СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе " Обращение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

УРоК РУССКОГО ЯЗЫКА , ТЕМА УРОКА: « Обращение».

Ц е л и: формирование умений правильно оформлять на письме предложения с обращением; распознавать в письменной и устной речи предложения, содержащие обращения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе " Обращение".»




УРоК РУССКОГО ЯЗЫКА ,
ТЕМА УРОКА: « Обращение».

Ц е л и: формирование умений правильно оформлять на письме предложения с обращением; распознавать в письменной и устной речи предложения, содержащие обращения.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

З а п и с ь слов под диктовку.

Дикарь, длина, зимой, дождинка, жестянка, глазник, домашний, дощечка, единичка, пожалеть, пожелтеть, зверек, зерно, дочитать, змеиный, узнавать.

– Какая орфограмма «объединяет» записанные слова?

II. Формирование новых знаний.

1. У п р а ж н е н и е 97 учащиеся выполняют по заданию учебника.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 100.

После прочтения текста упражнения учитель организует его анализ по в о п р о с а м :

1) Из какого произведения А. Пушкина эти строки?

2) Содержат ли данные предложения прямую речь? Кому она принадлежит?

3) К кому обращается царевна? Какие слова помогли вам это понять?

4) В какой части предложения находятся эти слова? Как они выделяются на письме?

5) Прочитайте еще раз эти предложения и обратите внимание, как эти слова выделяются в устной речи.

– Прочитайте сведения о языке на с. 60.

З а у ч и в а н и е п р а в и л а (записано на доске).

Всем нам при обращении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можешь смело обратиться.

При письме не забывай,

Запятыми выделяй!

3. С п и с ы в а н и е предложений из упражнения 100 с подчеркиванием обращений.

III. Закрепление.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 101.

– Сколько предложений в данном упражнении?

– Прочитайте первое предложение. Есть ли в данном предложении обращение? Какой частью речи оно выражено?

– Объясните расстановку знаков препинания в этом предложении. Запишите его в тетрадь.

Аналогичная работа проводится с остальными предложениями.

2. Упражнение 102 учащиеся выполняют по заданию учебника.

IV. Самостоятельная работа.

Учащиеся выполняют ее по индивидуальным карточкам, выданным учителем.

З а д а н и е : расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями.

В а р и а н т I

1. Не оставь меня кум милый!

2. Голубушка как хороша!

3. Здравствуй гостья-зима.

4. Вези старик ее куда захочешь.

5. Не плачь милая матушка что-нибудь придумаем!

В а р и а н т II

1. Отвези меня домой красный конь.

2. Разбуди эту землю весна.

3. Спой Светик не стыдись.

4. Друзья корабль не щепка.

5. Главное ребята сердцем не стареть.

V. Итог урока.

– С чем познакомились на уроке? Что такое обращение?

– Как выделяются обращения в устной и письменной речи?

– Каким членом предложения является обращение?

Домашнее задание. Упражнение 103.

















ЧАСТИ РЕЧИ. Имя существительное

Ц е л ь: актуализировать знания о грамматических признаках существительных.

Х о д у р о к а

I. Словарная работа.

1. В с т а в ь т е пропущенные буквы в словах.

– На какие две группы можно разделить данные слова? (Существительные, прилагательные.) Выпишите слова в два столбика.

Ч..рный, в..сток, к..мандир, ж..лтый, инт..ресный, г..зета, ..лфавит, ру..кий, пр..красный, к..стер.

2. З н а к о м с т в о с новыми словарными словами.

1) О т г а д а й т е загадку.

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасил мне альбом.

(Карандаш.)

Лексическая работа. Значение слова объясняют учащиеся, учитель вносит добавления.

карандаш – письменная принадлежность – деревянная палочка с графитовым стержнем.

Этимология. Учитель объясняет происхождение слова.

Слово пришло из тюркского языка, где кара – «черный», даш – «камень».

2) О т г а д а й т е рифмованную загадку.

Строит заводы, машины, дома.

Подходят рабочие и мастера,

Он скажет, что сделать, каков тут замер,

Составит чертеж… (инженер).

Лексическое значение объясняют ученики и учитель.

Инженер – специалист с высшим техническим образованием.

Этимология. Слово заимствовано из французского языка.

3) О т г а д а й т е научную загадку.

Как назвать одним словом тонкий слой ледяных кристаллов на холодной поверхности?

