СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка " Повторение. Строение простого и сложного предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок в цикле уроков повторения изученного о синтаксисе простого и сложного предложений. На нем систематизируются знания учащихся, полученные при изучении словосочетания, синтаксического разбора простого и сложного предложений. Урок работает на последующее успешное выполнение контрольных работ.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Повторение. Строение простого и сложного предложений"»

ПОВТОРЕНИЕ.СТРОЕНИЕ ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Предметы гуманитарного цикла (русский язык)

Почкалина Зульфия Ильдусовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ№11 с углубленным изучением отдельных предметов»


Пояснительная записка

Урок русского языка в 5 классе.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Тема: Синтаксис простого и сложного предложения

Так как по типу урок – обобщение, была выбрана такая структура:

1 этапвведение в тему с целью формирования интереса и мотивации к уроку. Осуществлялось решением практических задач, тематическими вопросами.

2 этаппостановка целей урока, актуализация знаний, определение формы организации деятельности.

3 этап – Актуализация опорных знаний проводились через следующие задания:

1 задание – орфографическая минутка

2 задание – запись под диктовку

3 задание – синтаксическая работа

4 задание - работа по учебнику

4 этап – рефлексия через тестовые задания, самооценку

Это первый урок в цикле уроков повторения изученного о синтаксисе простого и сложного предложений. На нем систематизируются знания учащихся, полученные при изучении словосочетания, синтаксического разбора простого и сложного предложений. Урок работает на последующее успешное выполнение контрольных работ.

Класс обучается по традиционной системе обучения, характеризуется средними возможностями, в классе наблюдается высокая и средняя познавательная активность. Включая во внимание всё это, я пришла к необходимости проведения нестандартного урока, урока-прогулки, где детям надо было справиться с реальными трудностями, внести свою лепту в преодоление общей проблемы. Это помогло завуалировать учение, позволило ребятам проявить свое «Я».

Триединство целей:

  1. Обучающая – в игровой форме повторить материал раздела «Синтаксис» строение простого и сложного предложения, повторить основные терминологические понятия по теме


2.Развивающая – Развитие памяти, креативного мышления,развивать умение рассуждать, анализировать,выявить общекультурный уровень учеников (проверить умение оперировать знаниями)


3.Воспитывающая – Воспитание чувства дружбы, чувства ответственности, здорового образа жизни

Поставленных целей на уроке добилась.

Дети обобщили знания по теме «Синтаксис простого и сложного предложения», развивали память, внимание; совершенствовали мыслительные операции, получали эмоционально-положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем, сотрудничали, преодолевали трудности.

Метод обучения, использованный на уроке, частично-поисковый.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности (построить предложение по данным словам).

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся. Через проектор выводились на экран различные виды работ. Все это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить задания.

Используя физминутку, как элемент урока, я применяла здоровьесберегающую технологию.

Сама форма урока – урок-прогулка – это элемент игровой технологии.

Работа с карточками представляла собой дифференцированный подход к обучению.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  • Текстоориентированный. Работа с учебником

  • Функциональный : определяли вид предложений.

Личностно-ориентированный подход реализовывался через внимание к речи других людей, обучению связной речи.

На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.

Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с ТСО была направлена на достижение поставленных целей.

В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как

  • Коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),

  • умение работать в коллективе для достижения поставленной цели,

  • личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)

На уроке использовался коллективная и групповая формы работы.

Так как урок обобщающего повторения, то контроль проводился на всех этапах урока. В начале урока я провела фронтальный опрос. Затем была работа с карточками, проверку работы выполнили устно. Редактировали текст. Провели орфографическую и синтаксическую минутки. На каждом этапе учащиеся оценивали себя сами, а также проводили оценку работы всего класса.

Я старалась создать на уроке приятную психологическую и эмоциональную среду. Для снятия физического напряжения провела тематическую физминутку. Поддерживала доброжелательные отношения с учениками. Для того, чтобы учащиеся меньше уставали и им на уроке было комфортно и интересно, давала разнообразные задания. Поддерживала темп урока.

