1. Сформировать представление об образовании слов с помощью приставки и суффикса.
2. Закрепить знания шагов учебной деятельности и умение применять УУД для решения учебных задач по русскому языку.
3.Тренировать мыслительные операции: рассуждение, сравнение, обобщение, умение выполнять действия по алгоритму; развивать коммуникативные качества, познавательный интерес.
Сформирована мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I | Мотивирование к учебной деятельности Учитель открывает на доске поговорку: Работа мастера боится! - Прочитайте предложение на доске. - Что это? - Как вы её понимаете? - Сегодня вы узнаете новое об образовании слов. И пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность. - Какие шаги вы должны выполнить на уроке при открытии нового? - С чего начнём работу на уроке? | Читают предложение. Пословица. Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом. Постараться самим понять, что мы ещё не знаем, и самим «открыть» новый способ. С повторения необходимых знаний |
II | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Кто жонглирует мячами Мы ж попробуем словами. Я бросаю слово «лью», Вы в ответ мне … (Ответы детей заносятся на доску) - Как одним словом можно назвать данные слова? - С помощью какой части слова вы образовали новые родственные слова? - Какая ещё часть слова помогает образовывать новые родственные слова? - Для того чтобы образовывать новые слова какими знаниями должны воспользоваться? - В жизни вам это пригодиться? Для чего образуют новые слова? - Покажите с помощью какой части слова образовались данные слова. Для этого вы должны разобрать слова по составу, догадаться с помощью какой части слова образовались они и разместить под соответствующей карточкой. | Составляют слова с основой «лью» (разолью, солью, перелью, вылью, долью и т.д.) Родственные слова С помощью приставки Суффиксы Ответы детей: (родственные слова, приставка, суффикс, как образуются слова при помощи приставки и как образуются слова при помощи суффикса) Для того, чтобы речь наша была богатой и т.д. Работа в группе Алгоритм Разобрать слово по составу Посмотреть при помощи чего образовалось слово. Разместить под соответствующей карточкой на доске Слова: 1 группа - выход, зубной, отрезок 2 группа - переход, лобик, отрезок 3 группа – приезд, пенёк, отрезок 4 группа – проезд, комарище, отрезок |
III | Выявление места и причины затруднения - Какое слово вызвало затруднение? Почему? Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания. - Вы умеете образовывать такие слова? Они вам встречались раньше? - Как вы поняли, какой теме посвятим сегодняшний урок? (Тему урока записываю на доске) - Какую цель поставим перед собой на уроке? Какие новые знания вы хотите получить на уроке? (Под диктовку учащихся записываю цель урока) | Слово отрезок, так как образовано не только приставкой, но и суффиксом. Рефлексия Нет Называют тему урока: «Образование слов с помощью приставки и суффикса». Ставят цель урока: Находить слова, образованные при помощи приставки и суффикса. Учиться образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса. |
IV | Построение проекта выхода из затруднения Вместе с детьми составляю проект выхода из затруднений, фиксируя план на доску Наблюдение за словами Посмотреть при помощи чего образовалось слово. Сделать вывод. Построить схему слова. – Чтобы увидеть при помощи чего образовалось слово для этого необходимо что сделать? (разобрать слово) | Предлагают этапы проекта выхода из затруднений Повторяют алгоритм разбора слова по составу (вывешивается на доску) |
V | Реализация проекта 1. - Прочитайте стихотворение М. Дружининой (слайд на доске) - Почему именно так называют первый весенний цветок? - Являются ли выделенные слова родственными? Почему? 2. - Выпишите их столбиком так, чтобы корни были строго один под другим. - Посмотрите, при помощи чего образовалось новое слово? 3. – Сделайте вывод. 4. Постройте схему образования слова подснежник. - Составим краткий алгоритм образования родственных слов с помощью приставки и суффикса: | Читают на доске стихотворение Марины Дружининой Ждёт подснежник и гадает: - Ну когда же снег растает? Расцвести скорее хочет Первый маленький цветочек! Да, так как имеют общий корень и общий смысл. Работают в тетради. Записывают выделенные слова столбиком. Выделяют корень, приставку и суффикс. Слова образовались с помощью приставки –под и суффикса –ник Записывают схему образования слова подснежник Составляют совместно алгоритм 1. Первое слово лишается окончания. 2. К оставшейся основе добавляется спереди - приставка, сзади – суффикс. 3. Прикрепляется окончание. |
VI | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Каждой группе даётся по одному слову. Необходимо письменно показать, как образовалось данное слово и рассказать классу. Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания. | Работа в группе. Разбирают слова: 1 группа – наплечник 2 группа – неудачник 3 группа – подсвечник 4 группа – докупить Выбирают выступающего. Каждый выступающий представляет работу группы. Рефлексия |
VII | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Письменно показать, как образовались слова по вариантам. I вариант: погрузка, забежать. II вариант: разгрузка, убежать. Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания. | Самостоятельная работа. Проверяют по эталону Рефлексия |
VIII | Включение в систему знаний и повторение Задание по группам Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания. | Работа в группах 1 группа: Составить слова используя данные части слова (части слов в конвертах) 2 группа: Выполняют электронный тест 3 группа: Задание на карточке. (Слова в русском языке продолжают образовываться. Вот, например, имена литературных героев, которые придумал писатель Николай Носов: Незнайка, Знайка, Винтик, Сиропчик, Пилюлькин, Цветик, Торопыжка, Авоська. - Объясните, какие слова помогли писателю Николаю Носову придумать имена Незнайки и его друзей. Найди слово, образованное при помощи приставки и суффикса.) 4 группа: На интерактивной доске оставляют совершенно новые слова с помощью приставки и суффикса. Рефлексия |
IX | Рефлексия учебной деятельности на уроке - Какую цель ставили на уроке? - Какое открытие для себя сделали? - Посчитайте баллы и оцените свою деятельность на уроке Закончите предложение: -Мне на уроке понравилось… -Мне показалось трудным… -Я бы еще хотел… -Главным своим результатом на уроке считаю… Молодцы! Спасибо за урок! | Самоанализ своей деятельности на уроке |
X | Домашнее задание Учебник с. 84, упр. 93 В орфографическом словаре найти пять слов образованных с помощью приставки и суффикса. | |
Учитель начальных классов Светличная Н.Д.