Урок русского языка
2 класс
Тема: Правописание разделительного ъ и ь знаков.
Учитель: Сергеева Елена Валерьевна
МАОУ «Ягринская гимназия»
Планируемые результаты:
Познакомить учащихся с правилами написания разделительных ь и ъ знаков, учить выполнять сравнительный анализ орфограмм;
учить работать по предложенному учителем плану, аргументировать предположения; делать выводы, оформлять их в графической форме.
содействовать воспитанию стремления к совместной работе, позитивному отношению к учебе.
Предметные УУД
- познакомиться с правилом правописания ъ и ь разделительных знаков;
- применять правило написания разделительного ь и ъ знаков;
- писать слова с разделительным ь и ъ знаком, объясняя их выбор.
Метапредметные УУД
Личностными результаты
– проявлять интерес к изучению темы;
- осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– учиться высказывать своё предположение на основе наблюдения и работы с учебным материалом;
– учиться работать по предложенному учителем плану;
- развивать навыки самоконтроля и самооценки.
Познавательные УУД:
- формировать основы функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией);
- использовать приобретенные умения при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ход урока:
1.Актуализация знаний. Чистописание.
-Я продиктую вам слова, а вы назовёте орфограмму, которую надо проверить или запомнить. Буквы эти будем записывать в тетрадь.
ДЕНЬ , КЛАД, СОБАКА, РЯДЫ, ЗУБ, РУКАВ, САДЫ. ( Ь Д О Я Б В А …) Какой общий элемент присутствует в написании всех этих букв? (овал).
-А в каких ненаписанных нами строчных буквах он тоже встречается? Допишем их к себе на строчку (ъ , ю).
-Внимательно посмотрите на эти буквы и скажите, на какие группы их можно разделить? (гласные, согласные и буквы, которые не обозначают звуков).
- Назовите буквы, которые не обозначают звуков (ь, ъ).
- Эти буквы не обозначают звуки, а какую роль они выполняют в русском языке? (они разделяют звуки).
2. Оба знака хороши, достойны оба чести, когда стоят они всегда, всегда на нужном месте.
Постановка учебной проблемы.
- Сейчас мы попробуем расставить ь и ъ знаки в слова. Мне нужны два помощника.
(2 ученика работают на закрытой доске, а все остальные в тетрадях) (маркер, мел)
- Я продиктую вам слова, а вы должны расставить разделительные ь или ъ знаки.
(крылья, вьюга, съел, осенью, отъезд)
-Какое было задание? (дети повторяют задание: расставить Ь и Ъ знаки)
- Проверим. Сравните две работы? Что скажите? (выполнены по- разному).
!(на всякий случай есть работа с ошибками)
-Ребята, задание то было одно, а выполнили его по-разному. Как вы думаете, почему?
- Мы ещё вернёмся к этому заданию.
3. Тема и задачи урока.
Определите тему нашего урока (правописание разделительного ъ и ь знака).
Поставим учебные задачи. А помогут нам вопросительные слова:
Когда (в словах пишется разделительный ь)?
Когда (в словах пишется разделительный ъ)?
Что общего (в написании разделительного ъ и ь знака)?
В чем различие (в написании разделительного ъ и ь знака)?
Физпауза (гимнастика для рук).
4. Поиск решения.
-Посмотрите на доску. Перед вами столбик слов. Что заметили? (во всех словах есть ь)
!Над столбиком открываем ь.
Ь
веселье
воробьи
стулья
ружьё
-Запишите столбик в тетрадь.
-Давайте попробуем определить место написания ь знака в словах.
Подчеркните букву, после которой написан ь одной чертой, а букву, перед которой написан ь, двумя чертами.
-Что замечаете? Значит, где пишется разделительный мягкий знак? (ь знак пишется после согласных букв и перед гласными е,и,я,ё..)
-Составим схему.
е
ё
ю
Ь я
и
-А теперь запишите второй столбик.
Ъ
съезд
подъезд
подъём
объявление
- Что заметили?
- Подчеркните букву, после которой написан ь одной чертой, а букву, перед которой написан ъ, двумя чертами.
-Что замечаете? Где написан ъ? (ъ знак пишется после согласных и перед гласными).
-Составим схему.
е
ё
ъ ю
я
-Сравним схемы.
- Где пишутся ь и ъ знаки? (везде после согл., перед глас.)
-Так в чём же разница? Как нам различить, где какой знак писать?
- Вернемся к словам первого столбика, выделим корни в этих словах.
- В словах второго столбика выделим приставки.
- А теперь сравним и сделаем вывод: когда пишется разделительный мягкий знак?
- Проверим себя. Прочитаем правило на с.130.
- Когда пишется разделительный твердый знак?
- Проверим себя. Прочитаем правило на с.134.
- Давайте вернёмся к тому заданию, с которого начинали урок. Проверим задание, пользуясь правилом, с которым мы сегодня познакомились. (на доске и в тетрадях исправляем ошибки зеленой пастой).
-Давайте вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале урока.
Физпауза (гимнастика для глаз).
5.Первичное закрепление.
-Попробуем практически закрепить полученные знания.
-Задача ваша такая: нам нужно отправить в пункт назначения два паровоза.
Работать будете в четверках. Каждая группа получает задание: Прицепить состав вагонов, на которых записаны слова с пропущенной буквой. Вам надо подумать, какой разделительный знак надо вписать ь или ъ. Как только запишите, идёте и прицепляете свой вагон.
(дети выполняют задание).
Слова на вагонах: отъезд, деревья, съем, крылья, здоровье, перья, разъяснить.
-Проверим нашу работу. Правильно мы выполнили задание?
- Оцените работу группы. Если группа правильно справилась с заданием, на полях поставьте красный кружок.
6. Самостоятельная работа.
Стр. 135 упр.210. 1 в. – 1 и 2 предложение; 2 в. – 3 и 4 предложение. Спиши его, раскрывая скобки. Вставь, где нужно, разделительные ь и ъ.
- Проверим, что получилось (с доски).
- У кого работа сделана так же (на полях нарисуйте красный кружок)? У кого есть ошибки? Какие?
7. Итог урока.
- С какой темой работали на уроке? Какие поставили задачи? Справились с ними?
-В каких же случаях мы пишем разделительные ь и ъ знаки? (при ответе детей опираемся на схемы).
Оценим свою работу на уроке.
Если вы согласны с утверждением, то рисуете красный кружок. Если согласны частично, то рисуете зеленый кружок. Если не согласны, то рисуете синий кружок.
1). Я активно работал на уроке.
2). Я понял, когда в словах пишутся разделительный ъ и ь знаки.
Поднимите руку, кто сейчас поставил себе два красных кружка? У кого сегодня не все получилось, будем отрабатывать на следующем уроке.
8. Домашнее задание: правила с.130, 134; стр.134, упр.208.
Спасибо за работу. Сегодня вы хорошо потрудились. Оценки за урок.