СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка на тему "Дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка на тему "Дополнение"»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение города Севастополя

«Общеобразовательная школа-интернат № 6 имени И.Е.Петрова»






Открытый урок

по русскому языку

на тему:

«Дополнение»





Подготовил:

учитель русского языка

и литературы

Логовик В.А.







г.Севастополь

2019-2020 учебный год

Тема урока: Дополнение

Цели урока: дать понятие о дополнении (знать, что обозначает дополнение, способы выражения дополнения, вопрос дополнения, роль дополнения в тексте); формировать навыки нахождения дополнения в тексте; развивать устную и письменную речь, интеллектуальные и творческие способности учащихся, навыки синтаксического разбора; коррекция памяти, внимания, мелкой моторики кисти и пальцев рук; прививать интерес к русскому языку, любовь и уважение, чуткость к родному слову.

Задачи:

− научить учеников задавать вопросы к дополнению, определять, какой частью речи выражено дополнение;

− научить различать омонимичные формы Им.п. и Вин.п. в предложении;

− развивать логическое мышление; − воспитывать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Базовый уровень умение определять по вопросу дополнение, знать о его значении, уметь подчёркивать в предложении.

Средний уровень умение определять дополнение, знать о его значении, отличать дополнение в Вин. п. от подлежащего в Им.п., использовать в собственной письменной и устной речи.

Повышенный уровень умение давать полную характеристику дополнению, отличать дополнение в Вин. п. от подлежащего в Им.п., делать выводы о роли дополнения в предложении, использовать их в собственной письменной и устной речи.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: учебник, карточки-подсказки, карточки для парной работы, плакат «Главные и второстепенные члены предложения».


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности

Сегодня ждёт тебя успех!

Но чтоб к нему прийти,

Ты помни, что он любит всех

Внимательных в пути.

Серьёзным на уроке будь,

  • учебник посмотри,

А если нет ответа в нём, Смекалку прояви!

- Как вы думаете, что поможет вам сегодня достичь успеха на уроке?

- Какие правила совместной работы необходимо соблюдать? (быть вежливым, уметь выслушивать мнение другого, не перебивать, умеешь сам – научи другого). Тогда начнём.

  1. Актуализация знаний учащихся

  1. Минутка каллиграфии.

  2. Словарная работа: щука, чаща, щётка, щенок, щавель, помощник, помощь.

  3. Фронтальный опрос.

  4. Синтаксическая пятиминутка: Проворная белка накопила в дупле орехи.(синтаксический разбор предложения, характеристика).

  1. Объявление темы и целей урока

  • Проблемный вопрос: Найдите в предложении слово, которое отвечает на вопросы Кого? Что?

  • Накопила (Что?) орехи

  • Как называется этот член предложения?

  • Тема нашего урока: «Дополнение». Цели: 1) научиться находить дополнение в предложении; 2) определять его синтаксическую функцию; 3) научиться различать дополнение и подлежащее.

  1. Изучение нового материала

  1. - Спишите предложения. Обозначьте вопросы, падеж выделенных слов.

  1. Нашей границы не перелететь и птице.

2) Родину-мать учись защищать.

3) Со смелым бойцом и победа дружит.

4) Герой думает в бою не о смерти, а о победе.

- На вопросы каких падежей отвечают эти слова?

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже.

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся дополнения.

- От каких слов зависят этот второстепенный член? (от глагола)

- Что обозначают эти слова? (предмет)

- Какой частью речи выражены эти слова? (существительными)

- Все эти слова являются дополнениями. Попробуйте по опорным вопросам дать определение дополнения.

  1. Что такое дополнение? (собираем кластер на доске)

Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. Относится обычно к сказуемому (глаголу), дополняет, распространяет мысль предложения, может быть выражено именем существительным или местоимением в косвенных падежах.

3. Работа с учебником

-Проверим ваши предположения по учебнику. Чтение правила стр. 106.

Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенных падежах.

- Еще раз скажем, какие падежи называются косвенными? (Косвенными называются все падежи кроме именительного, то есть родительный, дательный, творительный, предложный.)

Физкультминутка.

Далее на доске записывается предложение: Кирпичи носили каменщики.

Учитель устно разбирает это предложение с классом. То есть выделяет в нем подлежащее, сказуемое, дополнение.

  1. Формирование практических умений и навыков

1. Работа с учебником: Выполнение упражнения 136.

Подберите к глаголам писать, рассказывать, приносить, объяснять, обещать существительные. Подчеркните сказуемое и дополнение.

2. Работа в парах по карточкам: найти дополнение и подчеркнуть.

1. Внимание Андрея привлек шум.

2. Садовые дорожки покрыли листья.

3. Течение преграждает дерево.

4. На берегу разводят костры рыбаки.

5. Дороги замела метель.

6. Озеро сковал мороз.

7. Лето сменяет осень.

8. Мышь съела кошка.

9.Сказки Пушкина я люблю.

10. Письмо мне вручил брат.

11. Стол починил папа.

12. Лес окутал густой туман.

13. Доклад мы поручили Пете.

14. Дорожки усыпали листья.

15. Деревья покрыл иней.

16. Пограничники увидели корабль.

17.Баркас унёс в море ураган.

18. Мне послышался шёпот.

19. Вечером развели мы костер.

20. Ураган приближался к городу.

21. От цветка исходил нежный аромат.

VI. Подведение итогов.

− Вернёмся к цели нашего урока: научиться находить в предложении дополнение. Как вы думаете, достигли мы своей цели?

VII. Рефлексия

Ребята, скажите, понравился вам урок? Вам трудно было работать? Что запомнилось? А кто из вас открыл для себя новое на этом уроке? Как вы думаете, где могут пригодиться полученные знания? Вы достигли сегодня успеха? – дополните предложения.

А я вам ставлю такие оценки.

Замечательный французский писатель Оноре де Бальзак писал: «Если не верить в себя, нельзя быть гением». А я перефразирую его слова: «Если хочешь быть гением, верь в себя, в свои силы – у тебя обязательно всё получится!»

Спасибо всем за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание. Инструктаж

(на выбор): §26, с.107, упр. 135 или упр.137 (1,2).

Творческое задание: (написать сочинение-рассуждение «Для чего нужны дополнения?»)


главный член предложения


второстепенный член предложения

обозначает предмет


обозначает признак предмета


отвечает на вопросы косвенных падежей


отвечает на вопросы какой? чей? который?

В нимание Андрея привлек шум.

Садовые дорожки покрыли листья.


Течение преграждает дерево.

На берегу разводят костры рыбаки.


Дороги замела метель.

Озеро сковал мороз.


Лето сменяет осень.

Мышь съела кошка.


Сказки Пушкина я люблю.

Письмо мне вручил брат.

Стол починил папа.

Лес окутал густой туман.

Доклад мы поручили Пете.


Дорожки усыпали листья.

Деревья покрыл иней.


Пограничники увидели корабль.

Баркас унёс в море ураган.


Мне послышался шёпот.

Вечером развели мы костер.


Ураган приближался к городу.

От цветка исходил нежный аромат.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!