СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему: «Корень слова. Однокоренные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен обобщению и повторению знаний по теме: "Корень слова"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему: «Корень слова. Однокоренные слова»»

МОУ Кубринская СШ







Открытый урок

Тема: « Корень слова. Однокоренные слова»

2 класс





Учитель начальных классов

МОУ Кубринская СШ

Гаврилова М.А.























2019 год


Тема: « Корень слова»

Цели: Повторение знаний теме «Корень слова».

Задачи:

Образовательные:

  • научить учащихся подбирать однокоренные слова,

  • правильно выделять корень слова.

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение,

  • формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму,

  • развивать эмоциональную сферу, творческое мышление

  • устанавливать связи с жизненным опытом ребенка


Воспитательные:

  • способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества.


Необходимое оборудование:

  1. рабочие тетради, учебник,

  2. ручки, карандаши,

  3. 5 листов формата А3,

  4. карточки « схема –корень» по количеству учащихся.


Основные понятия : корень, однокоренные слова.


План урока.

Этапы урока

Время реализации.

1

Мотивация и самоопределение учебной деятельности.

2мин.

2

Актуализация знаний: (пальчиковая гимнастика)

Минутка чистописания.

Работа с рисунками.

Письмо элементов заглавных букв Ц,Щ.

Письмо в воздухе.

Работа с предложением.

Работа с пословицей (беседа, выполнение заданий по образцу, практическая работа, самоконтроль).


12 мин.

3

Постановка учебной задачи:

Работа по карточке ( беседа с последующим выводом, наблюдение).


2 мин.

4

Структурирование полученных знаний.

1 Работа с учебником.

2 Сказка ( проблемно - сообщающие методы, беседа, рассказ , наблюдение.



18 мин.

5

Физкультминутка для глаз.

2 ми.

6

Продолжение работы.

3 Самостоятельная работа.

4 Работа на карточках ( доказательство, путем сравнения )


6 мин

7

Рефлексия:

1 Обобщение.

2 Работа в группах.

3 Оценка своей работы.


3 мин




Ход урока.


Этапы урока

УУД

I Мотивация и самоопределение учебной деятельности.


- Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок,

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнемся вместе с вами,

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

- Вы готовы справляться с трудностями?

Я желаю вам удачи!

Регулятивные:

Саморегуляция (организация рабочего места)

Познавательные:

Выбор эффективных способов решения задач (что нужно, чтобы справиться с трудностями).

Личностные:

Смыслообразование, мотивация, готовность справиться с трудностями)

Коммуникативные:

Планирование, сотрудничество с учителем и одноклассниками.

II Актуализация знаний.

Минутка чистописания

- С чего мы обычно начинаем урок?

Пальчиковая гимнастика

Внимание девочки!

Внимание мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разминайте пальчики!

Учитель:

- Откройте тетради на стр. 22

- Что пишется на первой строчке?

- А для чего вторая строчка?

- Запишите число, Классная работа .

Работа с картинкой:

- Посмотрите, кто изображен на картинке?

- Назовите одним словом? Почему?

- Все ли в порядке с собачкой? Дорисуйте ей усы.

- А для чего нужны животным усы?

- Теперь дайте им клички.

- Как запишем их?

Регулятивные:

Планирование (минута чистописания)

Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, доказательство (работа с элементами букв, словами, предложением, пословицей).

Личностные:

Смыслообразование (что мы знаем, что узнаем, самоконтроль).

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли, владение морфологической речью.

Письмо элементов заглавных букв Ц и Щ.

- Какие буквы будем сегодня писать?

- Из каких элементов они состоят?

- Запишите по 2 элемента.

Письмо в воздухе.

- А теперь потренируемся как они пишутся.

- Давайте дадим характеристику этим буквам.

- Сравним с образцом.

Работа с предложениями.

- Прочитайте что написано на третьей строчке.

- Какие правила написания предложений?

-Какие орфограммы встретились в словах?

- Подчеркните орфограммы.

Работа с пословицей: «Жить как кошка с собакой»

- А в жизни всегда ли дружат кошка с собакой?

- Прочитайте пословицу:

«Жить как кошка с собакой»

- Когда так говорят?



















- Ребята, отгадайте загадку:

«Меня в лесу оставили. В шапке снежной я зимой, летом с бритой головой. (Пенёк).

- Верно, пенёк. Это бывшее дерево. Что можно узнать, если внимательно рассмотреть кольца не пеньке?

(можно узнать возраст дерева).

- Сколько годичных колец, столько лет дереву.

- Нарисуйте годичные кольца в виде овалов так, чтобы дереву было 3 года. На какие буквы похожи овалы?

- Сравните соединения строчной и заглавной буквы «О».
----------------------------------------------------------------------------

ом ор ОМ ОР______________

- А теперь запишите под диктовку слова, которые начинаются на гласный «О».

Ольга, ослик, окунь, Омск, осы.

- Ребята, какие слова вы записали с заглавной буквы?
Почему?

