МОУ Кубринская СШ
Открытый урок
Тема: « Корень слова. Однокоренные слова»
2 класс
Учитель начальных классов
МОУ Кубринская СШ
Гаврилова М.А.
2019 год
Тема: « Корень слова»
Цели: Повторение знаний теме «Корень слова».
Задачи:
Образовательные:
научить учащихся подбирать однокоренные слова,
правильно выделять корень слова.
Развивающие:
развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение,
формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму,
развивать эмоциональную сферу, творческое мышление
устанавливать связи с жизненным опытом ребенка
Воспитательные:
способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества.
Необходимое оборудование:
рабочие тетради, учебник,
ручки, карандаши,
5 листов формата А3,
карточки « схема –корень» по количеству учащихся.
Основные понятия : корень, однокоренные слова.
План урока.
№ | Этапы урока | Время реализации. |
1 | Мотивация и самоопределение учебной деятельности. | 2мин. |
2 | Актуализация знаний: (пальчиковая гимнастика) Минутка чистописания. Работа с рисунками. Письмо элементов заглавных букв Ц,Щ. Письмо в воздухе. Работа с предложением. Работа с пословицей (беседа, выполнение заданий по образцу, практическая работа, самоконтроль). | 12 мин. |
3 | Постановка учебной задачи: Работа по карточке ( беседа с последующим выводом, наблюдение). | 2 мин. |
4 | Структурирование полученных знаний. 1 Работа с учебником. 2 Сказка ( проблемно - сообщающие методы, беседа, рассказ , наблюдение. | 18 мин. |
5 | Физкультминутка для глаз. | 2 ми. |
6 | Продолжение работы. 3 Самостоятельная работа. 4 Работа на карточках ( доказательство, путем сравнения ) | 6 мин |
7 | Рефлексия: 1 Обобщение. 2 Работа в группах. 3 Оценка своей работы. | 3 мин |
Ход урока.
Этапы урока | УУД |
I Мотивация и самоопределение учебной деятельности. - Вот и прозвенел звонок, Начинаем наш урок, Поздоровайтесь с гостями, Улыбнемся вместе с вами, А теперь тихонько сели, На меня все посмотрели. - Вы готовы справляться с трудностями? Я желаю вам удачи! | Регулятивные: Саморегуляция (организация рабочего места) Познавательные: Выбор эффективных способов решения задач (что нужно, чтобы справиться с трудностями). Личностные: Смыслообразование, мотивация, готовность справиться с трудностями) Коммуникативные: Планирование, сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
II Актуализация знаний. Минутка чистописания - С чего мы обычно начинаем урок? Пальчиковая гимнастика Внимание девочки! Внимание мальчики! Приготовьте ваши ручки, Разминайте пальчики! Учитель: - Откройте тетради на стр. 22 - Что пишется на первой строчке? - А для чего вторая строчка? - Запишите число, Классная работа . Работа с картинкой: - Посмотрите, кто изображен на картинке? - Назовите одним словом? Почему? - Все ли в порядке с собачкой? Дорисуйте ей усы. - А для чего нужны животным усы? - Теперь дайте им клички. - Как запишем их? | Регулятивные: Планирование (минута чистописания) Познавательные: Анализ, синтез, сравнение, доказательство (работа с элементами букв, словами, предложением, пословицей). Личностные: Смыслообразование (что мы знаем, что узнаем, самоконтроль). Коммуникативные: Умение выражать свои мысли, владение морфологической речью. |
Письмо элементов заглавных букв Ц и Щ. - Какие буквы будем сегодня писать? - Из каких элементов они состоят? - Запишите по 2 элемента. Письмо в воздухе. - А теперь потренируемся как они пишутся. - Давайте дадим характеристику этим буквам. - Сравним с образцом. Работа с предложениями. - Прочитайте что написано на третьей строчке. - Какие правила написания предложений? -Какие орфограммы встретились в словах? - Подчеркните орфограммы. Работа с пословицей: «Жить как кошка с собакой» - А в жизни всегда ли дружат кошка с собакой? - Прочитайте пословицу: «Жить как кошка с собакой» - Когда так говорят? | |
- Ребята, отгадайте загадку: «Меня в лесу оставили. В шапке снежной я зимой, летом с бритой головой. (Пенёк). - Верно, пенёк. Это бывшее дерево. Что можно узнать, если внимательно рассмотреть кольца не пеньке? (можно узнать возраст дерева). - Сколько годичных колец, столько лет дереву. - Нарисуйте годичные кольца в виде овалов так, чтобы дереву было 3 года. На какие буквы похожи овалы? - Сравните соединения строчной и заглавной буквы «О». ---------------------------------------------------------------------------- ом ор ОМ ОР______________ - А теперь запишите под диктовку слова, которые начинаются на гласный «О». Ольга, ослик, окунь, Омск, осы. - Ребята, какие слова вы записали с заглавной буквы? Почему? - Обозначьте мягкие согласные. Какие? Почему? - Мы с вами отправляемся в лес! - Нашими попутчиками станут: Словарная работа Мур а вей, стр е коза, к о мар. - Как мы назовём одним словом наших попутчиков? (Насекомые) - Поставим ударения в словах, подчеркнём безударные гласные. - Кто из этих насекомых получил название из-за звука, который он произносит? - Какое слово спряталось в слове стре[коза]? Запишем словарные слова в тетради в алфавитном порядке и запомним, как они пишутся. | |
