Слайд
|
Ход урока
|
Универсальные учебные действия
|
- Мотивация к учебной деятельности.
|
2
|
- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка
Сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними.
Сегодня на урок опять примчался наш знакомый – Глазастик . Что он кричит на бегу? (Вперед, к знаниям!)
Зачем Глазастик прилетает к нам на планету Земля? (Чтобы учиться, узнавать новое)
А вы хотите узнать на этом уроке что-то новое?
А если будет трудно?
Тогда я желаю вам преодолеть все трудности и открыть новые знания. В путь!
|
Регулятивные: волевая саморегуляция
Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Личностные: действие смыслообразования
|
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
|
3
4
5
6
|
С чего начнёте работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
Какие буквы выделил Глазастик? (Е, И)
Что у них общего? (Гласные, обозначают мягкость согласного звука)
Пропишем соединения этих гласных букв в тетради. (ие, еи)
На следующей строке пропишем соединения букв (ечк, ист) .
Что они вам напоминают? (Суффиксы)
Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
Сегодня на уроке продолжим работу с суффиксами.
Образуйте однокоренные слова с помощью суффиксов. Выделите суффиксы.
-ик, -ок, -ёк
Лёд –
Дождь –
Уголь –
Город – (первые три слова устно, последнее самостоятельно в тетрадь)
-очк, -ечк
Ваза –
Ваня –
Коза –
Аня – (первые три слова устно, последнее самостоятельно в тетрадь)
-ушк, -юшк, -ышк
Дед –
Поле –
Стекло –
Перо – (первые три слова устно, последнее самостоятельно в тетрадь)
Что повторили? (Что такое суффикс, для чего служит. Образовывали новые слова с помощью суффиксов)
Пробное задание
Какое задание я теперь вам предложу?
С какой целью вы будете работать с пробным заданием? (Для того, чтобы понять, что мы не знаем.)
Глазастик встретил двух братишек – суффиксы –ек и –ик. Они попросили его вставить их в слова:
ключ___
замоч___
Выполните это задание на индивидуальных листочках.
(дети выполняют задание)
У кого задание не выполнено?
Что вы не смогли сделать? ( не смогли вставить в слова нужный суффикс)
У кого задание выполнено. Проверьте себя.
ключик
замочек
Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (не смогли правильно вставить нужный суффикс в слова)
Кто правильно записал слова, каким алгоритмом вы воспользовались?
(Учащиеся осознают отсутствие алгоритма)
Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило правописания суффиксов –ек, -ик)
|
Регулятивные: контроль, коррекция
Познавательные общеучебные: умение структурировать знания
Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деятельности
Регулятивные: контроль, прогнозирование, волевая саморегуляция
Коммуникативная: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
- Выявление причины затруднения
|
|
Какое задание вы должны были выполнить? (Вставить в слова суффиксы –ик или -ек)
В чем затруднение? (Не смогли вставить в слова суффиксы –ик или -ек)
Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила (эталона) правописания суффиксов –ик или -ек)
|
Общеучебные: умение структурировать знания, постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
|
- Построение проекта выхода из затруднения
|
7
|
Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать правило правописания суффиксов –ик, -ек)
Сформулируйте тему урока. (Суффиксы – ик, -ек )
(Дополнить запись на доске)
Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану:
План:
1. Провести анализ текста.
2. Найти строки, в которых заключен смысл правила.
3. Заполнить опорную схему.
4. Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.
Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать?
Я предлагаю работать вам в группах. Вспомните, что делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.)
|
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование
Познавательные общеучебные: знаково-символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
|
- Реализация построенного проекта
|
8
|
Выполните план в группах.
Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4).
Вот братишки в нашей книжке –
Суффикс –ЕК- и суффикс –ИК-.
Чтоб писать их без ошибки,
Вот что сделала ученик:
Правило учил, учил…
Взял слова – и изменил!
Если гласная сбежала,
Это «Е» была сначала:
Нет ЗАМОЧКА, есть ЗАМОЧЕК –
Пишем «Е» без проволочек.
Если гласная осталась,
То, конечно, оказалось,-
Это «И», а суффикс - «ИК»-.
Это понял ученик!
И на строчке чуть пониже
Он опять примеры пишет:
КЛЮЧИКА – и КЛЮЧИК,
ЛУЧИКА и ЛУЧИК.
Изменять слова умеем,
Про себя теперь проверим:
ПУПСИК, СТОЛИК, но ГОРШОЧЕК;
КРОЛИК, ТОРТИК – съем КУСОЧЕК!
Пусть диктуют громче, тише –
Мы не спутаем братишек.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ЕК ИЛИ –ИК
____________________СЛОВО
|
(5-7 минут)
(Отчет групп)
Какой же алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек у вас получился?
Правило учил, учил…
Взял слова – и изменил!
А какое слово является помощником для изменения слов? (нет)
(повесить эталон на доску)
Где можно проверить наше открытие? (в учебнике)
Учебник Русского языка Поляковой, стр. 41 – правило.
Смогли вы преодолеть затруднение?
Что вы теперь можете?(правильно вставлять в слова суффиксы – ик и –ек)
Запишем в тетрадь слова ключик и замочек с помощником. Не забудьте выделить суффиксы.
Нет замочка – замочек
Нет ключика - ключик
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение разрешать конфликт, умение выражать свои мысли.
Познавательные общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание.
Логическое: анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характора
|
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
|
Что теперь надо сделать? (Потренироваться)
(у доски)
Поработаем со словами. Вставьте нужную гласную, проверьте ее, выделите суффикс.
Нос_к, чулоч_к, рот_к, кружоч_к, оборот_к, платоч_к, год_к, носоч_к.
|
Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.
|
Физминутка
|
7. Самостоятельная работа
|
9
|
А хотите себя проверить ?
Образуйте однокоренные слова, используя суффиксы –ик, -ек. Выделите в словах суффикс.
Орех –
Шарф -
Горох-
Комар -
Кусок -
Корабль –
Проверьте свою работу.
Орех - орешек
Шарф - шарфик
Горох- горошек
Комар - комарик
Кусок - кусочек
Корабль – кораблик
У кого возникли затруднения при выполнении задания?
Какие слова у вас вызвали затруднение? (..)
Каким правилом вы должны были воспользоваться?
Исправьте ошибку.
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в применении правила.)
У кого задание не вызвало затруднение?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое правило.)
Что нужно знать, чтобы правильно писать в словах суффиксы –ик, -ек? (Нужно знать алгоритм правописания суффиксов –ик, -ек)
|
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция;
Познавательные общеучебные: умение осознанного и произвольно строить речевое высказывание
Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения.
|
8. Включение в систему знаний
|
|
Предлагаю вам потренироваться.
Запишем под диктовку предложения.
Тропинка спускалась в овражек.
Взял барашек карандашик.
Вырос на грядке душистый горошек.
Какие слова на новое правило встретили?
|
Регулятивные: прогнозирование
Познавательные общеучебные: умение осознанного и произвольно строить речевое высказывание
|
9. Рефлексия учебной деятельности
|
10
|
Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать правило правописания суффиксов –ик, -ек)
Удалось ли достичь цели?
Кто из вас смог сам открыть новое знание?
Кто встретил трудности? В чем? Почему?
Наш друг Глазастик очень доволен, что у вас все получилось. Ему пора домой. Скажем ему «До новых встреч!»
Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? (Выучим правила дома, потренируемся)
Домашнее задание:
Выучить правило.
Индивидуальное задание на листочках.
Спасибо за урок.
|
Познавательные общеучебные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
|