КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «Третье склонение имен существительных»
(по курсу Русский язык В.П.Канакиной)
Цель урока: познакомить обучающихся с именами существительными 3 склонения, формировать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду.
Планируемые результаты:
Предметные: знакомство с 3 склонением имен существительных.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному предмету, способность к самооценке, воспитание умения работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.
УУД:
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Регулятивные: самостоятельно анализировать собственную деятельность на уроке, адекватно оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности при работе в группе.
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер учителя и проектор
карточки-слова для работы в группах
учебник В.П. Канакиной Русский язык-4 класс.
Ход урока:
Актуализация знаний.
- С какой частью речи мы работали на прошлых уроках?
- Что такое имя существительное?
- Что такое склонение имен существительных?
- Сколько падежей в русском языке?
- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
- Определите падеж существительного у дороги (Р.п)
- Какого рода существительное облако?
- Назовите предлоги Д.п.
- На какие вопросы отвечает Т.п.?
- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?
-Какие существительные относятся к 1 склонению? (Таблица).
-Ко 2 склонению? (Таблица). Приведите примеры.
-Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?
-С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное?
-Найдите имена существительные в данной группе слов.
составляли, о , и , верности, мы, дружбе, пословицы
-Составьте из слов предложение.
Мы составляли пословицы о дружбе и верности.
-Объясните постановку знака препинания на конце предложения.
(Предложение повествовательное, невосклицательное).
-Подчеркните грамматическую основу предложения.
-Какое предложение по составу? (Простое, распространённое, с однородными членами).
-Укажите, какой частью речи является каждое слово в предложении.
Самооценка.
-Определим род и падеж сущ, которые являются однородными членами предложения.
-Выделим окончания.
- Почему же у сущ. разные окончания, хотя они стоят оба в предложном падеже, употреблены с одним и тем же предлогом и оба женского рода?
Вот на этот вопрос вы ответите в конце урока.
Постановка проблемы.
-Сейчас нам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Правила совместной работы: работай тихо, говори вполголоса;
умей договариваться;
работай сообща;
говори спокойно, ясно и только по делу;
не перебивай одноклассника).
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Работа в группах.
У детей - конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения.
Слова: папа, Илья, тарелка, космонавт, портфель, дерево / мудрость, аккуратность, вежливость, верность, нежность, честность, храбрость.
В каждом конверте 1 слово лишнее (3 склонения).
- Назовите слова, которые относятся к 1 склонению, ко 2 склонению.
- Что вы заметили? (остались слова)
- Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)
- Какие слова остались? Учитель прикрепляет их на доску.
- Ребята, а что общего у всех этих слов? (Обозначают положительные качества человека, окончание и род).
- Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому? (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения).
-Какова тема урока? (Третье склонение имён сущ.)
Усвоение новых знаний.
- Проверим ваши предположения. Откройте учебник на с.96.
-Прочитайте тему урока.
-Какие цели поставим перед собой? (Узнать, какие сущ., относятся к 3 склонению, научиться распознавать сущ.3 склонения).
-Прочитайте правило на стр. 97.
- Имена сущ. какого рода и с каким окончанием относятся к 3 склонению?
-Назовите два признака сущ.3 склонения. (Таблица).
Первичное закрепление.
Выполнение упражнения 170 страница 97
— Прочитайте слова.
— К какой части речи они относятся?
— Что они обозначают? (Чувства человека, черты характера.)
— На какие две группы можно разделить эти слова? (Положительные и отрицательные черты характера.)
-Выпишем положительные черты характера или качества человека , которые являются именами сущ. 3 склонения.
— Какие слова вы могли бы поставить рядом со словом совесть? (Скромность, справедливость, стыдливость, достоинство)
— Почему? Что такое совесть? (Ответы детей.)
— Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Чувство нравственной ответственности перед обществом!)
— Как вы это понимаете? Какого человека называют совестливым? (Ответы детей.)
— Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Поступающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо.)
-Прочитайте все имена сущ.,которые мы записали. Что их объединяет?
-Какие сущ. относятся к 3 склонению?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Раз, два, три – склонение назови»
Называются имена сущ. Если сущ. 1 скл. все хлопают, 2 – приседают, 3 – спокойно стоят.
с.57 №133 (тетрадь)
Скатерть, тополь, беседа, дядя, корабль, мебель, юноша, молоко, автомобиль, сирень, морковь, коллекция, рожь, календарь, растение, обувь, рояль, деревня, совесть, дружба.
Д/з
6. Самостоятельная работа.
Игра «Будь внимателен!»
Учитель поочерёдно показывает группу слов, в каждой из них - 3 существительных, одно из которых 3 склонения. Задача детей: прочитав все слова, найти существительное 3 склонения и записать его в тетрадь.
1 группа: баран, лошадь, коза.
2 группа: лето, осень, зима.
3 группа: тыква, фасоль, картофель.
4 группа: тетрадь, линейка, портфель.
5 группа: мужество, отвага, честь.
Проверка.
7.Итог урока.
- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).
- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р., имеющие в начальной форме нулевое окончание)
- Приведите примеры существительных 3 склонения.
Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока.
Почему в словах о дружбе и верности разные окончания?
(существительное дружба – 1 склонения, а верность – 3 склонения)
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение имен существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).
8. Рефлексия.
На доске есть лесенка успеха, сделайте отметку с помощью магнита, на какой ступени вы находитесь по окончании этого урока по знаниям данной темы.
9. Домашнее задание.
с.57 №133 (тетрадь), с.97 правило.