СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме «Правописание предлогов».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал способствует отработке навыков правописания производных предлогов.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Правописание предлогов».»

Урок русского языка по теме «Правописание предлогов».

Цель: научить ребят правильному написанию производных предлогов, отличать производные предлоги от синонимичных частей речи, правильно употреблять в речи производные предлоги.

Задачи:

обучающие: познакомить учащихся с орфограммой и её графическим обозначением на письме; поработать над нормами использования производных предлогов;

развивающие: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности;

воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; воспитание навыков самостоятельной деятельности.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущий метод: проблемный.

Оборудование: презентация, бланки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Зарядка для успешности.

Чтобы день успешным был,

Для себя я всё решил:

Разум свой я подключу,

Мысли думать научу.


  1. Мотивация к деятельности. (слайд 1)

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.

Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

Мы должны помочь героям этой лингвистической сказки «поставить все на место». Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)


  1. Проверка домашнего задания.

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

Что называется предлогом? (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)


Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)


Какие отношения выражает? (Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)


На какие две группы по происхождению делятся предлоги?

( Производные и непроизводные.)


Почему непроизводные предлоги так называются?

( Непроизводные предлоги – это предлоги, которые всегда относились к этой части речи)

Приведите примеры . ( Без, в, к, за, из).


Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)

Приведите примеры . ( Благодаря, в течение, вопреки).


Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за)


  1. Изучение нового материала. (слайд 2)

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания.

Был в течение дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся в заключении
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следствии об аварии


Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока. (Слайд 3)

( Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов)

Запишите предложения в тетради и на доске:
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.

Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Сделайте вывод.
Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.


Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Используйте рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ: (Слайд 4)

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

(Слайд 5)

Вследствие снегопада машины не пошли в город.

В следствии по делу допущен ряд ошибок.


(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.


Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: В следствии по делу допущен ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце. (Слайд 6)


Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.


Работа с учебником. Параграф 147.

Рассматриваем варианты слитного и раздельного написания предлогов.


Физкультминутка.

(Полянка с земляникой)

  1. Закрепление изученного.

Задание 1,2 в бланке.

1) Что произошло с предлогом в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?


  1. Подведение итогов, рефлексия.

А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки, и ответим на поставленные вопросы:

- Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия)

7) Домашнее задание.Параграф 147, упр. 310


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!