СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Суффиксы -ек и -ик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка, 3 класс

Тема: «Части слова. Суффиксы –ик, -ек ».

 Тип урока: ОНЗ

Учителя: Соловьева Е.В.

Основные цели:

1)      сформировать у детей понятие о правописании суффиксов –ек, -ик;

2)      построить  алгоритм правописания суффиксов –ек, -ик;

3)      сформировать первичное умение пользоваться построенным алгоритмом;

4)      тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение.

Оборудование:

  • учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс, 2 часть,
  • компьютер, мультимедийный проектор,  экран;

Демонстрационный материал:

  • презентация;
  • эталон определения правописания суффиксов –ек, -ик
  • название темы урока

 

Раздаточный материал:

  • Индивидуальные задания для пробного действия;
  • Листы-заготовки  для групповой работы для этапа 5;
  • Листы-заготовки  для работы для этапа 6       ;
  • Задание для домашней работы;

Заметки на полях:

Основные структурные элементы урока:

1.      Новое знание, которое открывают для себя ученики – алгоритм  правописания суффиксов –ек, -ик

2.      Задание на пробное действие: попробуйте вставить в суффиксы гласные И или Е

3.      Фиксация затруднения: «Я не могу вставить гласные И или Е в суффиксы» или «Я не могу обосновать правильность своего ответа».

4.      Фиксация причины затруднения: «Я не знаю алгоритма  правописания суффиксов –ек, -ик».

5.      Цель деятельности учащегося: «Узнать алгоритм правописания суффиксов –ек, -ик».

6.      Фиксация нового знания: в речи и с помощью эталона, в котором зафиксирован алгоритм правописания суффиксов –ек, -ик

 

Слайд

Ход урока

 

Универсальные учебные действия

 

  1. Мотивация к учебной деятельности.

 

 

 

 

2

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка

Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.

 

Сегодня на урок опять примчался наш знакомый – Глазастик . Что он кричит на бегу? (Вперед, к знаниям!)

 

Зачем Глазастик прилетает к нам на планету Земля? (Чтобы учиться, узнавать новое)

 

А вы хотите узнать на этом уроке что-то новое?

А если будет трудно?

 

Тогда я желаю вам преодолеть все трудности и открыть новые знания. В путь!

Регулятивные: волевая саморегуляция

 

Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 

Личностные: действие смыслообразования

 

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)

Какие буквы выделил Глазастик? (Е, И)

Что у них общего? (Гласные, обозначают мягкость согласного звука)

Пропишем соединения этих гласных букв в тетради. (ие, еи)

На следующей строке пропишем  соединения букв (ечк, ист) .

 Что они вам напоминают? (Суффиксы)

Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

Сегодня на уроке продолжим работу с суффиксами.

Образуйте однокоренные слова с помощью суффиксов. Выделите суффиксы.

-ик, -ок, -ёк

Лёд –

Дождь –

Уголь –

Город – (первые три слова устно, последнее самостоятельно в тетрадь)

-очк, -ечк

Ваза –

Ваня –

Коза –

Аня – (первые три слова устно, последнее самостоятельно в тетрадь)

-ушк, -юшк, -ышк

Дед –

Поле –

Стекло –

Перо – (первые три слова устно, последнее самостоятельно в тетрадь)

Что повторили? (Что такое суффикс, для чего служит. Образовывали новые слова с помощью суффиксов)

Пробное задание

Какое задание я теперь вам предложу?

С какой целью вы будете работать с пробным заданием? (Для того, чтобы понять, что мы не знаем.)

Глазастик встретил двух братишек – суффиксы –ек и –ик. Они попросили его вставить их в слова:

ключ___

замоч___

Выполните это задание на индивидуальных листочках.

(дети выполняют задание)

У кого задание не выполнено?

Что вы не смогли сделать? ( не смогли вставить в слова нужный суффикс)

У кого задание выполнено. Проверьте себя.

ключик

замочек

Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (не смогли правильно вставить нужный суффикс в слова)

Кто правильно записал слова, каким алгоритмом вы воспользовались?

(Учащиеся осознают отсутствие алгоритма)

Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило правописания суффиксов –ек, -ик)

Регулятивные: контроль, коррекция

Познавательные общеучебные: умение структурировать знания

Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения

 

 

 

 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности

Регулятивные: контроль, прогнозирование, волевая саморегуляция

 

 

 

 

Коммуникативная: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

 

 

        

  1. Выявление причины затруднения

 

 

Какое задание вы должны были выполнить? (Вставить в слова суффиксы –ик или -ек)

В чем затруднение? (Не смогли вставить в слова суффиксы –ик или -ек)

Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила (эталона) правописания суффиксов –ик или -ек)

 

Общеучебные: умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

 

  1. Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

 

 

 

 

7

Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать  правило правописания суффиксов –ик, -ек)

Сформулируйте тему урока. (Суффиксы – ик, -ек )

(Дополнить запись на доске)

Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану:

План:

1.      Провести анализ текста.

