СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе. Имя существительное.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Имя существительное.

Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Имя существительное»; развивать навыки работы с текстами, орфографические навыки; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: знание морфологических признаков имени существительного; умения определять падеж существительных, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Тема. Имя существительное.

Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Имя существительное»; развивать навыки работы с текстами, орфографические навыки; прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты: знание морфологических признаков имени существительного; умения определять падеж существительных, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Самоопределение к деятельности.

1. Орфографическая работа.

М

1

Р

5

1

Л

1

3

4

2




Шифр:

1 – О

2 – Я

3 – Г

4 – И

5 - Ф


Р.сли, жира., заг.реть, пл.вец, мя.кий, ед.ница, м.сной.

- Зашифровано слово. Расшифровать его помогут знания орфограмм. Вставьте пропущенные буквы в слова. Какие орфограммы повторили?

- Поставьте «+», если всё выполнили верно.

2. Подведение к теме урока.

- Теперь воспользуйтесь шифром, чтобы узнать, какое слово зашифровано. Не меняйте порядок слов из задания. (морфология)

- Знакомо нам слово морфология? Что изучает морфология?

- На какие три группы делятся части речи?

- Назовите самостоятельные части речи.

Части речи




Самостоятельные Служебные Междометия




Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

- Прочитайте морфологические признаки частей речи. Какие части речи имеют такие признаки? А какой часть речи принадлежат все указанные признаки? (имя существительное)

Одушевлённое/неодушевлённое, число, собственное/нарицательное, род, падеж, склонение.

- Как вы думаете, какой части речи будет посвящён урок. Сформулируйте тему урока. (Имя существительное.)

3. Определение цели и задач урока.

- Мы впервые встречаемся с именем существительным?

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Повторить ранее изученный материал по теме «Имя существительное»)

- Запишите в тетрадь, какую задачу каждый из вас ставит на сегодняшний урок.

III. Работа по теме урока.

1. Выборочная работа.

- Выпишите только имена существительные.

Осень, дождливый, синь, берёзы, олень, скользит, бег, кислород, гроза, деревянный, митинг, Севастополь.

- Почему вы решили, что выписанные слова – имена существительные? Разве слова, например, синь, бег обозначают предмет?

2. Работа по учебнику.

стр. 172, упр. 212

1) - Прочитаем о том, как учебник нам рассказывает о грамматическом значении имени существительного.

2) – Запишите по три примера на каждое значение:

Конкретные предметы окружающего мира – коллективно.

Живые существа и растения, вещества – 1 группа.

Явления природы, общественные события – 2 группа.

Географические названия, отвлечённые понятия – 3 группа.

- Поставьте «+», если всё выполнили верно.

= Что могут обозначать имена существительные?

3. Работа в парах.

Дополните схему (Морфологические признаки имени существительного).

- Какие признаки называем постоянными, а какие – непостоянными?

Морфологические признаки имени существительного



постоянные непостоянные



одушевлённое/ ? ? склонение число ?

неодушевлённое

4. Работа с текстом.

Стр. 171, упр.211

- Выразительное чтение. Определение темы, основной мысли.

- Какие синонимы к слову НАЗЫВАТЬ употребляет автор текста?

- Прочитайте выделенные слова. Какой частью речи они являются? Докажите.

- Определите морфологические признаки этих имён существительных.

Край – коллективно;

Природой – 1 вариант самостоятельно

Тысячелетия – 2 вариант (за доской по 1 ученику)

Край – неодуш., нариц., м. р., 2 скл., ед. ч., В. п.

Природой – неодуш., нариц., ж. р., 1 скл., ед.ч, Тв. п.

Тысячелетия – неодуш., нариц., ср. р., ? скл., мн.ч, В. п.

- Как определить склонение имени сущ. ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ мы вспомним на одном из следующих уроков.

= Назовите морфологические признаки имён существительных.

- Поставьте «+», если всё выполнили верно.

5. Синтаксическая роль имён существительных.

- Почему имя сущ. относится к самостоятельным частям речи? (Имеет своё лексическое значение, можем поставить вопрос.)

- Если можем поставить вопрос – значит имя сущ. является членом предложения.

- Назовите главные члены предложения, второстепенные.

- Может ли имя сущ. выступать в роли главных членов предложения? второстепенных? Как это доказать? (Выполнить синтаксический разбор предложения.)

Осенний дождь нудно стучал по крышам. (повеств., невоскл., простое, распростр., неослож.)

- Доказали мы, что имя сущ. может быть и главным, и второстепенным членом предложения?

6. Творческая работа.

- Прочитайте ещё раз предложение, синтаксический разбор которого выполнили.

- О какой осени это предложение? (О поздней.)

- Действительно, сейчас, в последние дни осени, мы часто слышим монотонный стук дождя, когда идём по улице, ощущаем на себе порывы сильного холодного ветра. Всё вокруг стало серым и унылым. Но всё равно мы скажем осени «спасибо» за тёплые деньки сентября, за необыкновенную красоту октября, за лукошки, полные грибов, в ноябре.

- Составим мини-текст про осень (3 предложения).

Работа по группам.

1 группа – Дан текст из трёх предложений с пропущенными словами. Задание: списать, дописывая пропущенные слова.

Люблю гулять в … лесу. Под ногами … … листья, сквозь … деревьев пробиваются … … солнца, в воздухе пахнет … . Как … … лес!

2 группа – Опираясь на ключевые слова, составить текст из 3-х предложений об осени.

Тяжёлые тучи, дождь, лучи солнца, ветер, настроение.

3 группа – Составить текст из 3-х предложений об осени самостоятельно.



- Указать в текстах имена существительные.

Зачитывание текстов (по 1-2 представителя от группы). Поставьте «+», если всё выполнили верно.

- Как вы определили, что указанные вами слова - имена сущ.?

IV. Рефлексия.

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Достигли её? Проверим: задайте вопросы одноклассникам по сегодняшнему уроку.

- Какую задачу поставил перед собой на уроке…? Реши её? Докажи.

V. Оценивание.

Суммирование «+», добавление бонусного балла от учителя.

VI. Домашнее задание. § 27, упр.214 (1) или упр. 214 (1, 4).



2


Просмотр содержимого презентации
«существительное»

Р.сли, жира., заг.реть, пл.вец, мя.кий, ед.ница, м.сной.   М 1 Р 5 1 Л 1 3 4 2  Шифр: 1 – О 2 – Я 3 – Г 4 – И 5 - Ф

Р.сли, жира., заг.реть, пл.вец, мя.кий, ед.ница, м.сной.

М

1

Р

5

1

Л

1

3

4

2

Шифр:

1 – О

2 – Я

3 – Г

4 – И

5 - Ф

Части речи Самостоятельные Служебные Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Глагол Наречие Местоимение  Междометия

Части речи

Самостоятельные

Служебные

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Наречие

Местоимение

Междометия

Одушевлённое/неодушевлённое, число, собственное/нарицательное, род, падеж, склонение .
  • Одушевлённое/неодушевлённое, число, собственное/нарицательное, род, падеж, склонение .
Имя существительное

Имя существительное

Осень, дождливый, синь, берёзы, олень, скользит, бег, кислород, гроза, деревянный, митинг, Севастополь.

Осень, дождливый, синь, берёзы, олень, скользит, бег, кислород, гроза, деревянный, митинг, Севастополь.

Осенний дождь нудно стучал по   крышам.

Осенний дождь нудно стучал по

крышам.

Домашнее задание § 27, упр.214 (1) или упр. 214 (1, 4).

Домашнее задание

§ 27, упр.214 (1) или упр. 214 (1, 4).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!