточного.

1. Когда пр…шла весна наступили теплые дни.

2. Там где раньше л…жал снег весело бегут ручьи.

3. Куда н… взглян…шь всюду ра..цветают подснежники.

4. Если посмотр…шь на весеннее небо увид…шь стаи птиц летящих с юга.

5. Когда просыпает(?)ся природа от зимнего сна лес наполняет(?)ся весенней суетой.

6. Люди пр..ходят туда чтобы насладит(?)ся красотой родной природы.



2. Запишите предложение

М..лосердие начнёт согр..вать наши душ.. если каждый (с,з)делает хоть чуть-чуть п..тратит м..нуту драгоце(н,нн)ого врем..ни пр..ложит хоть немного т..пла.

Определите вид придаточного предложения в СПП.

Задания (подготовка к ОГЭ)

Определить, сколько грамматических основ в записанном предложении

Обозначить грамматические основы

Сделать схему предложения

Выпишите словосочетания, построенные на основе согласования, управления и примыкания



Задание 2  Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

1. (1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.

(2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Виды рябины встречаются (предложение 1)

2) Которая растёт (предложение 2)

3) Плоды сравнимы (предложение 3)

4) Они обретают окраску (предложение 4)

5) Приближаются (предложение 5)


2.(1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратили в корону.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 грамматическая основа – шапка Мономаха.

2) Предложение 2 простое двусоставное.

3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.

4)Предложение 4 сложное.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.


3. (1)Знаете ли вы, что удивительная идея создания искусственной сверхпланеты принадлежит К.Э. Циолковскому? (2)Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского учёного, представив её как полноправную научную гипотезу, которая подлежит самому тщательному обсуждению учёными и инженерами. (3)Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского. (4)И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли. (5)По существу, американский профессор выдвинул проект сооружения вокруг Солнца сплошной гигантской сферы радиусом около 150 миллионов километров, то есть примерно на уровне орбиты Земли.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Первая часть предложения 1 – односоставное определённо-личное предложение.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным определительным.

3) Предложение 3 осложнено вводным словом.

4) Предложение 4 двусоставное.

5) Предложение 5 содержит 2 (две) грамматические основы


4. (1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык — речь — коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

2) Предложение 2 сложное.

3) Предложение 3 односоставное безличное.

4) В предложении 4 одна из грамматических основ — позиции подходят.

5) Предложение 5 осложнено однородными членами.

Задание 3 Пунктуационный анализ.

1.Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Впереди еще долгие жаркие(1) знойные (2)и просто теплые приятные деньки(3) когда солнце просыпается рано(4) а заходит очень не скоро(5) давая вволю нагуляться(6) прежде чем (7)погрузиться в сумерки.

  1. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. 

В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры.

  1.  Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик старика боялся (1) и (2) когда (3) тот (4) изредка (5) появлялся в их доме (6) старался держаться от важного посетителя в стороне (7) чтобы (8) ненароком (9) не нарваться на строгий взгляд (10) и (11) сердито сдвинутые брови.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!