Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемного обучения Приемы: беседа, работа с учебником, работа с текстом. Цели урока:
повторить определение понятия «лексика», формировать умение употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; познакомить с понятием «синонимы», с функциями синонимов в речи;
развивать коммуникативные умения обучающихся во всех видах речевой деятельности, умение работать в группе, формулировать и отстаивать собственное мнение;
формировать у обучающихся убеждение в необходимости сохранения собственного здоровья, толерантное отношение к иной точке зрения.
Обучающиеся будут знать: - определение понятия «синоним»; - роль синонимов в речи; - понятие «синонимический ряд». уметь: - различать синонимы и однокоренные слова; -осуществлять монологическое высказывание по теме с анализом проблемы и путями ее решения; - применять новую лексику; -оказывать консультативную помощь одноклассникам, работать в команде.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | русский язык | Класс | 5 В |
Тема урока | Урок-объяснение нового материала «Синонимы» |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать понятие «синонимы», функции синонимов в речи; уметь определять лексические значения синонимов, подбирать синонимы к данным словам, определять смысловые и стилистические различия синонимов, пользоваться словарем синонимов, употреблять нужный синоним в соответствии с целью высказывания, избегать неоправданных повторов в речи, используя синонимы. | Формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать ее достижение, умение извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей. Самоанализ, самооценка. | Осознание эстетической ценности языка, его лексического богатства, уважительное отношение к русскому языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Решаемые учебные проблемы | Различение синонимов и однокоренных слов, составление алгоритма определения синонимов, определение функции синонимов в речи |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Синонимы, однокоренные слова, стилистическая окраска слова, оттенки лексического значения, синонимический ряд, стержневое слово в синонимическом ряду, словарь синонимов |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Проектор, ноутбук для показа презентаций, отдельных фотографий, электронные образовательные ресурсы |
Методическое назначение средств ИКТ | Визуализация материала, активизация познавательной деятельности |
Аппаратное и программное обеспечение | Рабочая программа к учебнику «Русский язык. 5 класс/ Под ред.Ладыженской Т.А.», УМК «Русский язык. Авторы: Ладыженская Т.А, Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.»,CD диски, карточки с индивидуальными заданиями, словарь синонимов русского языка, толковый словарь русского языка |
Образовательные интернет-ресурсы | Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru Справочно-информационный портал http://www.gramota.ru/slovari |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Используе-мые ресурсы | УУД | Время |
1 | Организационный |
Учитель приветствует обучающихся, создает эмоциональный и деловой настрой для работы. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Пожелаем друг другу успешного дня, новых открытий и хорошего настроения. | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, показывают готовность к уроку. | Презентация (слайд 1) | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Коммуникативные: формирование атмосферы исследования, творчества и сотворчества | 1 мин |
2 | Мотивация учебной деятельности обучающихся. |
Вовлекает в учебную деятельность, обращая внимание на понимание обучающимися значения некоторых понятий из раздела «Лексика» (однозначные и многозначные слова, омонимы, омофоны, омоформы). Проводит беседу с обучающимися.
Ребята, давайте вспомним, что мы уже знаем из раздела «Лексика». Что такое лексика?
Какие слова называют однозначными, а какие многозначными?
Найдите их примеры в толковом словаре.
А теперь посмотрите на экран. Глядя на картинки, определите, о каком понятии идет речь. Мы водили хоровод вокруг ели. | В детстве все ели кашу. | Поэт пишет стих. | Ребенок плакал, но потом стих. | Я встречу тебя на вокзале. | Собрались на дружескую встречу. |
Что такое омонимы?
Как называются слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и значению?
А как называются слова, которые звучат и пишутся одинаково, но относятся к разным частям речи?
| Отвечают на вопросы учителя, слушают одноклассников, анализируют картинки, называют понятия, изученные на предыдущих уроках из раздела «лексика». Лексика - это весь словарный запас языка (все слова языка).
Однозначными называют слова, которые имеют одно лексическое значение. Многозначными называют слова, которые имеют два и более лексических значения. Например, «Блесна - металлическая пластинка с одним или несколькими крючками для рыбной ловли».
Омонимы – слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. Омофоны. Например, сидеть на стуле – седеть рано, плод с дерева – плот на реке. Омоформы. Например, теплая печь – печь пироги. |
Презентация (слайды 2-5)
|
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.
Познавательные: извлечение нужной информации, систематизация полученных знаний.
Регулятивные: планирование учебного процесса
Коммуникативные: выражение своей точки зрения | 5 мин |
3 | Актуализация и организация пробного учебного действия
Постановка проблемы
Постановка цели |
Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, проводит беседу с обучающимися.
Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи- Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей.
К какой части речи относятся выделенные слова?
Вьюга-снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег носиться, кружиться в воздухе; Пурга-сильная снежная буря на открытых пространствах; Метель-снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении.
Что объединяет эти слова? А чем они различаются? Как называются такие слова? Обращает внимание на перевод слова «синоним» Синоним Syn- совместность. Onim-имя
Работа с учебником.
Проводит беседу с обучающимися, нацеливает на различие между синонимами и однокоренными словами. Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи- Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей.
Выпишите синонимы. Выпишите однокоренные слова.
Обсуждает причины затруднений и подводит их к самостоятельной постановке целей урока. Какую цель мы ставим сегодня на уроке?
Организует взаимопроверку работ обучающихся в парах на основе образцов. Однокоренные слова относятся к одной части речи или к разным? А синонимы? | Отвечают на вопросы учителя.
Слова вьюга, пурга, метель относятся к именам существительным. Анализируют разницу в лексическом значении слов.
У этих слов сходные лексические значения. Синонимы.
Читают параграф 68 на страницах 161-162. Выполняют самостоятельно задание, направленное на различение синонимов и однокоренных слов.
Проводят взаимопроверку в парах. Синонимы: вьюга, пурга, вихри, метели. Однокоренные слова: напряди-пряжи, пушистые-пух, снежная-снега.
Выявляют границу своего знания/незнания.
Самостоятельно формулируют тему и цели урока.
| Презентация (слайд 6)
Презентация (слайд 7)
Презентация (слайд 8)
Учебник Презентация (слайд 9)
Презентация (слайд 10)
| Коммуникативные: выражение своей точки зрения Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности Познавательные: умение занимать позицию эксперта относительно демонстрируемых компетенций в разных видах деятельности
Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности, оценка действий партнера, определение цели учебной деятельности, формулирование и удержание учебной задачи
Познавательные: осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственной связи.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других. | 7 мин |
3 | Этап построения проекта выхода из затруднения | Ставит задачу применить полученные знания на практике. Обсуждает с обучающимися пути решения проблемы. Выберите из цепочки синонимы к слову «сказать» произнести сказануть говорить молва промолвить уговорить сказание заговор рассказ уговор
Организует проверку выполнения задания. |
В ходе обсуждения планируют работу и алгоритм выполнения задания. 1)определить, сходно ли лексическое значение у всех слов? 2)выбрать слова одной части речи со сходным лексическим значением 3)выписать синонимы
Сказать, произнести, говорить, промолвить, сказануть |
Презентация (слайд 11)
Презентация (слайд 12) | Личностные: осознание своих трудностей и стремление к их преодолению. Познавательные: установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. Регулятивные: осознание недостаточности своих знаний, включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного и письменного ответа Коммуникативные: построение высказываний | 5 мин |
Эмоциональная пауза и динамическая пауза на 20 - ой минуте (музыкальное сопровождение) | 1 мин |
4 | Этап реализации построенного проекта | Обсуждает с обучающимися задачи. Объясняет порядок выполнения задания. Подготавливает ресурсы. Консультирует, помогает, корректирует ошибки. Выпишите синонимы к слову волшебник. Волшебный, маг, ведун, колдун, магический, колдовать, чудесник, чародей, клоун. Давайте проверим по словарю синонимов.
| Работают в группах над заданием. Используют алгоритм определения синонимов.
Волшебник-маг-колдун-ведун-чудесник-чародей. Один обучающийся ищет синонимы к слову волшебник по словарю на сайте Грамота.ру. Сравнивают свои результаты. | Презентация (слайд 13)
Презентация (слайды 14-15)
http://www.gramota.ru/slovari/ | Коммуникативные: умение работать в группе, учитывать разные точки зрения при выборе ответа на вопрос Личностные: самостоятельный контроль своего времени и способность его распределять Познавательные: извлечение нужной информации, систематизация полученных знаний | 3 мин |
5
| Закрепление с проговариванием во внешней речи
| Организует совместное обсуждение проигранных ролей, задает вопросы, корректирует ошибки.
