МАОУ «СОШ №7»
3 класс. Урок русского языка по теме
«Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием».
г. Улан-Удэ
Апрель2017 г.
Тема урока: «Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием».
Цель: способствовать развитию умения определять тип склонения имён существительных мужского рода.
Планируемые результаты (предметные): определяют твёрдое и мягкое склонения имён существительных мужского рода, определяют падеж имени существительного.
Личностные результаты: понимают значение границ собственного знания и незнания; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; считаются с мнением других, проявляют доброжелательность в диалоге и деловом сотрудничестве.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
П – умеют самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;
Р – ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.
К – участвуют в учебном диалоге, соблюдая правильность речи.
Оборудование: презентация, мультфильм «Март», для детей – «мордашки» (смайлики).
Ход урока.
Оргмомент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поздороваемся.
А теперь начнём наш урок. Сядьте красиво за партой.
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, сегодня 3 марта. Запишите в тетради:
Апреля.
Классная работа.
- Какое время года вступило в свои права? (Весна.) – СЛАЙД
- Охарактеризуйте морфологические признаки этого слова. (Существительное, ж. р., 1 скл., ед. ч.)
- Давайте устно просклоняем это существительное. Что такое склонение? (Изменение имён существительных по падежам.)
И. – весна
Р. – весны
Д. – весне
В. – весну
Т. – весной, весною
П. – о весне
- Какие весенние месяцы вы знаете? – СЛАЙД – (Март, апрель, май.)
- Что общего у этих слов? (Существительные, м. р., ед. ч., нулевое окончание, 2 скл.)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? ( О существительных 2 склонения, их склонении.)
- А чему вы будете учиться на уроке? (Склонять существительные 2 склонения.)
- А ещё упражняться в определении падежа существительных 2 склонения.
III. Минутка чистописания.
- А теперь посмотрите на эти картинки. - СЛАЙД
Отгадайте, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Ж)
- Ребята, а что связывает этих птиц с весной?
- Что знаете о звуке, обозначенном этой буквой?
СЛАЙД
- Продолжите закономерность.
Железная воля – не всякого доля.
- Прочитайте пословицу, объясните её значение.
- Запишите, подчеркните орфограммы.
- Найдите существительные. Что общего? (1 склонение, И. п. – окончания –а, -я.)
- Какой род в русском языке обозначаем кратко этой буквой? (Женский.)
- В каком склонении не встречаются существительные женского рода? ( Во 2-м.)
- Вспомните правило, какие существительные относятся ко 2 склонению?
(Проверьте себя. Найдите соответствующую таблицу в папке.)
- Сегодня мы остановимся на изучении существительных мужского рода 2 склонения.
IV. Словарно-орфографическая работа.
- А сейчас разгадайте 2 новых словарных слова. – СЛАЙД
(Восток, запад.)
- Что общего у этих слов? (2 склонение, м. р.)
V. Работа по теме урока.
1) Сравнение окончаний существительных 2 склонения в разных падежах.
- А теперь проследим за тем, как склоняются существительные 2 склонения м. р. С нулевым окончанием. - СЛАЙД
- Почему существительные в 2 столбиках? (Одушевлённые и неодушевлённые.)
- Есть ли отличие? В каком падеже? (В. п.)
- Сравните окончания существительных в 1-ой и 2-ой таблицах в разных падежах. Заметили, в чём разница? (Р. п. – а–я, Д. п. – у-ю, В. п. – а-я, Т. п. – ом-ём)
- От чего это зависит? (От того, твёрдый или мягкий согласный в конце основы.)
- Как называется склонение имён существительных, основа которых заканчивается на твёрдый согласный? (Твёрдое склонение.)
- А если основа заканчивается на мягкий согласный? (Мягкое склонение.)
2) Коллективная работа.
СЛАЙД
(Учитель читает стихотворение.)
- Объясните пропущенные орфограммы (устно).
СЛАЙД
- Что такое курган? (Читаем статьи из толкового словаря, многозначное.)
-Какая картинка подходит к 1значению? 2-ому? 3-му?
СЛАЙД (возврат к стихотворению)
- Вернёмся к стихотворению А.Фета. Найдите имена существительные 2 склонения.
ЩЕЛЧОК мышки – слова подчёркнуты.
- Назовите лишнее слово в этом ряду. (Путь.) Почему?
3) Упражнение в склонении.
- А теперь вернёмся к весенним месяцам. Какое слово можно назвать лишним? (Март.)
- Просклоняем существительные март и апрель. (2 человека – у доски.) Кто хочет, может просклонять самостоятельно и слово май.
Физминутка
Найти существительные 2 склонения (встали – присели):
Снег, земля, лучи, спячка, в марте, ветвях, дней, столов, ночами, краёв, животное, погода, конь.
VI. Закрепление изученного.
Коллективно-индувидуальная работа. – СЛАЙД
Упражнение 366 (учебник). Взаимопроверка.
СЛАЙД
- А сейчас хочу напомнить, что у нас неделя русского языка и литературы. Некоторые из вас попробовали самостоятельно написать стихи о весне. (Читают.)
- А это – ваши рисунки для конкурса. (Показывает учитель.)
- а сейчас каждый из вас имеет возможность написать красивое мини-сочинение о весне, а точнее – о первом месяце весны – марте. Мультфильм поможет вам в этом. (Смотрят мультфильм «Март» из обучающей серии с тётушкой совой.)
ЩЕЛЧОК мышки
- Кому нужна помощь, воспользуйтесь этим незаконченным текстом. (Сначала восстановить устно.)
(Учитель включает музыку, и дети восстанавливают деформированный текст или сочиняют самостоятельно. Выставляются для отсчёта времени песочные часы на 5 минут.)
VII. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие новые словарные слова выучили? Оцените свою работу на уроке.
- Кто из вас считает, что хорошо находит существительные 2 склонения, умеет определять твёрдое и мягкое склонение
- А кому ещё нужны тренировочные упражнения, чтобы лучше усвоить этот материал.
- Спасибо за урок!
- Домашнее задание: упражнение 367.