СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект русского языка. конспект русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Конспект урока по русскому языку.

УМК: «Начальная школа XXI века».

Автор учебника: Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В.

Тема: «Имя числительное».

Класс: 4

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: познакомит с именем числительным, ввести понятия «количественное числительное», «порядковое числительное».

Задачи:

Обучающая – формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным, научить различать количественные и порядковые имена числительные, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи.

Развивающая- развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания; развивать орфографическую зоркость и фонематический слух.

Воспитывающая - воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность.


Оборудование: учебник, презентация.


Этап

урока

Ход урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный

момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь! Меня зовут Анастасия Андреевна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

- Откройте тетради и давайте с вами запишем число и классная работа:

Третье октября

Классная работа

- Приветствуют учителя.




- Записывают в тетрадь число и классная работа.

ЛичностныеУУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Коммуникативные УУД: умение с точностью выражать свои мысли.

II.Минутка

чистописания.

- Посмотрите на доску.

-Запишите в тетрадь.






Записывают в тетрадь.

Коммуникативные УУД:планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

III.Актуализация

знаний.

-В словарных словах выделите орфограммы и поставьте ударение.

Акварель, аккуратно, восемь, снизу, двенадцатый, горизонт, одиннадцать, сверху, совсем.


-На какие группы можно разделить данные слова?



1 группа - имя существительное

-Что такое имя существительное?




2 группа - наречие

-Что такое наречие?








3 группа - имя числительное.

- К какой части речи относятся данные  слова?


-Задайте вопросы к словам восемь, двенадцатый, одиннадцать.


-А что обозначают эти слова?


-А кто-нибудь знает, к какой части речи относятся эти слова?

-Попробуйте сформулировать тему урока.


-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – именем числительным.



Акварель, аккуратно, восемь, снизу, двенадцатый, горизонт, одиннадцать, сверху, совсем.


Данные слова можно разделить на 3 группы:

-существительные;

-наречие;

-числительное.


Имя существительное- это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»

Слова: Акварель, горизонт.


Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Наречия отвечают на вопросы как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и др. Наречия не изменяются. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

Слова: Аккуратно, снизу, сверху, совсем.



Затрудняются ответить.

Слова: Восемь, двенадцатый, одиннадцать.


Восемь (сколько?), одиннадцать (сколько?), двенадцатый (какой?). 


Количество предметов, порядок предметов при счете.

Предполагают.


Имя числительное.




Коммуникативные УУД:

умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Познавательные УУД:

Логические универсальные действия: анализ материала; выбор оснований для составления задания.


IV.Работа по

теме урока.

Откройте учебник на стр. 83

-Давайте выполним задание:

Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия.


Считать, ты, девять, карандаши, деревянный, вдалеке, он, быстрый, второй, пенал, завтра, умножать, шесть, умный, парта, вычитать, досуха, вы.



-Какие слова ты не выпишешь? Почему?


-Давайте с вами прочитаем правило, которое нам дано в учебнике:

Имя числительное- часть речи, которая называет количество предметов- два стола, пять дней, шестнадцать этажей или порядок предметов при счете- второй стол, пятый день, шестнадцатый этаж, двадцать третий дом.

Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько? Это количественные числительные.

Имена числительные, которые называют порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Это порядковые числительные.


-Ребята, скажите, так что же такое имя числительное?

-Какие бывают имена числительные?


-Что обозначают количественные числительные, на какой вопрос отвечают?


-А что обозначают порядковые числительные, на какой вопрос отвечают?


-Сейчас мы с вами посмотрим, как вы поняли правило, давайте выполним задание:
Спишите текст и найдите в нем числительные, подчеркните их.

ГЛУПЫЕ БРАТЬЯ

Жили были пять глупых братьев, пятнадцати, шестнадцати, семнадцати, восемнадцати и девятнадцати лет. Отцу было шестьдесят семь лет. Послал старик сыновей в город за покупками. Он сказал, что до города пятьдесят километров, так что идти им часов десять. Идут братья и рассуждают: «Так ведь это отцу десять часов нужно, он один ходит. А нас пятеро. Значит, мы в пять раз быстрее дойдём».