Дает задание выписать синонимы из текста проигранной сценки. Организует проверку, предлагает сформулировать ответ на вопрос: «В чем различия лексических значений слов-синонимов?» Плакать-проливать слезы, издавая жалобные, нечленораздельные звуки Рыдать-плакать громко, судорожно вздрагивая. Реветь(разг.) -плакать громко, жалобно, переходя в крик. Хлюпать-разг. Издавать ноющие, жалобные звуки, перемежаемые плачем. Выть (разг)-плакать протяжно, с причитаниями. Скулить-(перен)докучать жалобами, ныть, плакаться. Белугой выть (прост) неистово кричать или плакать. Поясняет смысл понятия «синонимический ряд», «доминанта в синонимическом ряду». |
Выступление двух учеников (разыгрывание сценки). Обсуждение по теме. Запись в тетрадь синонимов. -Здравствуй! -Привет! (плачет) -Что ты белугой воешь? - Ничего я не белуга. -Что хлюпаешь? -Как это? -Какой непонятливый! -Ты уточни, что эти слова значат. -Уточняю! Я тебя спрашиваю, что ты хлюпаешь, скулишь, воешь, ревешь, рыдаешь, одним словом - плачешь. -А, так бы и сказал. Я просто плакал. И уже не плачу.
Проговаривание обобщённого монологического высказывания по поставленному вопросу.
| Презентация (слайд 16)
| Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации, построение монологического контекстного высказывания, формулирование вопросов. Регулятивные: включение в учебную деятельность по составлению ответа Познавательные: адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах деятельности Личностные: использование полученного опыта, информации для обогащения предметных знаний | 5 мин |
6 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Организует работу в парах по выполнению заданий, направленных на составление синонимического ряда, с учетом возрастания определенного признака.
Расположите синонимы в порядке усиления признака. Дает индивидуальные задания разного уровня сложности для отдельных обучающихся по карточкам и упражнениям учебника №360, 361, 364, 365
Организация проверки выполненного задания. Плакать, хлюпать, скулить, выть, рыдать, реветь, белугой выть. Плакать - стержневое слово, доминанта в синонимическом ряду.
Проводит контроль за выполнением заданий. | Работа в парах (составление синонимического ряда и выделение доминанты в синонимическом ряду). Применение приобретенных знаний на практике. Выполняют задания по карточкам (расположить синонимы в порядке усиления признака, найти в тексте синонимы и вставить пропущенные буквы, исправить речевые ошибки в тексте, заменив повторяющиеся слова синонимами).
Самопроверка и взаимопроверка по образцу. | Презентация (слайд 17)
Презентация (слайд 18)
|
Коммуникативные: Отображение в речи содержания совершаемых действий
Регулятивные: проектирование способов и форм индивидуально-личностной и коллективной учебной деятельности
Познавательные: извлечение нужной информации, систематизация полученных знаний | 10 мин |
7. | Включение в систему знаний и повторение | Организует обсуждение результатов самостоятельной работы. Предлагает обучающимся оценить результаты урока: достигнута ли цель урока, что нового и интересного узнали, что было не понятно, что вызвало затруднения, над чем ещё предстоит поработать на следующем уроке. | Обсуждение результатов, коррекция допущенных ошибок. Оценивают результаты деятельности на уроке. |
|
Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности, формулирование и удержание учебной задачи
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности | 2 мин |
8 | Информация о домашнем задании | Проводит инструктаж о выполнении домашнего задания с учетом результатов деятельности обучающихся на уроках. Предлагает дифференцирующие задания: упр.366 (озаглавьте текст, спишите, заменяя повторяющиеся слова синонимами, расставьте знаки препинания при прямой речи) троим ученикам упр.362 (спишите, различайте синонимы с разной стилистической окраской, составьте предложения с однородными членами) двум ученикам упр.363 (составьте словосочетания из слов-синонимов, рассмотрите лексическую сочетаемость) | Записывают домашнее задание. Задают вопросы на уточнение и понимание.
| учебник |
Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли
Регулятивные: проектирование способов и форм индивидуальной учебной деятельности | 2 мин |
9 | Рефлексия.
| Предлагает выполнить задание, вставив в стихотворный текст подходящие по смыслу синонимы. Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт, Мы называем все…; На время что-то прекратив, Мы объявляем …; В борьбе, в труде устали слишком – Дают уставшим …; После уроков непременно Нужна ребятам …………. Организует рефлексию, используя листы самооценки. Предлагает сформулировать ответ на вопрос: «Для чего в речи нужны синонимы?» Выслушивает мнение обучающихся.
Оценивает индивидуальную работу обучающихся на уроке | Выполняют задания.
Промежуток-антракт-перерыв-передышка-перемена.
Заполняют листы самооценки. Отвечают на вопрос учителя.
Проговаривают формулировку функций синонимов. | Презентация (слайд 19)
Листы самооценки Презентация (слайды 20, 21,22)
| Коммуникативные: выражение своей точки зрения Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность
| 4 мин |