СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме " Основные способы образования слов".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: расширение понятийного аппарата (основные способы образования слов);  формирование представления о существующих способах образования слов.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме " Основные способы образования слов".»


Русский язык. 6 класс. Тема: « Основные способы образования слов в русском языке»

Цели урока: а) выявление причин затруднений в собственной деятельности, формирование у учащихся навыков работы со словами, образованными приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую; формирование у учащихся познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с типом урока (урок открытия новых знаний);

б) коррекция изученных алгоритмов.

Задачи урока: расширение понятийного аппарата (основные способы образования слов); формирование представления о существующих способах образования слов.

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Метапредметные: осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей.

Предметные: знать морфемные способы образования слов (приставочный, суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный); способ образования слов путём сложения основ, слов, перехода одной части речи в другую.

Техническое обеспечение урока: учебник русского языку под ред. Т.А.Ладыженской, компьютер, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.



Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)


2. Работа у доски

Запись под диктовку учителя отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Узник».

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.


3. Фронтальный опрос

Задает вопросы:

- Найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне слова. (сижу, темнице, вскормленный, молодой, махая, кровавую, (под) окном.

- Найдите слова с орфограммой: непроверяемая безударная гласная в корне слова. (решётка, орел)

- Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. (грустный)



4. Индивидуальная работа по карточкам

Учитель раздает карточки обучающимся (данный этап работы происходит в то же время, что и фронтальный опрос).

Карточка №1. 

Разберите слова по составу: искрятся, замечаешь, уходит, узкий, снежный, белизна.

Карточка №2.

 Разберите слова по составу: охотник, беззвучный, бессильного, лучистый, удивительный.

Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р




Записывают под диктовку текст






Выполняют работу в тетради, слушают вопросы, отвечают







Работают в тетради 3-4 человека






3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

1) Объясните лексическое значение слова неволя.

2) Как образовалось данное слово? (Неволя ← воля).

3) А как образовано слово грустный? (Грустный ← грусть).

4) Исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока.

- Как образуются новые слова и при помощи чего?

- Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите?

Запишите тему сегодняшнего урока.

- Что же мы с вами ещё не знаем?

(Способы образования новых слов в русском языке).


Устная разминка.

- Что изучает морфемика?

- Что называется корнем?

- Что называется приставкой?

- Что называется суффиксом?

- Что называется окончанием?

- Какие слова называются однокоренными?

Работа со словами:      

Лесной

Ветвистые   

Синь    

Разгорается 

Развевается 

                   


Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.



Слушают учителя, анализируют слова, пытаются сказать, каким способом образовано слово.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

Запишите, от каких слов образовались данные слова (укажите способ образования).

Решетка ← решето – суффиксальный

Неволя ← воля ˗ приставочный

Грустный ← грусть ˗ суффиксальный

Кровавая ← кровь ˗ суффиксальный


Чтение определения по учебнику страница 94-95


Работа по учебнику.

Выполнение упражнения 168. Устно составить алгоритм выполнения задания.

Запись выделенных слов (с указанием способа образования).

Рассада ← сад ˗ приставочный

Посадки ← сад ˗ приставочно-суффиксальный

Садовод ← сад, водить ˗ сложение основ

Садовник ← садовый ˗ суффиксальный.


Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.







Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы.

5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

Выполняют физкультминутку

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.

Работа в паре.

Самостоятельная работа. (3 минуты)

1 уровень. Записать по 2 примера слов, образованных различными способами по теме «Школа» (в тетради).

2 уровень. Выполнение упражнения № 169 (1, с.96).

Устная работа.

Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают руку, если не согласны с тезисом, не поднимают – если согласны.

1. Есть четыре морфемных способа образования слов.

2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.

3. Слово бег образовано бесприставочным способом.

4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.

5. Слово лесной образовано от слова лес.


Тест.

Задание 1.  В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово 
с омонимичным корнем):

1) долгий, долго, долг, долгота;

2) город, городской, горожанин, загородка;

3) вода, водитель, водянистый, наводнение.

Задание 2.  Назовите слово с приставкой.

1. Вьюга

2. Пьедестал

3. Декорация

4. Объявить

5. Cлушатель.

Задание 3.  Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-.

1. Оборонительный

2. Смертельный

3. Содержательный

4. Уравнительный

5. Подсознательный

Задание 4.  Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание.

1. Отъезд

2. Обрывок

3. Обсудить

4. Обидный

5. Полегче

Задание 5.  Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение:приставка, корень, суффикс, окончание.

1.Ответ

2. Отвар

3. Увидел

4. Отросток

5. Вьюжный

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.




7. Информация о д/з

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р:

На выбор:

§ ____учить. Выполнить упражнение _______ или

подобрать по 8-10 примеров слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения)

Записывают д/р

8. Подведение итогов, рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки

Рефлексия «Лестница успеха»

Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха:

Вы выбираете:

- красный цвет, если испытываете затруднение;

-жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике;

- зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике.

Анализируют свою деятельность





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!