СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит методическую разработку урока русского языка (2 класс).

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 2 класс»

План – конспект урока

русского языка по теме «Приставка как часть речи» во 2 классе



Подготовила:

учитель начальных классов,

Симонова Е.В.

Тема урока: “Приставка”.

Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.

Планируемый результат: понимать значение слова “приставка”, научиться определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.

Задачи:

воспитательные: знать правила как работать в группе, стремиться их выполнять; знать ролевые правила, хотеть их выполнять; уметь адекватно относиться к высказываниям партнёра;

развивающие: понимать значение слова “приставка”, уметь определять место приставки в слове, выделять приставку в слове;

обучающие: уметь выбрать алгоритм и пользоваться составленным алгоритмом при написании приставок в словах.

Оборудование: учебник русского языка 2 класс, автор Иванов С.В., печатные тетради, карточки с заданиями, толковый словарь В.Даля, мультимедийный проектор.

Технологическая карта.

1) Наблюдение над произношением однокоренных слов.

2) Однокоренные слова.

3) Состав слова: корень, приставка.

4) Понятие приставки.

5) Назначение приставки.

6) Определение приставки.

7) Значение приставок.

8) Доказательство “приставки” по составленному алгоритму.

Тип урока: урок “открытия” нового знания.









Ход урока:



I. Мотивация.

Цель: самоопределение к учебной деятельности.

Слайд …(Если хочешь много знать, нужно книгу полистать).

- Давайте прочитаем вместе.

- Чем будем заниматься на уроке? (Мы будем узнавать что-то новое).

Личностные, коммуникативные, регулятивные УУД.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: проверить свои умения в доказательстве, организовать фиксирование затруднения в пробном действии.

Даны слова на слайде: увёз – привёз – завёз – повёз, довезiть, вэзыть?

-Прочитайте слова, какие слова непривычны для вашего слуха?

-Кто может пояснить значения этих слов?

- Что общего в этих словах? (В этих словах общая часть “вёз”).

(Дети с Украины объясняют значения слов довезiть.)

(Дети коренных казаков объясняют слово вэзыть.)

- (Эти слова имеют значение “передвижение с какой-либо целью”).

- Как называют общую часть в словах? ( Общую часть в словах называют корнем).

- Как называются слова, имеющие общую часть и схожие по значению? (Такие слова называются родственными или однокоренными).

- Назовите корень в этих словах. Докажите.

Запишите слова в тетрадь.

III. Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения


-Так чему мы сегодня будем учиться на уроке? (находить приставки)

-Какая цель нашего урока? (сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.)





Предметные, коммуникативные, регулятивные УУД.

IV. Построение проекта.

Цель: построить алгоритм определения понятия “приставка”, нахождения приставки в слове; уметь выделять приставку.

- А какой частью слова отличаются друг от друга? (Они отличаются частью…у, при, за и по).

- Где стоит эта часть? (Эта часть стоит перед корнем).

- Придумайте слова с корнем “вёз” (Устная работа в группах).

Проверяем. (Отвёз, перевёз, подвёз и др.)

- Для чего нужна эта часть перед корнем? (При добавлении разных частей перед корнем меняется значение слова). Докажите.

К корню “вёз” “подъезжает” приставка “при”.

- Что сейчас произошло? (“При” добавилось (прибавилось, подъехало) к слову “вёз”).

- Как бы вы назвали эту часть слова? (Добавка, прибавка, приставка…). Докажите.

- Мы уже знаем, каким значком обозначается корень слова (значок на слайде ). Для обозначения приставки тоже использую общепринятый значок ( ). 

-Выделите корень и приставку в написанных словах.

- Обратимся к рубрике “Тайны языка”. (Работа над правилом стр.143 учебника)

- Сравните сказанное нами о приставке с тем, что написано в учебнике.

- Сделайте вывод, что такое приставка.

Алгоритм.(на слайде)

1. Выделяем корень слова.

2. Находим часть слова, стоящую до корня.

3. Выделяем приставку.

4. Доказываем, что это приставка.

Проговаривание алгоритма по группам, представителем группы.

Предметные, познавательные (знаково-символические, информационные), коммуникативные, регулятивные, личностные УУД.

V. Реализация построенного проекта.

Цель: реализовать алгоритм определения понятия “приставка”, нахождения приставки в слове, учиться его применять.

На слайде слова и схемы:

полесье

лесок

перелесок

лес

- Что такое “полесье”, “перелесок”. (Толковый словарь Дадя) (Поле́сье — историко-культурная и физико-географическая область, расположенная на территории Полесской низменности. Полесье находится на территории четырёх государств: Беларуси, Украины, Польши и России.Перелесок - небольшой лесной участок, отделённый от леса или других таких участков поляной, лужайкой; небольшой молодойлес, полоса земли с редкими деревьями, соединяющая два леса).

- Соотнесите слова и схемы. (Работа в группах. Задание написано на карточках). Проверка по образцу.

Запишите слова” полесье” и “перелесок” в тетрадь, выполните разбор слов по составу (2 человека у доски). Дети доказывают выбранные варианты.

Предметные, познавательные (знаково-символические, информационные), коммуникативные, регулятивные УУД.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми знаний при решении типовых задач с проговариванием.

Физкультминутка.

- Пришла пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся.

- Зарядка нам знакома, но в ней спрятались слова с приставками. Попробуйте их найти (устная фронтальная работа). (Проснулся, захотел, потянулся, взвился, полетел, проснётся). Докажите.

Работа в тетради на печатной основе (работа в группах).

- Задание сложное. Будьте внимательны. Помощь можно найти на доске (На слайде: про, пере, по, пере, за, у, под, вз, на, от, до, в, с). Подберите такую приставку, которая подойдёт для всех слов.

…летает (за или пере)

…думает

…сеет

…брать

Проверка.

- К любому ли корню можно подобрать любую приставку? (…) Докажите.

Сделайте вывод: для чего нужна приставка, ко всем ли корням можно приставить любую приставку. (Полный ответ с доказательством).

Предметные, коммуникативные, регулятивные УУД.

VII. Самостоятельная работа.

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления своего умении с эталоном применять новые знания.

Работа по учебнику стр.143, упр.1 с записью в тетрадь.

- Вставьте необходимые приставки. Обозначьте корень и приставку.

…бежал за угол

…бежал из дома

…бежал первым

…бежал от края

…бежал через дорогу

Проверка в паре.

- У всех получилось. Сделайте вывод (Мы научились определять место приставки в корне, выделять её, выбирать приставку по нужному значению).

Предметные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД.

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе ранее изученных знаний.

На слайде записаны предложения. В глаголах пропущены приставки. Обсудить в группах выполнение задания. Пять человек объясняют выбор приставки.

Воробей …летел два метра. Дедушка …летел на два дня. Мяч не …летел до игрока. Птица …летела на столб. Голубь …летел в небо.

Запишите одно предложение. Выдели приставку.

- О каких частях слова говорили на уроке?

- Что такое приставка? Приведите пример. Докажите.

- Где в жизни нам пригодится употребление приставок?

Домашнее задание: выучить правило, из любого рассказа выписать 10 слов с приставками, приставки выделить.

Предметные, коммуникативные, регулятивные, познавательные УУД.

IX. Рефлексия.

Цель: организовать рефлексию и самооценку учеников.

- -Какова же цель нашего урока?

-Почему мы научились? (работали в группах, по правилу, самостоятельно)

-Значит вы какие? (самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные)

-Как мы еще с вами работали? (по плану)

-Где вы можете применить полученные знания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!