СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка с использованием новых подходов в обучении "В мире лексики", 3 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен с использованием новых подходов в обучении. Здесь можно увидеть работу в группах, использование стратегий критического мышления на уроках русского языка, индивидуальную и парную работу. Все задания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. На уроке показано взаимооценивание, умение работать в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока русского языка»

Занятие 5

Дата: 13.10.17

Тема: Научись правильно определять смысл слов. Незаменимые советчики. Работа с толковым словарем.

Цель:

Умеют объяснить лексическое значение слов, подобрать пары антонимов, строить синонимические ряды, находить сова в словарях.

Ожидаемый результат

Знать различие синонимов, антонимов , умение выделять данные группы слов в потоке нашей речи.

Этап урока

Содержание урока

Оргмомент

2 мин.

Психологический настрой на урок.

Встали поприветствовали гостей улыбкой.

А соседу по парте скажите: «Желаю тебе сегодня…..»

Улыбнитесь друг другу и все получится.

Создание коллаборативной среды.

Деление на группы по счету. В группе выбирают секретаря. Который будет писать ответы на вопросы. И выбирают наблюдателя, наблюдатель так же принимает участие в работе группы , ещё отслеживает работу учащихся и заполняет листы достижений.

I.Актуализация темы

«Вызов»

6 мин

Прием «Вопросы на стикерах»

Начать наш урок я предлагаю с приёма вопросы на стикерах.

На партах у вас карты ответов. На каждый вопрос не более 1 минуты.

Раздаю детям карты с нумерацией вопросов, учащиеся записывают только ответ.

Дети движутся по классу, отвечая на вопросы. Время ограничено.

- Что изучает лексика?

- Что является лексическим значением слова?

- Что мы называем синонимами?

-Как ты думаешь, почему мы должны использовать синонимы в нашей речи?

- Что такое антонимы?

- Как ты думаешь, в чем заключается роль антонимов.

Время вышло. Садимся, наблюдатели оценивают работу учащихся, карты откладываем в сторону


Постановка цели


Критерии успеха

Я знаю, я умею, я смогу.

2 мин

Отвечая на вопросы, можем определить тему урока? слайд 1

-К какой цели вы бы хотели прийти в конце урока?

- А я хочу, чтоб каждый из вас к концу урока научился различать синонимы и антонимы, сделал для себя вывод о том, что лексика открывает перед вами мир красноречия.



II. Закрепление

«Осмысление»

4 мин.

Коллективное выполнение задания. слайд 2

- И начать наше путешествие в мир лексики я хочу со слов К.Паустовского:

"Для всего, что существует в пр…роде, в ру…ком …зыке есть в…ликое множество х..р..ших слов и названий".

- Как понимаем эту мудрую мысль?

- Какое задание надо выполнить? Списать вставить пропущенные буквы.

Письмо с комментированием.

Как вы думаете, какое понятие является основой раздела лексика, при помощи чего мы общаемся? (Слово) слайд 3

Работа в группах.

5 мин.



















Групповая работа

4 мин.






4 мин.





































3 мин.










5 мин.

Работа над составлением предложения.

Составьте со словом «СЛОВО» предложение так, чтобы раскрылось его значение, суть.

Развернулись устно составьте и аккуратно запишите, наблюдатели оценят вашу работу.

Обратная связь. Спикеры зачитывает предложение.

- Для чего мы с одним и тем же словом составляли предложения?

Вывод: -Ребята, каждый из вас понимает значение этого слова, но выражает его по-разному, при помощи разных слов.

- А почему так происходит?

Действительно, слова имеют различные значения.

Обратимся к картам и ответим, что является лексическим значением слов?

Отвечает 1 группа.

Лексическое значение есть то, что это слово обозначает, признаки, назначение предмета.

-Как ещё можно определить значение слов, особенно, если вам его значение непонятно? (По словарю.) (4 слайд)

По Толковому словарю. Они разные: у вас на партах, есть т.с. Сергея Ивановича Ожегова, есть словарь Ушакова, современный толковый словарь и школьный словарь.

Лингвистическая разминка. Устно.

Сейчас я предлагаю вам показать, как вы умеете пользоваться словарём. Найдите и прочитайте лексическое значение слова СЛОВАРЬ.

Предлагаю зачитать лексическое значение сова из 4 разных словарей Вывод: какой вывод можем сделать. Слова подобраны разные, а смысл значения одинаковый.

Наблюдатели оценивают работу по словарям.


Работа с пословицами. Слайд 5

Углубляясь в загадочный мир лексики, я столкнулась вот с таким изречением

Труд человека кормит, а лень портит.

Как называются такого рода изречения?

Пословицы и поговорки неотъемлемое часть нашего языка, которая широко изучается в разделе лексика.

- Как понимаете смысл?

- Какую группу слов вы встретили в пословице?

Обращаемся к картам, отвечаем на вопрос

- Что такое антонимы?

Работа в группах. Закончи пословицу.

Подбери подходящие по смыслу антонимы.

У вас на партах карточка жёлтого цвета, закончите пословицу подобрав подходящее слово, обсудите в группе и объясните смысл пословицы.

Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Умей вовремя сказать, умей вовремя промолчать.

Труд всегда дает, а лень только забирает
Знай больше, а говори меньше.