Домашнее дифференцированное задание было выдано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы.

На мой взгляд, урок прошел успешно. Все поставленные мной цели достигнуты. Урок прошел интересно и плодотворно.














ЦЕЛЬ УРОКА


Закрепление главных и второстепенных членов предложения, понятия "«грамматическая основа предложения"; отработать навык синтаксического разбора простого и сложного предложения; постановки запятой между частями сложного предложения
и ее отсутствия при однородных членах предложения


ЗАДАЧИ УРОКА

  • Обучающие:

  1. В игровой форме повторить материал раздела «Синтаксис» строение простого и сложного предложения

  2. Повторить основные терминологические понятия по теме


  • Развивающие:

  • Развитие памяти, креативного мышления

  • Развивать умение рассуждать, анализировать

  • Выявить общекультурный уровень учеников (проверить умение оперировать знаниями)

  • Воспитывающие:

  • Воспитание чувства дружбы

  • Воспитание чувства ответственности

  • Воспитание здорового образа жизни


ТИП УРОКА

Урок систематизации и обобщения знаний и умений


ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА


  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Презентация

  4. Раздаточный материал (карточки)

  5. Снежинки для подсчёта результатов

ХОД УРОКА


I. Организационный момент

Приветственное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Совсем недавно вы изучили раздел русского языка, где разбирали словосочетание и предложения, сегодня наша цель – повторить и обобщить всё, что мы знаем по этой теме. Но делать мы это будем необычно: у нас – урок-прогулка (слайд№1)

На улице зима. Каким видом спорта обычно занимаются дети зимой? (лыжами)

(слайд №2, лыжники)

Вот и мы с вами сегодня отправимся на лыжную прогулку по красивому лесу (слайд №3 лес), давайте разделимся на три команды. Первая команда будет у нас ОТВАЖНЫЕ, вторая команда – СМЕЛЫЕ, третья – ХРАБРЫЕ. Наша задача – прийти в очень необычный город, название которого нам пока неизвестно, но мы должны угадать, как называется этот город. Как и в любой дороге, нас будут подстерегать различные препятствия и испытания. Мы должны будем вспомнить все знания, полученные при изучении темы. Задача каждой команды – прийти первыми, а определять это мы будем по количеству снежинок, собранных вами при выполнении заданий.


II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Открываем наши маршрутные листы, записываем число, классная работа, а строку для темы оставляем пустой, так как именно название города, куда мы пойдем, и есть наша тема.

III. Актуализация опорных знаний

1. В самом начале пути мы должны собрать багаж, а что такое багаж в русском языке? (Это слова)

Лыж…, сне…, елоч…ка, ш…шки, белоч…ка, моро… (слайд №4)

- 1 команде выписать слова с орфограммой ЖИ-ШИ, 2 команде – согласный в конце слова, 3 команде – сочетание ЧК-ЧН. (С каждой команды один учащийся комментирует свой ответ, за правильный ответ – снежинка)

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

1) - Перед нами горы (слайд №5, горы)

Они называются (мышка – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ)

Запись под диктовку:

зимнее утро
день чудесный
блестит подо льдом
приятно думать
- Что мы записали? (словосочетания)

- Правильно, словосочетания

- Из чего состоит словосочетание?

- Какое слово называется главным, зависимым?
- Выделите в словосочетаниях главное и зависимое слово.
- Как связаны слова в словосочетании?

- Что никогда не будет являться словосочетанием? (основа предложения)

4)- А мы продолжаем наш путь. (озеро слайд№6)

- Мы пришли к озеру, которое называется очень необычно

- Скажите, какая языковая единица следует после словосочетания? (предложение)

- Какие бывают предложения? ( простые и сложные)

- Вот это озеро называется простое предложение

(Мышка - ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

- Какие предложения называются простыми?

- Какие вы знаете предложения по цели высказывания?

- Какие по интонации?

- Молодцы!

