СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Словообразование имен прилагательных". 3 класс. Школа 2100.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок русского языка проводился в 3-м классе (Программа "Школа2100") при изучении темы "Имя прилагательное как часть речи". Предлагаю текстовую разработку и презентацию к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Словообразование имен прилагательных". 3 класс. Школа 2100.»

Тема. Словообразование имён прилагательных. (3 класс)

Цель: освоение правила словообразования имен прилагательных.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Регулятивные УУД:

- уметь высказывать свои предположения, видеть и осознавать учебную проблему, на этой основе ставить цель, определять учебные задачи;

- уметь проверять и оценивать результаты своей учебной деятельности, умения определять критерии оценивания;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и понимать других;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме;

- уметь работать в паре, группе.

Предметные:

- открыть способы образования имен прилагательных от основ существительных и прилагательных;

-учиться разбирать слова по составу


Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка. Покажите, с каким настроением вы начинаете работу? (Солнышко или тучка).

- Сегодня в нашем классе стало как-то светлее и теплее. Не догадались почему?

( Мнения детей)

- Да, у нас сегодня присутствуют гости, а гости в доме – это всегда радость. Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь им и поделитесь частичкой своей радости, своего тепла.

- Спасибо. А сейчас я расскажу учителям о вас, а вы, как только услышите слово, которым могли бы себя охарактеризовать, тихонечко садитесь за парту.

Вежливые, старательные,

Скромные и внимательные,

Добрые, умные, справедливые,

Веселые и счастливые.

- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.

Чтобы сегодняшний день остался в нашей памяти, давайте запомним эту дату. Откройте тетради и подпишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний

- Словами какой части речи я воспользовалась, называя, какие вы?

(Прилагательными.)

- Какую роль они играют в нашей речи?

(Они уточняют, украшают нашу речь, делают её образной, выразительной, яркой.)

- Да, если бы не было имён прилагательных, я не смогла бы рассказать о вас, какие вы. Догадались, какую тему будем изучать?

(Имя прилагательное)

-Да, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными. Как вы считаете, мы уже всё узнали об этой части речи?

(Наверное, нет)

- А сейчас, я предлагаю проверить, что мы уже знаем об имени прилагательном как части речи. (Тест)

- Поработайте в паре. Помните про наш девиз «Знаю сам – помогу товарищу».

(Работа в паре, проверка по слайду презентации, самооценка) Слайд 2, 3.

- Оцените свои знания, используя сигналы светофора: нет ошибок – зелёный цвет, 1-2 ошибки – жёлтый цвет, более двух ошибок – красный цвет.

- Что у нас получилось? У кого зелёный цвет, жёлтый, красный?

Я рада, что нет красного цвета – путь к новым знаниям открыт.

III. Словарная работа.

- Подберите синонимы к прилагательному «красный».

- Посмотрите, какие синонимы приводят нам авторы учебника: стр. 94, слова в рамочке.

- Слова какой части речи вы прочитали?

- Найдите среди этих прилагательных слова с орфограммами.

(Багровый, багряный)

- Какая орфограмма в этих словах?

(Буква безударного гласного в корне)

- Попробуйте проверить букву безударного гласного.

- В этих словах букву безударного гласного проверить нельзя, её нужно запомнить. Это словарные слова. Запишите их в тетрадь и обозначьте орфограмму.

- Что обозначают слова багровый и багряный?

(Мнения детей)

- В старину красную краску и все оттенки красного называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый, яркий красный цвет.

Слайд 4.

(Примеры употребления слов поэзии: слайд 5, 6, 7).

- Предлагаю вам продолжить цепочку однокоренных слов. Послушайте отрывки из произведений и выберите однокоренные слова к словам багряный и багровый.

1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. (А. Пушкин)


2. Как красивы бывают рассветы...
И закат словно "охрой" облит,
Вновь в осенний багрянец одетый
Русский лес за лугами стоит. (Юрий Кулагин)

- Слова какой части речи вы дописали? (Имена существительные)

- Подберите однокоренное слово-глагол, запишите его.

(Аптекарша видит, как мало-помалу белеет восточный край неба, как он потом багровеет, словно от большого пожара. А.П. Чехов.)


IV. Постановка проблемы. Определение темы урока.

- Как вы думаете, багровый и багряный – это разные слова или одно и то же слово? (Мнения детей) Слайд 8.

- Почему мнения разошлись? Почему у нас возник спор?

( Мы ещё не умеем хорошо разбирать прилагательные по составу и не различаем хорошо части слова).

- Посмотрите на доску. Что здесь написано? (Части слова – морфемы) Слайд 9.

за- в- -оньк- -еньк- -оват-

об- на- -н- - чик-

- Как бы вы поделили их на группы?

- Как называются эти части слова? (Приставки, суффиксы)

- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в словообразовании)

- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)

- Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

(Словообразование имён прилагательных)


- Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных ”. Слайд 10.

- Поставим перед собой учебные задачи. Что хотели бы узнать?

1. Как образуются имена прилагательные?

2.От каких основ?

3.С помощью чего образуются имена прилагательные? Слайд 11.

- Можете ли вы прямо сейчас ответить на эти вопросы и объяснить? Почему?

(Нет. Мы не знаем правила.)


V. Поиск решения учебной проблемы.

а) Работа в парах и мини-группах. (Работа по карточкам)

- Сейчас вы попробуете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на данные вам материалы, понаблюдайте за составом имен прилагательных и выясните, как они образованы. Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы - исследователи-лингвисты.

