СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Третье склонение имён существительных".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ


ПО ТЕМЕ «Третье склонение имен существительных»

(по курсу Русский язык В.П.Канакиной)


Цель урока: познакомить обучающихся с именами существительными 3 склонения, формировать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду.


Планируемые результаты:

  • Предметные: знакомство с 3 склонением имен существительных.

  • Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному предмету, способность к самооценке, воспитание умения работать в коллективе, развивать самостоятельность и дисциплинированность.

  • УУД:

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Регулятивные: самостоятельно анализировать собственную деятельность на уроке, адекватно оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности при работе в группе.



Оборудование:

    • интерактивная доска, компьютер учителя и проектор

    • карточки-слова для работы в группах

    • учебник В.П. Канакиной Русский язык-4 класс.


Ход урока:


        1. Орг. момент.


  1. Актуализация знаний.

- С какой частью речи мы работали на прошлых уроках?

- Что такое имя существительное?

- Что такое склонение имен существительных?

- Сколько падежей в русском языке?

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?

- Определите падеж существительного у дороги (Р.п)

- Какого рода существительное облако?

- Назовите предлоги Д.п.

- На какие вопросы отвечает Т.п.?

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.?

-Какие существительные относятся к 1 склонению? (Таблица).

-Ко 2 склонению? (Таблица). Приведите примеры.

-Что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное?

-С какой целью каждому из вас необходимо хорошо и быстро научиться узнавать, к какому склонению относится имя существительное?

-Найдите имена существительные в данной группе слов.

составляли, о , и , верности, мы, дружбе, пословицы

-Составьте из слов предложение.

Мы составляли пословицы о дружбе и верности.

-Объясните постановку знака препинания на конце предложения.

(Предложение повествовательное, невосклицательное).

-Подчеркните грамматическую основу предложения.

-Какое предложение по составу? (Простое, распространённое, с однородными членами).

-Укажите, какой частью речи является каждое слово в предложении.

Самооценка.

-Определим род и падеж сущ, которые являются однородными членами предложения.

-Выделим окончания.

- Почему же у сущ. разные окончания, хотя они стоят оба в предложном падеже, употреблены с одним и тем же предлогом и оба женского рода?

Вот на этот вопрос вы ответите в конце урока.


  1. Постановка проблемы.

-Сейчас нам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (Правила совместной работы: работай тихо, говори вполголоса;

умей договариваться;

работай сообща;

говори спокойно, ясно и только по делу;

не перебивай одноклассника).


Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.

Работа в группах.

У детей - конверты с набором карточек со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения.

Слова: папа, Илья, тарелка, космонавт, портфель, дерево / мудрость, аккуратность, вежливость, верность, нежность, честность, храбрость.

В каждом конверте 1 слово лишнее (3 склонения).

- Назовите слова, которые относятся к 1 склонению, ко 2 склонению.

- Что вы заметили? (остались слова)

- Почему так вышло? (они не относятся ни к 1, ни ко 2 склонению)

- Какие слова остались? Учитель прикрепляет их на доску.

- Ребята, а что общего у всех этих слов? (Обозначают положительные качества человека, окончание и род).

- Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому? (В ходе обсуждения дети выясняют, что есть существительные 3 склонения).

-Какова тема урока? (Третье склонение имён сущ.)

  1.  Усвоение новых знаний.

- Проверим ваши предположения. Откройте учебник на с.96.

-Прочитайте тему урока.

-Какие цели поставим перед собой? (Узнать, какие сущ., относятся к 3 склонению, научиться распознавать сущ.3 склонения).

-Прочитайте правило на стр. 97.

- Имена сущ. какого рода и с каким окончанием относятся к 3 склонению?

-Назовите два признака сущ.3 склонения. (Таблица).

  1. Первичное закрепление.

Выполнение упражнения 170 страница 97

— Прочитайте слова.

— К какой части речи они относятся?

— Что они обозначают? (Чувства человека, черты характера.)

— На какие две группы можно разделить эти слова? (Положи­тельные и отрицательные черты характера.)

-Выпишем положительные черты характера или качества человека , которые являются именами сущ. 3 склонения.

— Какие слова вы могли бы поставить рядом со словом совесть? (Скромность, справедливость, стыдливость, достоинство)

— Почему? Что такое совесть? (Ответы детей.)

— Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Чувство нравственной ответственности перед обществом!)

— Как вы это понимаете? Какого человека называют совест­ливым? (Ответы детей.)

— Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Посту­пающий по совести, стыдящийся поступать несправедливо.)

-Прочитайте все имена сущ.,которые мы записали. Что их объединяет?

-Какие сущ. относятся к 3 склонению?


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра «Раз, два, три – склонение назови»

Называются имена сущ. Если сущ. 1 скл. все хлопают, 2 – приседают, 3 – спокойно стоят.

с.57 №133 (тетрадь)

Скатерть, тополь, беседа, дядя, корабль, мебель, юноша, молоко, автомобиль, сирень, морковь, коллекция, рожь, календарь, растение, обувь, рояль, деревня, совесть, дружба.

Д/з


 


6. Самостоятельная работа.

Игра «Будь внимателен!»

Учитель поочерёдно показывает группу слов, в каждой из них - 3 существительных, одно из которых 3 склонения. Задача детей: прочитав все слова, найти существительное 3 склонения и записать его в тетрадь.

1 группа: баран, лошадь, коза.

2 группа: лето, осень, зима.

3 группа: тыква, фасоль, картофель.

4 группа: тетрадь, линейка, портфель.

5 группа: мужество, отвага, честь.

Проверка.

7.Итог урока.

- С чем познакомились сегодня на уроке? (Мы познакомились с существительными, которые относятся к 3 склонению).

- И какие же существительные относятся к 3 склонению? (Имена существительные ж.р., имеющие в начальной форме нулевое окончание)

- Приведите примеры существительных 3 склонения.

Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока.

Почему в словах о дружбе и верности разные окончания?

(существительное дружба – 1 склонения, а верность – 3 склонения)

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение имен существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).

8. Рефлексия.

На доске есть лесенка успеха, сделайте отметку с помощью магнита, на какой ступени вы находитесь по окончании этого урока по знаниям данной темы.

9. Домашнее задание.

с.57 №133 (тетрадь), с.97 правило.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!