СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Синонимы,антонимы,Омонимы" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Синонимы,антонимы,Омонимы" 4 класс»

Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК «Школа России)

Тип: повторение изученного материала


Цель:формирование умения опознавать синонимы, антонимы, омонимы.

Формирование УУД

Предметные результаты усвоения урока:

- пользоваться словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам, составлять предложения с омонимыми.

Метапредметные результаты усвоения урока:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Познавательные УУД:

- пользоваться словарями; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности;

Личностные результаты усвоения урока:

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;интерес к изучению языка;

Ресурсы урока:карточки с заданиями.


Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

- Проверьте, что рабочее место в порядке.

- Я рада видеть ваши глаза, ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Удачи вам и успехов! К нам на урок пришёл умный совенок правил русского языка, из нашего учебника. Сегодня мы должны показать, как усвоили правила русского языка.

II. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

 - На доске вы видите карточки со словами: учеба, труд, и, победам, к , ведут. Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась?

Д: Учёба и труд к победам ведут.

У: Как вы понимаете эту пословицу?

Д: Если много трудиться и учиться , то тогда добьёшься своей цели.

У: Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.

III. Минутка чистописания

У: Откройте тетради, запишите число, классная работа.

У: Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.

Автобус, троллейбус, трамвай.

У: Назовите эту букву?
Д: Буква «тэ».

У: Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «тэ».

IV. Актуализация знаний

- Узнайте слова по их лексическому значению, запишите. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.

  1. Поток воздуха. (Ветер)

  2. Время еды, обычно в середине дня. (Обед)

  3. Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)

  4. Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)

- К какой части речи относятся все слова? (Имя существительное)

- Составьте с любым из слов предложение.

- Запись на оценку с комментированием предложения: С севера подул холодный ветер.

Синтаксический разбор предложения.


V. Самоопределение к деятельности

-Послушайте отрывок из стихотворения И. Токмаковой.

Зябнет осинка

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке

Мерзнет в жару.

-Вставьте пропущенную букву, в том месте, где светится огонёк .(проверка)

-Какую орфограмму отрабатывали?

- Найдите в нем слова, близкие по значению.

(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет)

- Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению? (Синонимы)(Карточку переворачивать на доске)

- К какой части речи они относятся? ( Глагол)

- Докажите.


-Молодцы. Отгадайте загадку

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

Это дятел

-Вставьте пропущенную букву, в том месте, где светится огонёк .(проверка)

-Какую орфограмму отрабатывали?

Назовите слова, противоположные по значению? ( Враг – друг)

- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)(Карточку переворачивать на доске)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имя существительное)

- Докажите.


- Верно. Отгадайте следующую загадку?

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою я любой замок. (Ключ)

- Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения)

- Есть ли между этими значениями что–то общее? (Нет)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения? (Омонимы)


- Давайте вместе прочитаем тему урока.(Синонимы. Антонимы. Омонимы)(Карточки открыты на доске).

-Какие задачи поставим на урок?

1.Повторить понятия синонимы, антонимы, омонимы.

2. Научиться распознавать их в речи

3. Учиться подбирать к словам синонимы, антонимы.)(задачи открываются на доске)

VI. Работа по теме урока

-Ребята, чтобы решить их предлагаю выполнить задание на карточке №1

Карточка №1

-Прочитайте цель: отработать умения находить синонимы.

-Прочитайте задание:

1.Определить синонимический ряд (знаком +);

  1. Хмурая, дождливая, пасмурная

  2. Ранняя, короткая, тёплая

  3. Длинная, поздняя, золотая

  4. Красивая, очаровательная, великолепная

  5. Грустная, печальная, тоскливая.

- Если задание понятно, желаю успехов при выполнении. Работаем ручкой.

- Прочитайте, какие ряды вы отметили. Какой частью речи являются слова? (прилагательными)Докажите.

- Какое время года описывают прилагательные?

- Ребята, а можно осень назвать щедрой? Почему? Давайте мы к этому слову найдём синонимы.( Великодушный Богатый Не жадный Не скупой …)

- Откуда мы можем взять эти слова? (сами подобрать или из словаря.)

-Каким словарём воспользуемся? (синонимов)

-Воспользуемся словарем из учебника

Вывод: Какое умение отрабатывали?

- Какую роль играют синонимы в нашей речи? (можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной)

Работа в парах:

-Ребята, а теперь поработаемв парах и выполнить задание на карточке №2

Карточка №2

Прочитайте цель: закрепить умение находить антонимы в тексте. С каким понятием будем работать?

-Прочитайте задание:Найдите антонимы в тексте, подчеркните их, обозначьте орфограмму в этих словах.

-Прочитайте текст.

Стройный в сентябре лес, в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и рассвет. Песни и тишина. Грустно и радостно.

При выполнении задания не забывайте про правила работы в парах.(проверка: каждая группа зачитывает пару и называет орфограмму.

Для чего мы выполняли эту работу?

Ребята, сделайте вывод: Какой частью речи могут быть выражены синонимы и антонимы? (разными).

- Хорошо, давайте немного отдохнём,все встанем.



VII. Физминутка

VIIIОтдохнули? Тогда продолжаем работать.

-Вспомните, над какой темой работаем на уроке. Возьмите карточку №3.Работу с это карточкой выполнять будете индивидуально.

Карточка №3

Прочитайте.Цель: проверить умение составлять предложения с омонимами.

Задание: 1.Определите, в каких значениях употреблены слова.

2.Запишите предложение с другим значением слова.

1 ряд –лист

2 ряд - ручка

3 ряд – ключ

Запишите предложение.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод:-сделайте вывод: Как определить значение омонимов? (по смыслу в предложении).

Графический диктант

(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а - антонимы, о – омонимы.)

1.Жди горе от моря, а беды от воды.

2.Добрый плачет от радости, а злой от зависти.

3.Солнце на ели, а мы еще не ели.

4.Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

5.В глаза хвалит, а за глаза бранит.

У: Давайте проверим, на сколько вы справились с заданием?

Д: 1-с; 2-а; 3-о; 4-с; 5- а.

IX. Закрепление

- Сейчас я вам раздам карточки, слова которых вам необходимо будет разместить по домикам.

Кидать-бросать; лист; толстый- тонкий; ручка; очи- глаза; неприятель- враг; вверх-вниз; спешить- торопиться; ключ; чистить-пачкать; лук; кисть; черный- белый; жара- стужа.


Оцените себя на уроке смайликом. Приклейте смайли на доску к сове.


Рефлексия. Подведение итога.

- Над какой темой сегодня работали на уроке?

- Какое умение отрабатывали?

Все ли задачи решили?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!