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь _____ зеленеет.

А. С. Пушкин

Этимология. Учитель рассказывает о происхождении слова «иней».

Основа ин- в слове иней та же, что в древнем индийском эни- «сверкающий».

– В какой столбик запишем новые словарные слова? Почему?

II. Сообщение темы урока.

В ы п о л н е н и е упражнения 1.

– Прочитайте диалог. Как вы ответите на вопрос учителя?

– Сформулируйте тему урока.

– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем об имени существительном.

III. Грамматические признаки имен существительных.

1. И г р а «Исключите лишнее».

Учащиеся в каждой строке из всего набора слов должны найти и исключить «лишнее», аргументировав свой выбор.

Человек, белка, камень, осел, мама.

Муравей, книга, стакан, одежда, ужин.

– На какие вопросы отвечают данные слова?

– Что они обозначают? (Предметы.)

– Что еще могут называть имена существительные?

2. И г р а «По местам».

Н а д о с к е – карточки.

О п и с а н и е. Слева расположены карточки со словами, называющими какие-либо явления природы, признаки, действия, то есть те обобщенные понятия, которые написаны на карточках-конвертах, расположенных справа.

Учащиеся должны распределить карточки по группам (конвертам), вложить карточку со словом в конверт с обобщенным понятием, то есть разложить все «по местам».

– Как вы думаете, почему три карточки пустые? Придумайте задание для класса.

IV. Собственные и нарицательные имена существительные.

1. Упражнение 3 учащиеся выполняют по заданию учебника, самостоятельно.

2. В ы п о л н е н и е упражнения 4.

Прочитайте слова. Почему нельзя назвать текстом то, что вы прочитали?

Учитель повторно читает слова из упражнения вслух, а учащиеся хлопают в ладоши, когда услышат имена собственные.

– Что нужно сделать, чтобы из данных слов получился текст?

Учащиеся составляют текст и самостоятельно записывают его в тетрадь.

3. Упражнение 5 учащиеся выполняют по заданию учебника.

К о л л е к т и в н а я р а б о т а.

V. Итог урока.

И г р а.

Мы местами поменяемся,

Когда ни в чем не сомневаемся.

Если учитель не то нам будет утверждать,

Будем, не двигаясь, мы на месте стоять.

О п и с а н и е. Дети становятся в круг. Учитель читает утверждение. Если учащиеся согласны с ним, они меняются местами, если нет, стоят на месте.

Высказывания-утверждения учителя.

Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает действие предмета.

Существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы «кто?», «что?» и обозначает предмет.

Имена собственные пишутся с маленькой буквы.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Я называю одушевленные существительные:

– дерево; – стол;

– малыш; – берег;

– друг; – буря;

– лето; – товарищ.

Домашнее задание. Упражнение 6.







существительных

и в распознавании падежной формы

Ц е л и: актуализировать знания учащихся об изменении имен существительных по падежам; формировать умения склонять имена существительные с ударными окончаниями в единственном числе; распознавать падежи.

Х о д у р о к а

I. Орфографическая минутка.

Учащиеся записывают слова под диктовку, подчеркивают «общую» для всех орфограмму.

Рябчик, озноб, топкое, зябко, хрупкий, скорлупка, на лапках царапки, прорубь, щепка, незабудка, палатка, короткий, братишка.

II. Постановка учебной задачи. Повторение темы о склонении имен существительных.

Учитель читает стихотворение А. Грачева и просит детей помочь ей закончить строчку.

– Прочитайте повторяющееся в тексте существительное.

– Как изменяется существительное кот при связи с другими словами? (Выделяют окончания на доске.)

– А почему изменяются окончания у существительного кот?

– Прочитайте задание к упражнению 19. Как теперь вы ответите на мой вопрос? (Существительное «кот» просклоняли, то есть изменили слово по падежам.)

III. Наблюдения над особенностями падежей.

Учитель читает стихотворение.

спросили Лежебокина:

– А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок!

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

– В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как дательный,

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

– Да, переделка, кажется,

Серьезная нужна.

А сам ты мог новые

Придумать имена?

– Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный

И, наконец,

Простительный!

Г. Граубин

– А в нашем классе есть такой ученик? Сколько падежей в русском языке? Какие вопросы соответствуют какому падежу?

IV. Закрепление.

1. Упражнение 20 учащиеся выполняют по заданию учебника.

