СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Местоимение как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе Л.М. Рыбченковой. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Местоимение как часть речи"»

5 класс 02.02.17.

Местоимение как часть речи


Цель: повторить изученное о личных местоимениях, их роли в речи, изменении; развивать логическое мышление, память, внимание; воспитывать интерес к урокам русского языка.


ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Орфографическая разминка.

  1. На нижн..м этаже, крайн..ю улицу, горяч..го чая, в дремуч..м лесу.

  2. Ёж колюч, лес дремуч, товарищ хорош, борщ горяч.

  3. Несложный пример, не весёлый, а грустный рассказ, ничуть не трудная задача, ненастный день.

  1. Словарная работа.

Запомни!

, пожалуйста,

  1. Повторение.

1. Фронтальный опрос:

- На какие вопросы отвечают имена числительные?

- Что обозначают имена числительные?

- На какие разряды делятся имена числительные? Приведите примеры.

- Как изменяются количественные числительные?

- Как изменяются порядковые числительные?

2. «Запиши примеры словами»

К 4 прибавить 8, из 25 вычесть 10, от 30 отнять 11, 16 сложить с 5, 15 умножить на 13, 48 разделить на 6, 500 вычесть из 1000.

  1. Открытие темы, целеполагание.

- Послушайте стихотворение и определите тему урока.

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико бы было удивленье,

Если не узнали б вы …(Местоимение)

-Итак, тема нашего урока «Местоимение как часть речи». Запишите тему урока в тетради.

- Давайте определим цели, которые мы должны реализовать сегодня на уроке. (определяют цели)

- Как вы думаете, ребята, много ли местоимений в русском языке?

- Местоимений в языке немного—около 70, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Как видим, это очень важная часть речи. Давайте же вместе попробуем раскрыть все её секреты.


  1. Изучение новой темы

  1. Послушайте текст (1-е предложение не читать).

Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.

- Можно ли сказать, кто шёл и кто бежал у самой ноги человека? (Прочитать 1-е предложение.)

- Так кто же это был? Почему сразу вы не догадались?

- Являются ли слова он, я названиями предметов или только указывают на эти предметы?

- Какой частью речи они являются?

- Сделайте вывод, какая же часть речи называется местоимением.

Физкультминутка.

2. Послушайте ещё один текст, автором которого является выдающийся польский педагог, писатель Януш Корчак.

«Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто!

Постучали в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?» А не будь этой малышки КТО, ты должен был бы спросить: «Это Казак стучит? Или Менька? Или тётя? Или Гончар? Или продавец посуды?» А тот всё отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так 3 часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там?»- и в этом коротеньком КТО сидят имена всех на свете людей. Кто - это местоимение».

- Какой вывод можно сделать о роли местоимений в нашей жизни?

- Вместо какой части речи употребляются местоимения?

- А что обозначают имена существительные?

- Такие местоимения называются личными.

3. Работа с учебником.

С. 48 , поля: местоимения 1, 2, 3 лица. Записать в тетради.

4. Игра «Подари шарик»

- Распределить местоимения, подарить шарики соответствующему лицу.

(на доске картинки трёх человечков, а столе шарики с местоимениями)

1 лицо 2 лицо 3 лицо

мне тебя им

- Попробуйте изменять местоимение Я. К какому выводу вы пришли? Как изменяются личные местоимения.

5. Работа с учебником.

Упр. 368


6. Работа с текстом

В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.

- Понравился вам текст? Что в этом тексте не так?

- А теперь попробуем заменить повторяющееся слово «ёжик» местоимением.

(запись исправленного текста)

- Сделайте вывод о том, зачем нам нужны в речи местоимения.

7. Прослушайте стихотворение

Сказали мне, что с нею вы

При них на берегу

Его ловили. Но, увы:

Я плавать - не могу!

Мы вам её, она нам их,

Вы им обратно нас.

Он с нею к нам, опять от них,

А мы с ним - к ней от вас…

Хоть мне известно, что оно

Их любит больше тех,

Всё это тайной быть должно

Для нас и вас от всех.

- Понравилось вам стихотворение? Почему?

- Какой вывод можно сделать?

  1. Рефлексия.

- Что нового о местоимениях вы узнали на уроке?

- Прочитаем на полях с. 51 слова известного русского языковеда Александра Александровича Реформатского: «Местоимения удобны. Они, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру другие слова». Как вы понимаете это высказывание?

- Оцените свою работу на уроке. (по рефлексивному листу)

VIII. Домашнее задание:

С. 48 (знать), упр. 365.

Инд. задания по карточкам.




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!