Наблюдатели оценивают работу.

Творческое задание по карточкам “Найди друга”

Алфавит
Огонь
Опрятный
Прыгать
Бросать
Красный

Аккуратный
Алый
Скакать
Азбука
Пламя
Кидать

У доски выполняют творческое задание 2 ученика собирают пары синонимов





Обратная связь. Слайд 5 по щелчку

Чтение пословиц, определение антонимов.

- В чем заключается роль антонимов?


Индивидуальная работа. ИГРА “СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ” слайд 6

Я вам предлагаю поработать индивидуально, подберите антонимы к данным словам. Но будьте внимательны.

Большой-..., много-..., стакан-..., высокий-..., веселый-..., хорошо-..., часы-..., конец-..., ты-..., левый-..., железный-..., сладкий-..., сто-..., Игорь-..., храбрый-..., синий-..., Кокшетау-....

Выполняя это задание какой вывод, вы сделали.?

Вывод: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных, образованных от названия металлов.

Зачитайте те слова, к которым, не смогли подобрать антонимы.

Бодрячок. Синонимический ряд слайд 7

А сейчас отдохнём, положите ручки, встаньте, давайте прочитаем стихотворение с движениями.

- Чтение стихотворения с со слайда.

Зябнет осинка, (трясут кистями рук)

Дрожит на ветру,(руки вверху, покачали)

Стынет на солнышке, (работа кулачками, потерли ладошки)

Мёрзнет в жару.(потопали ножками)

Дайте осинке пальто и ботинки (Указательным пальцем)

Нужно согреться бедной осинке. (Обнимаем себя обеими руками)

И.Токмакова


- Какие слова рассказали о том, как холодно осинке?

- Как называется эта группа слов? Слайд Щелчок

Групповая работа

- Для каждой группы на доске слово, найдите синонимы в словаре, запишите и расположите на доске.

Хорошую и выразительную речь, приятно слушать.

Хороший, выразительный, речь приятно, слушать.

Кода все слова подобраны, учитель спрашивает. Что мы составили?

Синонимические ряды.

Какую особенность синонимических рядов знаете?

Наблюдатели оценили работу

А теперь попробуйте изменить окончания слов и прочитать пословицу.

Ответ с карточки.

Так почему мы должны использовать синонимы в нашей речи?



Рефлексия урока.

Концептуальная карта.

5 мин.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

-Какое задание вам помогло?

В качестве рефлексии урока я предлагаю вам составить концептуальную карту на тему «Лексика», это даст мне понять на каком уровне находятся знания по теме.

На партах постеры.

Спикеры вывешивают и приёмом «Карусель» зачитывают свой результат, называя только одно звено концепции, не повторяясь.


Подведение итогов



Учитель в это время собирает листы достижений и озвучивает оценки.















































Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Урок русского языка в 3 «А» классе Тема урока: Закрепление пройденного. В мире лексики. Учитель начальных классов: Гауэрт Светлана Евгеньевна

Урок русского языка

в 3 «А» классе

Тема урока:

Закрепление пройденного.

В мире лексики.

Учитель начальных классов: Гауэрт Светлана Евгеньевна

"Для всего, что существует в пр…роде, в ру…ком …зыке есть в…ликое множество х..р..ших слов и названий"

СЛОВО

СЛОВО

Труд человека кормит, а лень портит . Антонимы Труд - лень Доброе слово дом построит , а злое разрушит . Человек от лени болеет , а от труда здоровеет. Умей вовремя сказать , умей вовремя промолчать . Труд всегда дает , а лень только забирает. Знай больше, а говори меньше.

Труд человека кормит, а лень портит .

Антонимы

Труд - лень

Доброе слово дом построит , а злое разрушит .

Человек от лени болеет , а от труда здоровеет.

Умей вовремя сказать , умей вовремя промолчать .

Труд всегда дает , а лень только забирает.

Знай больше, а говори меньше.

ИГРА “СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ”  Большой-..., много-..., стакан-..., высокий-..., веселый-..., хорошо-..., часы-..., конец-..., ты-..., левый-..., железный-..., сладкий-..., сто-..., Игорь-..., храбрый-..., синий-..., Кокшетау-... .

ИГРА “СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ”

Большой-..., много-..., стакан-..., высокий-..., веселый-..., хорошо-..., часы-..., конец-..., ты-..., левый-..., железный-..., сладкий-..., сто-..., Игорь-..., храбрый-..., синий-..., Кокшетау-... .

Осинка. Зябнет  осинка , Дрожит  на ветру, Стынет  на солнышке, Мёрзнет в жару. Дайте осинке пальто и ботинки Нужно согреться бедной осинке. И.Токмакова

Осинка.

Зябнет осинка ,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинке пальто и ботинки

Нужно согреться бедной осинке.

И.Токмакова

СИНОНИМЫ Зябнет Дрожит Стынет Мёрзнет

СИНОНИМЫ

Зябнет

Дрожит

Стынет

Мёрзнет

Цель: умеют различать синонимы и антонимы, сделают вывод о том, что лексика открывает перед мир красноречия. Рефлексия Концептуальная карта «Лексика»

Цель: умеют различать синонимы и антонимы, сделают вывод о том, что лексика открывает перед мир красноречия.

Рефлексия

Концептуальная карта «Лексика»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!