Под руководством учителя склоняют слова, данные в упражнении, выделяют окончания.

– Что происходит с существительными при склонении?

2. В ы п о л н е н и е упражнения 21.

Р а б о т а в группах. Дети объединяются в группы по 4 человека. После обсуждения делают выводы.

3. В ы п о л н е н и е упражнения 22.

Н а д о с к е учитель записывает пары слов.

Река – реку. яблоко – яблоки.

Весна – весны. Стена – стены.

Я уже выполнила задание. Оцените мою работу. Докажите, что задание выполнено неверно. А как вы его выполните?

4. Упражнение 23 учащиеся выполняют по заданию учебника.

– Найдите грамматическую основу в предложении.

– Какой частью речи выражено подлежащее? Укажите падеж.

В ы в о д. Нужно запомнить, что имя существительное, которое является подлежащим, всегда стоит в именительном падеже.

– Выпишите из предложения все оставшиеся словосочетания. Поставьте вопрос от зависимого слова к существительным. Определите падеж.

V. Итог урока.

– Что значит просклонять слово? (Изменить окончание в зависимости от падежа.)

– Сколько падежей в русском языке?

Домашнее задание. Упражнение 24.



















Основные типы склонений имен существительных

Ц е л и: ознакомить учащихся с основными типами склонений имен существительных; актуализировать знания учащихся о существительных с мягкой и твердой основой.

Х о д у р о к а

I. Словарная работа.

1. Отгадайте з а г а д к у и запишите отгадку.

Снаружи смотреть – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем,

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом –

Попробуй угадай.

Лексика. – учреждение, собирающее и хранящее книги.

Этимология. Слово состоит из двух греческих слов: библиос – «книга», тэке – «короб, хранилище».

2. Отгадайте загадку и запишите отгадку.

На конверте пишем город,

Улицы названье,

Имя, номер дома,

Фамилию – и до свидания!

Лексика. – 1) обозначение названия места, где кто-либо живет (адрес на конверте); 2) письменное приветствие юбиляру.

Этимология. Слово заимствовано из французского языка.

3. Отгадайте загадку и запишите отгадку.

К дальним селам, городам

Что идет по проводам?

Светлое величество –

Это… (электричество).

Лексика. – 1) форма энергии; 2) освещение, получаемое от этой энергии.

Этимология. Слово образовалось в 1600 году от латинского электрум – «янтарь». Электричество получило свое название потому, что его энергия впервые стала известна человеку благодаря янтарю (трение янтаря о суконную ткань).

4. Лексика. – тяжелый металл серебристого цвета.

– Когда так говорят?

Куй железо, пока горячо.

– Подберите и запишите однокоренные слова, выделите корень.

5. Лексика. – 1) все то, что необходимо в быту; 2) работы по дому (занимаюсь хозяйством).

– Разгадайте р е б у с, запишите ответ в тетрадях.



Этимология. Произошло от слова хозяин, которое в свой черед образовалось от старинного хозя – «господин».

– С одним из новых словарных слов составьте предложение.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Р а б о т а с деформированным текстом.

Составьте и запишите предложения, определите падеж подчеркнутых существительных.

Н а д о с к е:

1) По, гуляли, аллее, парка, мы, старого.

2) Сирени, кусты, и, цвели, весело, маленькая, щебетала, птичка.

3) И, дрались, на, рябине, пищали, воробьи, высокой.

– Обозначьте род имен существительных.

2. Упражнение 39 учащиеся выполняют по заданию учебника.

– Как определить существительные с мягкой основой?

– Назовите их. Назовите существительные с твердой основой. Обоснуйте ответ.

III. Распознавание существительных с твердой и мягкой основой.

Упражнение 40 выполняют по заданию учебника.

– Что можете сказать об окончаниях существительных?

– Прочитайте сведения о языке на с. 85. Что вы узнали?

– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

IV. Итог урока.

– Чем занимались сегодня на уроке русского языка?

– От чего зависит тип склонения?

– Найдите ошибки. Докажите свое мнение.

М. р.

Поле

Дядя

Мышь

конь

Ср. р.

Яблоко

Роща

Зерно

солнце

Ж. р.

Ночь

Дочь

Тетя

Зима

– Запишите в тетрадь, исправив ошибки, выделите окончания.

Домашнее задание. Повторить словарные слова.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!