- Обозначьте мягкие согласные. Какие? Почему?

- Мы с вами отправляемся в лес!

- Нашими попутчиками станут:

Словарная работа

Мур а вей, стр е коза, к о мар.

- Как мы назовём одним словом наших попутчиков? (Насекомые)

- Поставим ударения в словах, подчеркнём безударные гласные.
- Кто из этих насекомых получил название из-за звука, который он произносит?

- Какое слово спряталось в слове стре[коза]?

Запишем словарные слова в тетради в алфавитном порядке и запомним, как они пишутся.


III Постановка учебной задачи.


- Так вот что мне поведала стрекоза:

«Встретились однажды корень дерева и корень слова.

- Здравствуй, говорит один.

Я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, отвечает другой.

- А ты где живешь?

- А я живу в словах – отвечает второй.

- Ну какой же корень может жить в словах? ( усмехнулся первый)

Вот я! Корень так корень. Посмотри! От меня в земле берут начало новые ростки и вырастают новые кусты, или дерево, или цветы.

А от тебя что растёт?

- Ребята, а вы знаете что вырастает из корня слова? (новые однокоренные слова).

Регулятивные:

Прогнозирование

Познавательные:

Анализ, синтез, выделение и формирование познавательной цели.

Личностные:

Учебно-познавательный интерес.

Коммуникативные:

Владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать мысли.


IV Структурирование полученных знаний.

- Так вот тема нашего урока?

- Корень слова!

Раз мы отправляемся в лес, давайте к слову лес подберём однокоренные слова:

Лесок

Лесник

Лесничество

- Отправляемся в лес.


Регулятивные:

Самореализация

Познавательные:

Анализ, синтез, доказательство, построение логической цепи рассуждения.

Личностные:

Учебно-познавательный интерес.

Коммуникативные:

Планирование сотрудничества с учителем

V Физкультминутка


- С приходом весны, лета, тепла, что происходит с природой? (она оживает от зимней спячки)

- Деревья зеленеют, появляются листочки, распускаются цветы, трава зеленеет.

- Но посмотрите! Деревья в нашем лесу стоят голые. Поможем им распуститься. Выполним задания и тем самым отогреем деревья.

- Не хватает на дереве чего? (листьев) верно.

- Подберем к слову лист однокоренные слова. Пожалуйста!

Ответ детей: Лист;

Листья;

Листик.

- Произошло чудо! Появились листья!

(работа на доске с дополнительными материалами)

- По листьям можно определить, что это за дерево (дуб).

- Поможем дубу распустить листочки. Подберем к слову дуб однокоренные слова!

Ответы детей: Дуб;

Дубок;

Дубочек.

Молодцы!

- Что мы видим под деревом? (грибы)

- Подберем к слову грибы однокоренные слова

Ответы детей: Гриб;

Грибочки;

Грибник.

Молодцы!

- Как же называются слова, которые имеют одинаковый корень? Образованы от одного корня?

- Ответы детей: однокоренными.

- Докажите, что они родственные.

Ответы детей: у однокоренных слов одинаковый корень и близкое значение.


VI Рефлексия

Теперь можно и поиграть в «лишнее слово».

- Но встречаются слова с похожим корнем, но значения этих разные.

Лес, леска, лесной, лесник.

Лист, лисёнок, лиса.

Лось, лосось, лосёнок.

Горный, горка, городок.

Пёс, песочный, песок.

Молодцы! Вывод:

Регулятивные:

Саморегуляция, самооценка.

Познавательные:

Структурирование знаний, рефлексия учебной деятельности.

Личностные:

Ценностная ориентация.

Коммуникативные:

Умение работать группами, владение речью.


Вывод: Корень в однокоренных словах пишется одинаково. У однокоренных слов одинаковый корень и близкое значение.


Групповая работа.
Задание:

I группа : Волк, волчица, волчий, волчонок, серый.
II группа: Заяц, зайчонок, заячий, косой, зайчишка.
III группа: Лиса, лисёнок, плутовка, лисий, лисица


- Найди однокоренные слова
- Все ли слова однокоренные?

- Как же пишется корень в однокоренных словах?

- По каким признакам можно сказать, что это однокоренные слова?


Итог.

- Ребята, вспомните, что же спросил корень дерева у корня слова?

- «А от тебя, корень слова, что растёт?»

- Что бы вы ему ответили?

Ответ детей:

- Не спорьте друзья.

- Эти корни дают жизнь. От корня слово можно вырастить, образовать новые однокоренные, родственные слова.

1 корень – растениям.

2 корень – словам.


Работа с учебником

№43 стр. 38 Выполняют обучающиеся самостоятельно.


Спасибо за работу. А теперь оцените себя сами (раскрасить знак нужно цветом)


Красный – урок понравился, мне все понятно.

Желтый – урок понравился, но я не все понял.

Зелёный – урок не понравился и я не понял тему.


Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы так пригодились.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!