Тема. Словообразование имён прилагательных. (3 класс)
Цель: освоение правила словообразования имен прилагательных.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Регулятивные УУД:
- уметь высказывать свои предположения, видеть и осознавать учебную проблему, на этой основе ставить цель, определять учебные задачи;
- уметь проверять и оценивать результаты своей учебной деятельности, умения определять критерии оценивания;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать других;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме и письменной форме;
- уметь работать в паре, группе.
Предметные:
- открыть способы образования имен прилагательных от основ существительных и прилагательных;
-учиться разбирать слова по составу
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка. Покажите, с каким настроением вы начинаете работу? (Солнышко или тучка).
- Сегодня в нашем классе стало как-то светлее и теплее. Не догадались почему?
( Мнения детей)
- Да, у нас сегодня присутствуют гости, а гости в доме – это всегда радость. Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь им и поделитесь частичкой своей радости, своего тепла.
- Спасибо. А сейчас я расскажу учителям о вас, а вы, как только услышите слово, которым могли бы себя охарактеризовать, тихонечко садитесь за парту.
Вежливые, старательные,
Скромные и внимательные,
Добрые, умные, справедливые,
Веселые и счастливые.
- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.
Чтобы сегодняшний день остался в нашей памяти, давайте запомним эту дату. Откройте тетради и подпишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний
- Словами какой части речи я воспользовалась, называя, какие вы?
(Прилагательными.)
- Какую роль они играют в нашей речи?
(Они уточняют, украшают нашу речь, делают её образной, выразительной, яркой.)
- Да, если бы не было имён прилагательных, я не смогла бы рассказать о вас, какие вы. Догадались, какую тему будем изучать?
(Имя прилагательное)
-Да, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными. Как вы считаете, мы уже всё узнали об этой части речи?
(Наверное, нет)
- А сейчас, я предлагаю проверить, что мы уже знаем об имени прилагательном как части речи. (Тест)
- Поработайте в паре. Помните про наш девиз «Знаю сам – помогу товарищу».
(Работа в паре, проверка по слайду презентации, самооценка) Слайд 2, 3.
- Оцените свои знания, используя сигналы светофора: нет ошибок – зелёный цвет, 1-2 ошибки – жёлтый цвет, более двух ошибок – красный цвет.
- Что у нас получилось? У кого зелёный цвет, жёлтый, красный?
Я рада, что нет красного цвета – путь к новым знаниям открыт.
III. Словарная работа.
- Подберите синонимы к прилагательному «красный».
- Посмотрите, какие синонимы приводят нам авторы учебника: стр. 94, слова в рамочке.
- Слова какой части речи вы прочитали?
- Найдите среди этих прилагательных слова с орфограммами.
(Багровый, багряный)
- Какая орфограмма в этих словах?
(Буква безударного гласного в корне)
- Попробуйте проверить букву безударного гласного.
- В этих словах букву безударного гласного проверить нельзя, её нужно запомнить. Это словарные слова. Запишите их в тетрадь и обозначьте орфограмму.
- Что обозначают слова багровый и багряный?
(Мнения детей)
- В старину красную краску и все оттенки красного называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый и багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряным – чистый, яркий красный цвет.
Слайд 4.
(Примеры употребления слов поэзии: слайд 5, 6, 7).
- Предлагаю вам продолжить цепочку однокоренных слов. Послушайте отрывки из произведений и выберите однокоренные слова к словам багряный и багровый.
1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. (А. Пушкин)
2. Как красивы бывают рассветы...
И закат словно "охрой" облит,
Вновь в осенний багрянец одетый
Русский лес за лугами стоит. (Юрий Кулагин)
- Слова какой части речи вы дописали? (Имена существительные)
- Подберите однокоренное слово-глагол, запишите его.
(Аптекарша видит, как мало-помалу белеет восточный край неба, как он потом багровеет, словно от большого пожара. А.П. Чехов.)
IV. Постановка проблемы. Определение темы урока.
- Как вы думаете, багровый и багряный – это разные слова или одно и то же слово? (Мнения детей) Слайд 8.
- Почему мнения разошлись? Почему у нас возник спор?
( Мы ещё не умеем хорошо разбирать прилагательные по составу и не различаем хорошо части слова).
- Посмотрите на доску. Что здесь написано? (Части слова – морфемы) Слайд 9.
за- в- -оньк- -еньк- -оват-
об- на- -н- - чик-
- Как бы вы поделили их на группы?
- Как называются эти части слова? (Приставки, суффиксы)
- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в словообразовании)
- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)
- Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?
(Словообразование имён прилагательных)
- Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных ”. Слайд 10.
- Поставим перед собой учебные задачи. Что хотели бы узнать?
1. Как образуются имена прилагательные?
2.От каких основ?
3.С помощью чего образуются имена прилагательные? Слайд 11.
- Можете ли вы прямо сейчас ответить на эти вопросы и объяснить? Почему?
(Нет. Мы не знаем правила.)
V. Поиск решения учебной проблемы.
а) Работа в парах и мини-группах. (Работа по карточкам)
- Сейчас вы попробуете провести небольшую исследовательскую работу: опираясь на данные вам материалы, понаблюдайте за составом имен прилагательных и выясните, как они образованы. Каждый ряд – творческая лаборатория, где будете трудиться вы - исследователи-лингвисты.
1 ряд грязь + н = грязный
ум + н = ?________________________
гора + н = ? _________________________
Вывод: Имена прилагательные образованы от основ _________________________ с помощью _____________________________________.
2 ряд на + стена + н = настенный
под + вода + н = ? ___________________________
на + стол + н = ? _____________________________
Вывод: Имена прилагательные образованы от основ _________________________ с помощью ________________________________________________________ .