2.      Найти строки, в которых заключен смысл правила.

3.      Заполнить опорную схему.

4.      Обобщить  полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

 

Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать?

Я предлагаю работать вам в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.)

 

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование

 

Познавательные общеучебные: знаково-символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

 

 

  1. Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

Выполните план в группах.

Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4).

Вот братишки в нашей книжке –

Суффикс –ЕК- и суффикс –ИК-.

Чтоб писать их без ошибки,

Вот что сделала ученик:

 

Правило учил, учил…

Взял слова – и изменил!

 

Если гласная сбежала,

Это «Е» была сначала:

Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК –

Пишем «Е» без проволочек.

 

Если гласная осталась,

То, конечно, оказалось,-

Это «И», а суффикс - «ИК»-.

Это понял ученик!

 

 

И на строчке чуть пониже

Он опять примеры пишет:

КЛЮЧИКА – и КЛЮЧИК,

ЛУЧИКА и ЛУЧИК.

 

Изменять  слова умеем,

Про себя теперь проверим:

ПУПСИК, СТОЛИК, но ГОРШОЧЕК;

КРОЛИК, ТОРТИК – съем КУСОЧЕК!

 

Пусть диктуют громче, тише –

Мы не спутаем братишек.

 

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЕК ИЛИ –ИК

 

 

____________________СЛОВО

ГЛАСНАЯ  ________?

ДА

 

НЕТ

____

____

 

 

 

 

 

 

 

 

(5-7 минут)

(Отчет групп)

Какой же алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек у вас получился?

Правило учил, учил…

Взял слова – и изменил!

 

А какое слово является помощником для изменения слов? (нет)

 

(повесить эталон на доску)

Где можно проверить наше открытие? (в учебнике)

Учебник Русского языка Поляковой, стр. 41 – правило.

Смогли вы преодолеть затруднение?

Что вы теперь можете?(правильно вставлять в слова суффиксы – ик и –ек)

Запишем в тетрадь слова ключик и замочек с помощником. Не забудьте выделить суффиксы.

Нет замочка – замочек

Нет ключика - ключик

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение разрешать конфликт, умение выражать свои мысли.

 

Познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание.

 

Логическое: анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.

 

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характора

 

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

Что теперь надо сделать? (Потренироваться)

(у доски)

Поработаем со словами. Вставьте нужную гласную, проверьте ее, выделите суффикс.

Нос_к, чулоч_к, рот_к, кружоч_к, оборот_к, платоч_к, год_к, носоч_к.

 

Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

 

Физминутка

 

 

7.      Самостоятельная работа

 

 

9

 

 

 

 

А хотите себя проверить ?  

Образуйте однокоренные слова, используя суффиксы –ик, -ек. Выделите в словах суффикс.

Орех –                     

Шарф -                     

Горох-    

Комар -   

Кусок -     

Корабль –

Проверьте свою работу.

Орех - орешек                   

Шарф - шарфик                

Горох-  горошек  

Комар - комарик  

Кусок - кусочек 

Корабль – кораблик

У кого возникли затруднения при выполнении задания?

Какие слова у вас вызвали затруднение? (..)

Каким правилом вы должны были воспользоваться?

Исправьте ошибку.

Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)

У кого задание не вызвало затруднение?

Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)

Что нужно знать, чтобы правильно писать в словах суффиксы –ик, -ек? (Нужно знать алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек)

 

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция;

 

Познавательные общеучебные: умение осознанного и произвольно строить речевое высказывание

 

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения.

 

8.      Включение в систему знаний

 

 

Предлагаю вам потренироваться.

Запишем под диктовку предложения.

Тропинка спускалась в овражек.

 Взял барашек карандашик.

Вырос на грядке душистый горошек.

Какие слова на новое правило встретили?

 

Регулятивные: прогнозирование

Познавательные общеучебные: умение осознанного и произвольно строить речевое высказывание

 

9.      Рефлексия учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

10

Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать  правило правописания суффиксов –ик, -ек)

Удалось ли достичь цели?

Кто из вас смог сам открыть новое знание?

Кто встретил трудности? В чем? Почему?

Наш друг Глазастик очень доволен, что у вас все получилось. Ему пора домой. Скажем ему «До новых встреч!»

Что будете делать дома для того, чтобы  знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)

 

Домашнее задание:

Выучить правило.

Индивидуальное задание на листочках.

 

Спасибо за урок.

Познавательные общеучебные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

 

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

 

 

        

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!