-Молодцы, хорошо справились с заданием.

-Теперь посмотрите на упр.1, попробуем его выполнить.

Запишите в два столбика: 1)количественные числительные;

2)порядковые числительные.

-Правильно справились с заданием, у кого возникли трудности, поднимите руку?


-Запишите предложения. Сделайте его синтаксический разбор. Определите,

чем будет являться числительное в предложении.


Мальчик учится в четвёртом классе.



Поезд отправляется в два часа.



Семеро одного не ждут.




-Сделайте вывод.




-Выполним задание:


От каждого количественного числительного

образуй порядковое:

Пять — _________________, девять — ____________________,  

одиннадцать — ________________ .


-Прочитайте текст который нам дан в учебнике на стр. 85


В третьем классе мы узнали, что слово среда называет середину недели (раньше оно было однокоренным словом средний, сердце). Слово понедельник означало «идущей после недели» , так как раньше седьмой день недели называли не воскресеньем, а неделя. Воскресенье получило свое название в память о Воскресении Иисуса Христа. Что же называют остальные дни? Посмотри, не помогут ли тебе порядковые числительные второй, четвертый, пятый. Конечно, вторник-это второй день недели, четверг- это четвертый, а пятница- пятый. Слово суббота заимствованно из греческого языка, в переводе означает «отдых, конец работы».









Существительные: карандаши, пенал, парта.

Прилагательные: деревянный, быстрый, умный.

Глаголы: считать, умножать, вычитать.

Местоимения: ты, он, вы.

Наречия: вдалеке, завтра, досуха.


Слова девять, второй, шесть, так как я не знаю, какой частью речи они являются.




















Имя числительное- это часть речи, которая называет количество предметов.

Количественные числительные и порядковые числительные.

Количественные числительные называют количество предметов и отвечают на вопрос сколько?


Порядковые числительные называют порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?
















Пять, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, шестьдесят, пятьдесят, десять, десять, пятеро, пять.





1) восемь, десять, восемнадцать, один, пятьдесят, одиннадцать, тридцать три;

2) третий, пятнадцатый, двадцать второй, сорок шестой, сотый.



Ответы учащихся.



Записывают предложения.





Мальчик учится в четвёртом классе.

Числительное в предложении является определением.

Поезд отправляется в два часа.

Числительное в предложении является обстоятельством.

Семеро одного не ждут.

Числительное в предложении является подлежащим и дополнением.


Числительное может быть разными членами предложения. Подлежащим, дополнением, обстоятельством или определением.







Пять- пятый, девять- девятый, одиннадцать- одиннадцатый.






Зачитывают текст.

Регулятивные УУД:целеполагание.

Познавательные УУД. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы.

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение познавательной цели.

Коммуникативные УУД:планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные УУД:

логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.

Познавательные УУД:общеучебные–логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

Регулятивные УУД:

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные УУД: самоопределение.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группах

VI.Подведение

итогов.

- Наш урок подходит к концу, давайте посмотрим, как вы поняли тему имя числительное.

-Имя числительное-это….


- Ребята, скажите, что вы узнали об имени числительном?


-Что обозначают количественные числительные?



-А что обозначают порядковые числительные?




- Все сегодня хорошо работали, принимали активное участие в работе.

- Выставление оценок.




Имя числительное- это часть речи, которая называет количество предметов.

Что имя числительное бывает количественное и порядковое.


Количественные числительные называют количество предметов и отвечают на вопрос сколько?


Порядковые числительные называют порядок предметов при счете и отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?





Подносят дневники.

Коммуникативные УУД:планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

Регулятивные УУД:прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные УУД:

логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

контроль, оценка, коррекция.


VII.Домашнее

задание.

- А сейчас откройте дневник и запишите домашнее задание:

Упражнение № 4.

Урок окончен. До свиданья.

- Записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД: сотрудничество.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!