3 ряд длина + н = длинный
луна + н = ? _____________________________________
сон + н = ? _____________________________________
Вывод: Имена прилагательные образованы от основ _________________________ с помощью _________________________________________________________ .
- Чья творческая лаборатория работает успешнее?
- Кто уже готов дать ответ на вопрос: как образуются имена прилагательные, от каких основ и с помощью чего?
(1 человек от каждого ряда у доски)
- Запишите слова вместо вопросительного знака в тетрадь. Разберите их по составу. Сделайте вывод.
- Как образовались прилагательные в 1 лаборатории? (От основ имен существительных с помощью суффикса –н-)
- Как образовались прилагательные во 2 лаборатории? (От основ имен существительных с помощью суффикса –н- и приставок.)
- Как образовались прилагательные в 3 лаборатории? (От основ имен существительных с помощью суффикса –н-)
- Сравните работу первой и третьей группы. Какой способ образования имён прилагательных они открыли?
- Какая особенность в словах третьей группы?
- Почему эти слова пишутся с удвоенной буквой н ? (Корень оканчивается на н (луна), и добавляется суффикс -н-.)
- Где написана удвоенная согласная в этих словах? (На стыке корня и суффикса.) Слайд 12.
Вывод 1: слайд 13.
б) - Только ли от основ имен существительных могут образовываться прилагательные? Как вы думаете?
Работа по учебнику упр. 339, стр. 95 (фронтальная работа)
- Прочитайте первую пару слов. Какое было исходное слово? (Новый.)
- Определите часть речи.
- Прочитайте образованное от него слово.
- Как получили слово новенький? (Это прилагательное образовалось от основы прилагательного новый с помощью суффикса -еньк-.)?
- Какое значение вносит в слово новенький суффикс -еньк-? (уменьшительно-ласкательное).
- Расскажите об образовании следующего слова. (Хорошенький, умненький–устно)
Далее 1 человек работает у доски письменно: беленький, бледненький (запись в тетрадь, разбор по составу)
- Как образовалось прилагательное красноватый?
(Это прилагательное образовалось от основы прилагательного красный с помощью суффикса –оват -)? Объясните значение этого слова.( В некоторой, в определенной степени красный )
- Расскажите об образовании следующего слова (сероватый)
- Объясните значение этого слова. ( В некоторой, в определенной степени серый)
- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного коричневый? - Объясните значение этого слова.
- Какое прилагательное образуем от основы имени прилагательного голубой?
Вывод: Так как же еще образуются имена прилагательные?
(От основ имен прилагательных при помощи суффиксов – оват-, - еват-).
Слайд 14, 15.
- Выполняя это упражнение, мы говорили о различных цветах. А какие цвета помогают нам соблюдать правила дорожного движения?
Физминутка. Слайд 16.
Три цвета есть у светофора,
Они известны для шофера!
Красный цвет –
Проезда нет!
Желтый –
Будь готов к пути!
А зеленый цвет –
Кати!
( Красный – приседаем, жёлтый – встаём, зелёный – идём)
VI. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.
1. Вернёмся к проблеме, возникшей в начале урока: «багряный » и «багровый» - это одно и то же слово или разные слова?
(Разбирают слова на доске, делают вывод, что эти слова разные, т.к. образованы с помощью разных суффиксов)
- Продолжаем трудиться.
2. Упр. 340 Осложненное списывание.
Алгоритм выполнения: слайд 17.
1. Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.
2. Определение числа и рода прилагательного по окончанию.
3. Разбор прилагательного по составу.
Образец записи: цветной (ед.ч.,м.р.)
Слайд 18.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
з лёнен кий б_рёзовый см шная
п левые л сное цв тную
краснен кое грубоватый карман ые
- Давайте проверим, что у вас получилось. Самопроверка по эталону. Слайд 19, 20, 21.
- Кто выполнил без ошибок? Поставьте себе оценку «5».
- Кто допустил 1 ошибку? Поставьте себе оценку «4».
- Молодцы. Хорошо потрудились.
3. Игра-эстафета.
Каждая команда-ряд получает карточку, на которой написаны имена существительные (по числу игроков):
карман – честь – ячмень –
машина – ужас – мина –
кость – конь – вкус –
грусть – картон – месть –
скука – звук – молоко –
удача – небеса – век –
Каждый игрок образует от основы существительного однокоренное прилагательное с помощью суффикса -н- и записывает его справа, после чего передает карточку следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задания.
VII. Итог урока.
- Какое открытие мы сегодня сделали?
- Так как же образуются имена прилагательные?
Блиц-опрос: да, нет.
1) имена прилагательные образуются от основ имён существительных и основ других прилагательных;
2) имена прилагательные образуются с помощью окончаний;
3) имена прилагательные образуются с помощью приставок и суффиксов;
4) удвоенный согласный пишется, если корень заканчивается на тот же согласный, с которого начинается суффикс;
5) в прилагательном конный пишется одна буква «н»;
6) в прилагательном конный пишется две буквы «н»
Проверка результатов: слайд 22.
VIII. Рефлексия. Оценки.
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Словообразование имен прилагательных»?
- Перед вами 2 пословицы. Слайд 23.
«Дело мастера боится» (Вы уверены в своих знаниях.)
«Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать.)
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Выберете ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и запишите её в тетрадь.
- Я приготовила для вас ещё одну пословицу: Всякий труд достоин награды.
- Оценки сегодня получили_______
- Спасибо всем! Молодцы! Слайд 24.
VIII. Домашнее задание (на выбор): упр.4, стр.99 или подобрать и записать по
4 прилагательных, образованных разными способами, разобрать их по составу.