1 ряд грязь + н = грязный

ум + н = ?________________________

гора + н = ? _________________________

Вывод: Имена прилагательные образованы от основ _________________________ с помощью _____________________________________.




2 ряд на + стена + н = настенный

под + вода + н = ? ___________________________

на + стол + н = ? _____________________________

Вывод: Имена прилагательные образованы от основ _________________________ с помощью ________________________________________________________ .




3 ряд длина + н = длинный

луна + н = ? _____________________________________

сон + н = ? _____________________________________

Вывод: Имена прилагательные образованы от основ _________________________ с помощью _________________________________________________________ .




- Чья творческая лаборатория работает успешнее?

- Кто уже готов дать ответ на вопрос: как образуются имена прилагательные, от каких основ и с помощью чего?

(1 человек от каждого ряда у доски)

- Запишите слова вместо вопросительного знака в тетрадь. Разберите их по составу. Сделайте вывод.

- Как образовались прилагательные в 1 лаборатории? (От основ имен существительных с помощью суффикса –н-)

- Как образовались прилагательные во 2 лаборатории? (От основ имен существительных с помощью суффикса –н- и приставок.)

- Как образовались прилагательные в 3 лаборатории? (От основ имен существительных с помощью суффикса –н-)

- Сравните работу первой и третьей группы. Какой способ образования имён прилагательных они открыли?

- Какая особенность в словах третьей группы?

- Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ? (Корень оканчивается на н (луна), и добавляется суффикс -н-.)

- Где написана удвоенная согласная в этих словах? (На стыке корня и суффикса.) Слайд 12.

Вывод 1: слайд 13.


б) - Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные? Как вы думаете?

Работа по учебнику упр. 339, стр. 95 (фронтальная работа)

- Прочитайте первую пару слов. Какое было исходное слово? (Новый.)

- Определите часть речи.

- Прочитайте образованное от него слово.

- Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый с помощью суффикса -еньк-.)?

- Какое значение вносит в слово новенький суффикс -еньк-? (уменьши­тельно-ласкательное).

- Расскажите об образовании следующего слова. (Хорошенький, умненький–устно)

Далее 1 человек работает у доски письменно: беленький, бледненький (запись в тетрадь, разбор по составу)


- Как образовалось прилагательное красноватый?

(Это прилагательное образовалось от основы прилагательного красный с помощью суффикса –оват -)? Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени красный )

- Расскажите об образовании следующего слова (сероватый)

- Объясните значение этого слова. ( В некоторой, в определенной степени серый)

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый? - Объясните значение этого слова.

- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного голубой?

Вывод: Так как же еще образуются имена прилагательные?

(От основ имен прилагательных при помощи суффиксов – оват-, - еват-).

Слайд 14, 15.

- Выполняя это упражнение, мы говорили о различных цветах. А какие цвета помогают нам соблюдать правила дорожного движения?

Физминутка. Слайд 16.

Три цвета есть у светофора,

Они известны для шофера!

Красный цвет –

Проезда нет!

Желтый –

Будь готов к пути!

А зеленый цвет –

Кати!

( Красный – приседаем, жёлтый – встаём, зелёный – идём)


VI. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

1. Вернёмся к проблеме, возникшей в начале урока: «багряный » и «багровый» - это одно и то же слово или разные слова?

(Разбирают слова на доске, делают вывод, что эти слова разные, т.к. образованы с помощью разных суффиксов)

- Продолжаем трудиться.

2. Упр. 340 Осложненное списывание.

Алгоритм выполнения: слайд 17.

1. Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.

2. Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

3. Разбор прилагательного по составу.

Образец записи: цветной (ед.ч.,м.р.)

Слайд 18.

1 ряд 2 ряд 3 ряд

з лёнен кий б_рёзовый см шная

п левые л сное цв тную

краснен кое грубоватый карман ые

- Давайте проверим, что у вас получилось. Самопроверка по эталону. Слайд 19, 20, 21.

- Кто выполнил без ошибок? Поставьте себе оценку «5».

- Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку «4».

- Молодцы. Хорошо потрудились.

3. Игра-эстафета.
Каждая команда-ряд получает карточку, на которой написаны имена существительные (по числу игроков):

карман – честь – ячмень –

машина – ужас – мина –

кость – конь – вкус –

грусть – картон – месть –

скука – звук – молоко –

удача – небеса – век –

Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та коман­да, которая быстрее и правильнее выполнит задания.

VII. Итог урока.

- Какое открытие мы сегодня сделали?

- Так как же образуются имена прилагательные?

Блиц-опрос: да, нет.

1) имена прилагательные образуются от основ имён существительных и основ других прилагательных;

2) имена прилагательные образуются с помощью окончаний;

3) имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов;

4) удвоенный согласный пишется, если корень заканчивается на тот же согласный, с которого начинается суффикс;

5) в прилагательном конный пишется одна буква «н»;

6) в прилагательном конный пишется две буквы «н»

Проверка результатов: слайд 22.

VIII. Рефлексия. Оценки.

- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Словообразование имен прилагательных»?

 - Перед вами 2 пословицы. Слайд 23.

 «Дело мастера боится» (Вы уверены в своих знаниях.)

 «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать.)

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

 - Выберете ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и запишите её в тетрадь.

- Я приготовила для вас ещё одну пословицу: Всякий труд достоин награды.

- Оценки сегодня получили_______

- Спасибо всем! Молодцы! Слайд 24.

VIII. Домашнее задание (на выбор): упр.4, стр.99 или подобрать и записать по

4 прилагательных, образованных разными способами, разобрать их по составу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!