Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент | Приветствие; проверка готовности к уроку, организует внимание | Готовят рабочее место |
2. Актуализация опорных знаний | 1. Проверка д/з Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски) 2. Работа у доски Запись под диктовку учителя отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Узник». Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. 3. Фронтальный опрос Задает вопросы: - Найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне слова. (сижу, темнице, вскормленный, молодой, махая, кровавую, (под) окном. - Найдите слова с орфограммой: непроверяемая безударная гласная в корне слова. (решётка, орел) - Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. (грустный) 4. Индивидуальная работа по карточкам Учитель раздает карточки обучающимся (данный этап работы происходит в то же время, что и фронтальный опрос). Карточка №1. Разберите слова по составу: искрятся, замечаешь, уходит, узкий, снежный, белизна. Карточка №2. Разберите слова по составу: охотник, беззвучный, бессильного, лучистый, удивительный. | Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р Записывают под диктовку текст Выполняют работу в тетради, слушают вопросы, отвечают Работают в тетради 3-4 человека |
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала | Ставит перед учащимися проблему. 1) Объясните лексическое значение слова неволя. 2) Как образовалось данное слово? (Неволя ← воля). 3) А как образовано слово грустный? (Грустный ← грусть). 4) Исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока. - Как образуются новые слова и при помощи чего? - Итак, ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие цели вы перед собой сегодня поставите? Запишите тему сегодняшнего урока. - Что же мы с вами ещё не знаем? (Способы образования новых слов в русском языке). Устная разминка. - Что изучает морфемика? - Что называется корнем? - Что называется приставкой? - Что называется суффиксом? - Что называется окончанием? - Какие слова называются однокоренными? Работа со словами: Лесной Ветвистые Синь Разгорается Развевается | Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока. Слушают учителя, анализируют слова, пытаются сказать, каким способом образовано слово. |
4. Первичное закрепление | Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий. Запишите, от каких слов образовались данные слова (укажите способ образования). Решетка ← решето – суффиксальный Неволя ← воля ˗ приставочный Грустный ← грусть ˗ суффиксальный Кровавая ← кровь ˗ суффиксальный Чтение определения по учебнику страница 94-95 Работа по учебнику. Выполнение упражнения 168. Устно составить алгоритм выполнения задания. Запись выделенных слов (с указанием способа образования). Рассада ← сад ˗ приставочный Посадки ← сад ˗ приставочно-суффиксальный Садовод ← сад, водить ˗ сложение основ Садовник ← садовый ˗ суффиксальный. | Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями. Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы. |
5. Физкультминутка | Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) | Выполняют физкультминутку |
6. Первичный контроль | Организует работу по применению новых знаний. Работа в паре. Самостоятельная работа. (3 минуты) 1 уровень. Записать по 2 примера слов, образованных различными способами по теме «Школа» (в тетради). 2 уровень. Выполнение упражнения № 169 (1, с.96). Устная работа. Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают руку, если не согласны с тезисом, не поднимают – если согласны. 1. Есть четыре морфемных способа образования слов. 2. Слово ручной образовано суффиксальным способом. 3. Слово бег образовано бесприставочным способом. 4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом. 5. Слово лесной образовано от слова лес. Тест. Задание 1. В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем): 1) долгий, долго, долг, долгота; 2) город, городской, горожанин, загородка; 3) вода, водитель, водянистый, наводнение. Задание 2. Назовите слово с приставкой. 1. Вьюга 2. Пьедестал 3. Декорация 4. Объявить 5. Cлушатель. Задание 3. Назовите слово, в котором нет суффикса –тельн-. 1. Оборонительный 2. Смертельный 3. Содержательный 4. Уравнительный 5. Подсознательный Задание 4. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание. 1. Отъезд 2. Обрывок 3. Обсудить 4. Обидный 5. Полегче Задание 5. Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение:приставка, корень, суффикс, окончание. 1.Ответ 2. Отвар 3. Увидел 4. Отросток 5. Вьюжный | Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку. Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы. |
7. Информация о д/з | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р: На выбор: § ____учить. Выполнить упражнение _______ или подобрать по 8-10 примеров слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения) | Записывают д/р |
8. Подведение итогов, рефлексия | Организует ситуацию итоговой рефлексии. Оценивает обучающихся, выставляет отметки Рефлексия «Лестница успеха» Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Лестнице успеха: Вы выбираете: - красный цвет, если испытываете затруднение; -жёлтый цвет, если усвоили новое знание, но затрудняетесь применить его на практике; - зелёный цвет, если усвоили новое знание и научились применять его на практике. | Анализируют свою деятельность |