Тема. Имя существительное.
Цели: повторить ранее изученный материал по теме «Имя существительное»; развивать навыки работы с текстами, орфографические навыки; прививать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты: знание морфологических признаков имени существительного; умения определять падеж существительных, применять изученные орфографические правила, объяснять языковые явления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Самоопределение к деятельности.
1. Орфографическая работа.
М
1
Р
5
1
Л
1
3
4
2
Шифр:
1 – О
2 – Я
3 – Г
4 – И
5 - Ф
Р.сли, жира., заг.реть, пл.вец, мя.кий, ед.ница, м.сной.
- Зашифровано слово. Расшифровать его помогут знания орфограмм. Вставьте пропущенные буквы в слова. Какие орфограммы повторили?
- Поставьте «+», если всё выполнили верно.
2. Подведение к теме урока.
- Теперь воспользуйтесь шифром, чтобы узнать, какое слово зашифровано. Не меняйте порядок слов из задания. (морфология)
- Знакомо нам слово морфология? Что изучает морфология?
- На какие три группы делятся части речи?
- Назовите самостоятельные части речи.
Части речи
Самостоятельные Служебные Междометия
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
- Прочитайте морфологические признаки частей речи. Какие части речи имеют такие признаки? А какой часть речи принадлежат все указанные признаки? (имя существительное)
Одушевлённое/неодушевлённое, число, собственное/нарицательное, род, падеж, склонение.
- Как вы думаете, какой части речи будет посвящён урок. Сформулируйте тему урока. (Имя существительное.)
3. Определение цели и задач урока.
- Мы впервые встречаемся с именем существительным?
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Повторить ранее изученный материал по теме «Имя существительное»)
- Запишите в тетрадь, какую задачу каждый из вас ставит на сегодняшний урок.
III. Работа по теме урока.
1. Выборочная работа.
- Выпишите только имена существительные.
Осень, дождливый, синь, берёзы, олень, скользит, бег, кислород, гроза, деревянный, митинг, Севастополь.
- Почему вы решили, что выписанные слова – имена существительные? Разве слова, например, синь, бег обозначают предмет?
2. Работа по учебнику.
стр. 172, упр. 212
1) - Прочитаем о том, как учебник нам рассказывает о грамматическом значении имени существительного.
2) – Запишите по три примера на каждое значение:
Конкретные предметы окружающего мира – коллективно.
Живые существа и растения, вещества – 1 группа.
Явления природы, общественные события – 2 группа.
Географические названия, отвлечённые понятия – 3 группа.
- Поставьте «+», если всё выполнили верно.
= Что могут обозначать имена существительные?
3. Работа в парах.
Дополните схему (Морфологические признаки имени существительного).
- Какие признаки называем постоянными, а какие – непостоянными?
Морфологические признаки имени существительного
постоянные непостоянные
одушевлённое/ ? ? склонение число ?
неодушевлённое
4. Работа с текстом.
Стр. 171, упр.211
- Выразительное чтение. Определение темы, основной мысли.
- Какие синонимы к слову НАЗЫВАТЬ употребляет автор текста?
- Прочитайте выделенные слова. Какой частью речи они являются? Докажите.
- Определите морфологические признаки этих имён существительных.
Край – коллективно;
Природой – 1 вариант самостоятельно
Тысячелетия – 2 вариант (за доской по 1 ученику)
Край – неодуш., нариц., м. р., 2 скл., ед. ч., В. п.
Природой – неодуш., нариц., ж. р., 1 скл., ед.ч, Тв. п.
Тысячелетия – неодуш., нариц., ср. р., ? скл., мн.ч, В. п.
- Как определить склонение имени сущ. ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ мы вспомним на одном из следующих уроков.
= Назовите морфологические признаки имён существительных.
- Поставьте «+», если всё выполнили верно.
5. Синтаксическая роль имён существительных.
- Почему имя сущ. относится к самостоятельным частям речи? (Имеет своё лексическое значение, можем поставить вопрос.)
- Если можем поставить вопрос – значит имя сущ. является членом предложения.
- Назовите главные члены предложения, второстепенные.
- Может ли имя сущ. выступать в роли главных членов предложения? второстепенных? Как это доказать? (Выполнить синтаксический разбор предложения.)
Осенний дождь нудно стучал по крышам. (повеств., невоскл., простое, распростр., неослож.)
- Доказали мы, что имя сущ. может быть и главным, и второстепенным членом предложения?
6. Творческая работа.
- Прочитайте ещё раз предложение, синтаксический разбор которого выполнили.
- О какой осени это предложение? (О поздней.)
- Действительно, сейчас, в последние дни осени, мы часто слышим монотонный стук дождя, когда идём по улице, ощущаем на себе порывы сильного холодного ветра. Всё вокруг стало серым и унылым. Но всё равно мы скажем осени «спасибо» за тёплые деньки сентября, за необыкновенную красоту октября, за лукошки, полные грибов, в ноябре.
- Составим мини-текст про осень (3 предложения).
Работа по группам.
1 группа – Дан текст из трёх предложений с пропущенными словами. Задание: списать, дописывая пропущенные слова.
Люблю гулять в … лесу. Под ногами … … листья, сквозь … деревьев пробиваются … … солнца, в воздухе пахнет … . Как … … лес!
2 группа – Опираясь на ключевые слова, составить текст из 3-х предложений об осени.
Тяжёлые тучи, дождь, лучи солнца, ветер, настроение.
3 группа – Составить текст из 3-х предложений об осени самостоятельно.
- Указать в текстах имена существительные.
Зачитывание текстов (по 1-2 представителя от группы). Поставьте «+», если всё выполнили верно.
- Как вы определили, что указанные вами слова - имена сущ.?
IV. Рефлексия.
- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Достигли её? Проверим: задайте вопросы одноклассникам по сегодняшнему уроку.
- Какую задачу поставил перед собой на уроке…? Реши её? Докажи.
V. Оценивание.
Суммирование «+», добавление бонусного балла от учителя.
VI. Домашнее задание. § 27, упр.214 (1) или упр. 214 (1, 4).
2