Работа над составлением предложения. Составьте со словом «СЛОВО» предложение так, чтобы раскрылось его значение, суть. Развернулись устно составьте и аккуратно запишите, наблюдатели оценят вашу работу. Обратная связь. Спикеры зачитывает предложение. - Для чего мы с одним и тем же словом составляли предложения? Вывод: -Ребята, каждый из вас понимает значение этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов. - А почему так происходит? Действительно, слова имеют различные значения. Обратимся к картам и ответим, что является лексическим значением слов? Отвечает 1 группа. Лексическое значение есть то, что это слово обозначает, признаки, назначение предмета. -Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (По словарю.) (4 слайд) По Толковому словарю. Они разные: у вас на партах, есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова, есть словарь Ушакова, современный толковый словарь и школьный словарь. Лингвистическая разминка. Устно. Сейчас я предлагаю вам показать, как вы умеете пользоваться словарём. Найдите и прочитайте лексическое значение слова СЛОВАРЬ. Предлагаю зачитать лексическое значение сова из 4 разных словарей Вывод: какой вывод можем сделать. Слова подобраны разные, а смысл значения одинаковый. Наблюдатели оценивают работу по словарям. Работа с пословицами. Слайд 5 Углубляясь в загадочный мир лексики, я столкнулась вот с таким изречением Труд человека кормит, а лень портит. – Как называются такого рода изречения? Пословицы и поговорки неотъемлемое часть нашего языка, которая широко изучается в разделе лексика. - Как понимаете смысл? - Какую группу слов вы встретили в пословице? Обращаемся к картам, отвечаем на вопрос - Что такое антонимы? Работа в группах. Закончи пословицу. Подбери подходящие по смыслу антонимы. У вас на партах карточка жёлтого цвета, закончите пословицу подобрав подходящее слово, обсудите в группе и объясните смысл пословицы. Доброе слово дом построит, а злое разрушит. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Умей вовремя сказать, умей вовремя промолчать. Труд всегда дает, а лень только забирает Знай больше, а говори меньше. Наблюдатели оценивают работу. Творческое задание по карточкам “Найди друга” Алфавит Огонь Опрятный Прыгать Бросать Красный | Аккуратный Алый Скакать Азбука Пламя Кидать | У доски выполняют творческое задание 2 ученика собирают пары синонимов
Обратная связь. Слайд 5 по щелчку Чтение пословиц, определение антонимов. - В чем заключается роль антонимов? Индивидуальная работа. ИГРА “СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ” слайд 6 Я вам предлагаю поработать индивидуально, подберите антонимы к данным словам. Но будьте внимательны. Большой-..., много-..., стакан-..., высокий-..., веселый-..., хорошо-..., часы-..., конец-..., ты-..., левый-..., железный-..., сладкий-..., сто-..., Игорь-..., храбрый-..., синий-..., Кокшетау-.... Выполняя это задание какой вывод, вы сделали.? Вывод: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных, образованных от названия металлов. Зачитайте те слова, к которым, не смогли подобрать антонимы. Бодрячок. Синонимический ряд слайд 7 А сейчас отдохнём, положите ручки, встаньте, давайте прочитаем стихотворение с движениями. - Чтение стихотворения с со слайда. Зябнет осинка, (трясут кистями рук) Дрожит на ветру,(руки вверху, покачали) Стынет на солнышке, (работа кулачками, потерли ладошки) Мёрзнет в жару.(потопали ножками) Дайте осинке пальто и ботинки (Указательным пальцем) Нужно согреться бедной осинке. (Обнимаем себя обеими руками) И.Токмакова - Какие слова рассказали о том, как холодно осинке? - Как называется эта группа слов? Слайд Щелчок Групповая работа - Для каждой группы на доске слово, найдите синонимы в словаре, запишите и расположите на доске. Хорошую и выразительную речь, приятно слушать. Хороший, выразительный, речь приятно, слушать. Кода все слова подобраны, учитель спрашивает. Что мы составили? Синонимические ряды. – Какую особенность синонимических рядов знаете? Наблюдатели оценили работу А теперь попробуйте изменить окончания слов и прочитать пословицу. Ответ с карточки. – Так почему мы должны использовать синонимы в нашей речи? |