- Давайте выполним следующее задание

- Перед вами конвертики, в них вы найдете отдельные слова. Вам нужно собрать правильно слова, чтобы получилось простое предложение. Запишите получившиеся предложение в ваши маршрутные листы, подчеркните основы, надпишите, чем выражены эти члены предложения, определить, какое оно по цели высказывания и интонации

1 команда – Юннаты охраняют и подкармливают птиц зимой.

2 команда – Спит черемуха в белой накидке.

3 команда – Около дома утопали в серебре тополя.

( От каждой команды один отвечает)

V.Физкультминутка (слайд№7)

Мы на лыжах в лес идем, (Дети машут руками, словно
Мы взбираемся на холм. Работают лыжными палками)
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, ( Вращение туловищем)
Он деревья крутит, вертит вправо и влево.
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься. (Тихо усаживаются на места)


VI.Применение знаний и умений в новой ситуации

- Мы с вами пришли к загадочному домику

- Что за странный одинокий домик?(слайд№8)

- Чтобы это узнать, надо сделать следующее.

-На доске записаны два предложения. (ДОСКА)

1)Иней выпал на рассвете и долго не таял на траве.

2) Небо медленно заволокло тучи, и по лесу прошел ветер.

- Почему во втором предложении стоит запятая, а в первом – нет?

( Из двух команд выходят дети, разграничивают простое предложение с однородными членами с союзом и сложного предложения)

- 3 команда строит схемы.

- Как называется наш домик?

( Мышка- СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

3)(слайд №9)Работа с учебником (упр. 232, по группам)

- Открываем учебники, ОТВАЖНЫЕ – 1 предложение, СМЕЛЫЕ – 2 предложение, ХРАБРЫЕ – 3 предложение.

4) Перед нами город, к которому мы шли.(слайд №10)

Как же он называется? Скажите название этого города (Нажатие мышки -СИНТАКСИС)

- Правильно, что такое СИНТАКСИС?

(Заполнить пустую строку – тему)


VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1) - А сейчас мы проведем тест, чтобы выяснить уровень ваших познаний (слайд 11)

1.Укажите грамматическую основу в предложении

Вечером тучи внезапно сдвинулись и закрыли звезды.

А ) закрыли звезды

Б )тучи сдвинулись и закрыли звезды

В) тучи сдвинулись и закрыли

Г) тучи сдвинулись

2. Какое предложение простое?

А) Приходит весна, и птицы возвращаются в родные края.

Б) Весною я пошел посмотреть свои яблони и увидал, что мыши объели их корни.

В) Трамвай показался из-за угла, медленно пересек проспект и остановился.

Г) Где начинается вспашка, там появляются зяблики.

3. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

Б) Сад отцветал и темнел.

В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.

Г) Лучи солнца греют лицо и руки.

4. Выбрать схему сложного предложения.

А) [– =], [– =].

Б) [– =].

В) [– =, =,].

2) Самооценивание (слайд №12)

1- В 3- В

2- В 4- А

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3-4 ошибки


VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

- Наш необычный урок подошел к концу, мы позанимались спортом, вспомнили какой раздел русского языка?

-Подсчитаем собранные вами снежинки. Какая команда вышла на первое место?

- Молодцы! (Оценивание)

Рефлексия (слайд №13)


IX. Домашнее задание (слайд №14)

1. Упр. 234

2. Написать мини-сочинение «Прогулка до города «Синтаксис»

3. Написать письмо Деду Морозу

- Спасибо за урок!(слайд №15)


Использованная литература

1. Программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, Москва, «Просвещение», 2010 год.

2. Учебник русского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2011

3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008

4. Тростенцова Л.А. Стракевич М.М. Дидактические материалы по русскому языку. 5 класс. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2008


Интернет-ресурсы:

  1. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование

  2. edu - "Российское образование" Федеральный портал

  3. edu.ru - ресурсы портала для общего образования

  4. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

  5. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"

  6. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"

  7. allbest -   "Союз образовательных сайтов" 

  8. fipi  ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений

  9. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".

  10. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"

  11. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

  12. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование". 

  13. window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам

  14. Портал "ВСЕОБУЧ"

  15. http://www.ikt.ru

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!