III Постановка учебной задачи. - Так вот что мне поведала стрекоза: «Встретились однажды корень дерева и корень слова. - Здравствуй, говорит один. Я корень, а ты кто? - Я тоже корень, отвечает другой. - А ты где живешь? - А я живу в словах – отвечает второй. - Ну какой же корень может жить в словах? ( усмехнулся первый) Вот я! Корень так корень. Посмотри! От меня в земле берут начало новые ростки и вырастают новые кусты, или дерево, или цветы. А от тебя что растёт? - Ребята, а вы знаете что вырастает из корня слова? (новые однокоренные слова). | Регулятивные: Прогнозирование Познавательные: Анализ, синтез, выделение и формирование познавательной цели. Личностные: Учебно-познавательный интерес. Коммуникативные: Владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать мысли. |
IV Структурирование полученных знаний. - Так вот тема нашего урока? - Корень слова! Раз мы отправляемся в лес, давайте к слову лес подберём однокоренные слова: Лесок Лесник Лесничество - Отправляемся в лес. | Регулятивные: Самореализация Познавательные: Анализ, синтез, доказательство, построение логической цепи рассуждения. Личностные: Учебно-познавательный интерес. Коммуникативные: Планирование сотрудничества с учителем |
V Физкультминутка | |
- С приходом весны, лета, тепла, что происходит с природой? (она оживает от зимней спячки) - Деревья зеленеют, появляются листочки, распускаются цветы, трава зеленеет. - Но посмотрите! Деревья в нашем лесу стоят голые. Поможем им распуститься. Выполним задания и тем самым отогреем деревья. - Не хватает на дереве чего? (листьев) верно. - Подберем к слову лист однокоренные слова. Пожалуйста! Ответ детей: Лист; Листья; Листик. - Произошло чудо! Появились листья! (работа на доске с дополнительными материалами) - По листьям можно определить, что это за дерево (дуб). - Поможем дубу распустить листочки. Подберем к слову дуб однокоренные слова! Ответы детей: Дуб; Дубок; Дубочек. Молодцы! - Что мы видим под деревом? (грибы) - Подберем к слову грибы однокоренные слова Ответы детей: Гриб; Грибочки; Грибник. Молодцы! - Как же называются слова, которые имеют одинаковый корень? Образованы от одного корня? - Ответы детей: однокоренными. - Докажите, что они родственные. Ответы детей: у однокоренных слов одинаковый корень и близкое значение. | |
VI Рефлексия Теперь можно и поиграть в «лишнее слово». - Но встречаются слова с похожим корнем, но значения этих разные. Лес, леска, лесной, лесник. Лист, лисёнок, лиса. Лось, лосось, лосёнок. Горный, горка, городок. Пёс, песочный, песок. Молодцы! Вывод: | Регулятивные: Саморегуляция, самооценка. Познавательные: Структурирование знаний, рефлексия учебной деятельности. Личностные: Ценностная ориентация. Коммуникативные: Умение работать группами, владение речью. |
Вывод: Корень в однокоренных словах пишется одинаково. У однокоренных слов одинаковый корень и близкое значение.
Групповая работа.
Задание:
I группа : Волк, волчица, волчий, волчонок, серый.
II группа: Заяц, зайчонок, заячий, косой, зайчишка.
III группа: Лиса, лисёнок, плутовка, лисий, лисица
- Найди однокоренные слова
- Все ли слова однокоренные?
- Как же пишется корень в однокоренных словах?
- По каким признакам можно сказать, что это однокоренные слова?
Итог.
- Ребята, вспомните, что же спросил корень дерева у корня слова?
- «А от тебя, корень слова, что растёт?»
- Что бы вы ему ответили?
Ответ детей:
- Не спорьте друзья.
- Эти корни дают жизнь. От корня слово можно вырастить, образовать новые однокоренные, родственные слова.
1 корень – растениям.
2 корень – словам.
Работа с учебником
№43 стр. 38 Выполняют обучающиеся самостоятельно.
Спасибо за работу. А теперь оцените себя сами (раскрасить знак нужно цветом)
Красный – урок понравился, мне все понятно.
Желтый – урок понравился, но я не все понял.
Зелёный – урок не понравился и я не понял тему.
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы так пригодились.
5