Ф.И.О. Цыплакова Валерия Олеговна
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении местоимения как части речи.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Дидактические средства: учебник, лист с утверждениями, листы с заданиями, лист оценивания.
Интерактивное оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
1.Мотивация учебной деятельности | Словесный | Приветствует учащихся. Организует беседу по пословице: - «Труд человека кормит, а лень портит», как вы ее понимаете? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопрос учителя. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: владеть диалогической формой речи. | |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий | Словесный (беседа) Практический Словесный (беседа) Практический | Проводит беседу: - Что такое речь? - Какие части речи вы знаете? Организует работу по пройденному материалу: - Выпишите слова в тетрадь: 1 ряд – существительное, 2 ряд – прилагательное, 3 ряд – глагол (ручьи, теплый, бегут, я, мы, светит, солнце, ты, яркое, звонкие, вы, дует, ветерок, птицы, весёлые, поют). Контролирует выполнение задания. Организует проверку выполненного задания. Проводит опрос: - Что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол? Формулирует задание: - Составьте предложения с этими словами. - Найдём грамматическую основу в предложении. Подчеркните главные члены предложения. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание в тетради. Анализируют выполненное задание. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание в тетради. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов. К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. П: осуществлять классификацию по заданному признаку. Р: владеть навыком самоконтроля, коррекции и оценки. К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. П: осуществлять синтез объектов. П: осуществлять анализ объектов. | |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) | Создаёт проблемную ситуацию: - Вернемся к словам, которые вы распределяли по частям речи. Почему вы распределили не все слова? Мы употребляем эти слова в речи? Могли бы обойтись без них? Подводит к теме урока: - Для того, чтобы узнать, как называется новая часть речи, с которой мы познакомимся, послушайте стихотворение. - Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна: Я заменяю имена! Предлагает сформулировать тему и цель урока. | Анализируют и отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему и цель урока. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов. К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный Наглядный (демонстрация) | Организует работу над составлением плана действий на уроке: - Восстановите план действий на уроке: 2. Учиться, находить местоимения в предложениях и текстах; 3. Учиться, заменять существительные частью речи местоимение. 1. Узнать, что такое местоимение; | Анализируют и составляют план действий на уроке. | | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. | |
5. Реализация построенного проекта | Словесный Наглядный (учебник) Практический (упражнение) Словесный Словесный (беседа) Наглядный (учебник) Практический (упражнение) Словесный | Организует работу с утверждениями: - В левой колонке, поставьте плюс тем утверждениям, с которыми вы согласны, а минус, с которыми не согласны. 1. Местоимение – это часть речи, которая называет предметы. 2. Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. 3. Существительные можно заменить частью речи местоимение. Организует работу с упражнением из учебника: - Откройте учебник на странице 100. Выполним упражнение 171. - Назовите из какой сказки этот отрывок. - Посмотрите на выделенные слова, с какой целью автор употребляет их. Называют ли они конкретное лицо или предмет? - На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? Организует самостоятельное выполнение упражнения комментируя его. Контролирует выполнение задания. Осуществляет выборочный контроль. Предлагает оценить свою деятельность в листе оценивания. Предлагает познакомиться с правилом в учебнике. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Организует работу с упражнением из учебника: - На странице 101-й выполним упражнение 173. - Определите главную мысль стихотворения. - Какой частью речи являются выделенные слова? - Для чего их использовал автор? Организует самостоятельное выполнение упражнения комментируя его. Контролирует выполнение задания. Осуществляет выборочный контроль. Предлагает оценить свою деятельность в листе оценивания. | Работают с утверждениями. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание в тетради. Анализируют выполненное задание. Оценивают свою деятельность. Знакомятся с правилом. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют и отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание в тетради. Анализируют выполненное задание. Оценивают свою деятельность. | Учащиеся получат представление о том, что такое местоимение. Учащиеся получат возможность научиться узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов. П: осуществлять анализ объектов. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов. П: осуществлять синтез объектов. Р: владеть навыком самоконтроля, коррекции и оценки. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов. К: владеть диалогической формой речи. Р: владеть навыком самоконтроля, коррекции и оценки. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный Практический (упражнение) Словесный Наглядный (учебник) Практический (упражнение) Словесный Словесный (беседа) Практический (упражнение) Словесный | Организует работу в парах: - Возьмите лист с заданием №1, вам нужно в тексте найти местоимения, подчеркнуть их. Организует взаимопроверку по эталону. Предлагает оценить свою деятельность в листе оценивания. Организует работу с упражнением из учебника: - Выполним упражнение 174 на странице 102-й. Рассмотрите рисунки, назовите предметы. Организует самостоятельное выполнение упражнения комментируя его. Контролирует выполнение задания. Осуществляет выборочный контроль. Организует беседу: - Почему часть речи местоимение, получила такое название? - Какой части речи слова – названия предметов вы записали? - Какой вывод мы можем сделать? Предлагает оценить свою деятельность в листе оценивания. Организует работу в группах: - Возьмите лист с заданием №2. Вам нужно в предложениях заменить существительные частью речи местоимение. Контролирует выполнение задания. Осуществляет коллективный контроль. Предлагает оценить свою деятельность в листе оценивания. | Выполняют задание в парах. Осуществляют взаимопроверку. Оценивают свою деятельность. Анализируют и отвечают на вопрос учителя. Выполняют задание в тетради. Анализируют выполненное задание. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность. Выполняют задание в группах. Анализируют выполненное задание. Оценивают свою деятельность. | Учащиеся получат возможность научиться узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. К: работать в парах. П: осуществлять анализ объектов. Р: владеть навыком самоконтроля, коррекции и оценки. П: осуществлять анализ объектов. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов. К: владеть диалогической формой речи. Р: владеть навыком самоконтроля, коррекции и оценки. К: работать в группах. П: осуществлять анализ объектов. П: осуществлять синтез объектов. Р: владеть навыком самоконтроля, коррекции и оценки. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Словесный (объяснение) Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу: 1. Прочитайте стихотворение. Найдите местоимения и подчеркните их. Я, ты, он, она! Вместе – целая семья! Вместе дружная семья! В слове «мы» - сто тысяч «я». 2. Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. … нарисую белочку. А … что будешь рисовать? … умеешь так вырезать? Какую задачу … решаете? Куда ... идёшь? Почему … улетают? 3. Замените выделенные имена существительные местоимениями. У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Мой папа – геолог. Папа работает в Сибири. 4. Составьте и запишите предложение с местоимением. Контролирует выполнение работы. | Выполняют самостоятельную работу. | Учащиеся получат возможность научиться узнавать местоимения, понимать их значение и употребление в речи. | Р: принимать и сохранять учебную задачу. Р: осуществлять волевую саморегуляцию. П: осуществлять анализ объектов. П: осуществлять синтез объектов. | Учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | Организует повторную работу с утверждениями: - Местоимение – это часть речи, которая называет предметы. Согласны с утверждением? - Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Вы согласны с этим утверждением? - Существительные можно заменить частью речи местоимение. Согласны с утверждением? Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний: - Что такое местоимение? - Что местоимение не называет, а только указывает на него? - Какой частью речи можно заменить существительное? - Какие бывают местоимения? Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Предлагает оценить свою деятельность на уроке: - Если вы заработали пять плюсов, то поставьте себе отметку 5. Если четыре плюса, то поставьте отметку 4. Если три плюса или меньше, то не ставьте себе отметку и задумайтесь, что не так, вы выполнили в заданиях. | Работают с утверждениями, отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке. | | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: осуществлять анализ объектов. К: владеть диалогической формой речи, слушать и речь других. П: осуществлять анализ объектов. Р: владеть навыком оценки. | |
9.Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | Организует беседу. Предлагает оценить свою деятельность: - Возьмите лист с лестницей успеха. Поставьте крестик на нужной ступеньке. - Кто поставил себя на верхнюю ступень? - Кто на среднюю? Кто на нижнюю? | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке. | | К: владеть диалогической формой речи, слушать и понимать речь других. Р: осуществлять самооценку деятельности. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |