СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 7 класс. Отрицательные частицы НЕ и НИ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока русского языка для 7 класса "Отрицательные частицы НЕ и НИ". 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 7 класс. Отрицательные частицы НЕ и НИ.»

Урок русского языка в 7 классе

(УМК М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др., М., «Просвещение»)

Учитель МКОУ Лесковская ООШ Шмигирилова Светлана Ильинична.

Тема урока «Отрицательные частицы НЕ и НИ».

Цель:

-формирование умения различать смысловые значения частиц НЕ и НИ.

Задачи.

1. Образовательные:

- научить детей понимать смысл словосочетания или предложения с не и ни;

- сознательно анализировать, сопоставлять возможные варианты, доказывать свой выбор.

2. Развивающие:

- развивать зрительную память, наблюдательность, внимательность;

- уметь составлять предложения.

3. Воспитательные:

-прививать чувство любви к Родине, природе, родному краю.

Социализация

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: учебник.

Эпиграф: «Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам». Гёте.



Ход урока

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята.

Вызов. Наш урок я хочу начать со стихотворения, а вы догадайтесь, какое слово я не прочитала.

Я – часть речи с названием …, /частица/

Встречаюсь вам почти на всех страницах.

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья,

Могу помочь я форм образованью,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

- Думаю, вы догадались, о какой части речи пойдёт речь.

Запишем число, классная работа, тема урока: «Отрицательные частицы НЕ и НИ.»

1.Актуализация знаний: вспоминаем то, что знаем о частице.

Составление таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы – ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами) пишутся через дефис.

Как различать частицы НЕ – НИ?



Продолжите предложение. - Частица – это …..

- Как могут писаться частицы? (Вариант: Заполните пропуски в кластере.)

3.Ввод в тему. (Определяем проблему)

Эпиграфом к уроку у нас будут слова немецкого поэта Гёте. Запишите в тетрадь:

Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам. Гёте.

- А как вы понимаете смысл этих слов?

- Какие частицы есть в высказывании Гёте?

- Какой оттенок они вносят в предложение?

- К какому разряду они относятся?

- Как вы думаете, о каких частицах мы будем говорить на уроке?

* Запишите в таблицу, что вы хотите узнать об этих частицах.

4. Изучение нового материала. (Решаем проблему)

- Запишем тему урока … «Отрицательные частицы не и ни».

Мотивация. - Кто не проклинал эти частицы! Кто не бранился, часто ошибаясь в словах и предложениях с не и ни! Кто в минуту гнева не говорил: «Какая разница, что писать?»

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (научиться различать по смыслу частицы не – ни, уметь их правильно писать)

Мы постараемся понять, почему нужны они в речи, как меняется смысл от неверного их написания. Многие замечательные слова «приходят и уходят», а НЕ – НИ остаются.

Частицы не - ни в безударном положении совпадают в произношении. Это приводит к ошибкам в употреблении этих частиц, различать их надо по их значению, опираясь на контекст.

Сегодня постараемся научиться различать не – ни. По ходу урока записывайте в таблицу то, что узнали на уроке.

1- е значение НЕ. Посмотрите на предложения.

1. Вы не были в Воронежском заповеднике.

2. Не вы были в Воронежском заповеднике.

3. Вы были не в Воронежском заповеднике.

- Какой смысл вносит частица не?

-Перед каким членом предложения стоит частица не?

Вывод: в 1 случае всё предложение отрицательное, т. к. НЕ стоит перед сказуемым;

во 2 и 3 предложениях отрицается только один факт (кто-то другой был, где-то вы были), а в целом смысл у предложений утвердительный.

- Убедимся в правильности выбора, прочитаем определение в вашем учебнике.

Задание: Ребята, я прочитаю вам предложения. (Работа с текстом. Один у доски)

Чего не надо делать в лесу.

Не ломайте вершинку у берёзки. Вершинка не вырастает заново.

Не разжигайте без необходимости костёр. Не оставляйте огонь непогашенным. Не погашенный вовремя огонь может принести непоправимое несчастье.

Вопросы. – Можно ли назвать записанные предложения текстом?

- К какому стилю речи принадлежит текст?

- Какова основная мысль текста?

- Выпишите предложения, в которых частица НЕ придаёт отрицательное значение всему предложению. Где должна стоять частица не?

2-е значение. Частица НЕ вносит отрицание в предложение. А какое значение вносит частица НЕ в следующие предложения? Запишите в тетрадь.

Я не могу не думать о сбережении природы моей Родины.

Не могу не говорить об охране природы.

Вывод: здесь два отрицания, каждая частица НЕ употреблена в отрицательном значении, но смысл у предложения утвердительный.

Давайте обратимся к учебнику и убедимся в правильности нашего вывода. Прочитаем определение.

Задание. Поработаем в паре. Запишите предложения, ставя частицу НЕ сначала только перед 1-м глаголом, затем только перед 2-м, перед обоими сразу. В каком случае предложение получило не отрицательный, а положительный смысл?

  1. Школьный сад может расцвести весной.

  2. Я могу летом поехать в лагерь «Солнышко».

3- значение. - Посмотрите на следующие предложения, которые напечатаны на ваших листках. Прочитаем выразительно.

1) Кто не восхищается необъятными просторами России!

2) Милый товарищ, нам ли не знакома эта горячая жизнь начеку? (В.Луговской)

3) И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе не любить её? (Н. В. Гоголь)

- В чём особенность этих предложений?

- Какие они по цели высказывания?

- Нужны ли ответы на эти вопросы? Как называются такие вопросы?

(Такие вопросы называют риторическими. Особенность риторических вопросов в том, что вопрос ставится не с целью получить ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению.)

- Обратите внимание, что в конце таких предложений ставится вопросительный или восклицательный знаки, отрицательный смысл этих предложений не замечается, это отрицательная конструкция всегда пишется с НЕ.

Творческое задание. - Давайте сами попробуем сочинить предложения с риторическими вопросами.

5. Физкультминутка. Я буду вам читать стихотворение, а вы, ребята, делаете движения и хором называете частицы, которые услышите.

Что за трудный наш урок!

Неужели не устали?

Уж пора бы распрямиться, потянуться.

Как нужна нам физзарядка!

Глазками перемигнемся и

И друг другу улыбнемся!

- Какие частицы вы услышали, выполняя упражнения?





4- значение. Задание. А когда же в предложении употребляется частица НИ. Запишите предложения.

1.На небе ни облачка.

2. Нет ни ветра, ни дождя.

- Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.

-Есть ли подлежащее в предложении?

1. Сказуемые нет, не видно в 1-м предложении опущены, а частица ни усиливает отрицательный смысл этих опущенных, но подразумевающихся сказуемых.

2. - Какое значение у предложений?

Частица НИ усиливает отрицание, которое выражено словами не, нельзя, нет.

5- значение. Запишем такие предложения.

1. Кто не бывал в Дивногорье, тому стоит поехать туда.

2. Кто ни бывал в Дивногорье, всем очень понравилось.

– Ребята, простые или сложные предложения мы записали?

- Что получится, если написать частицу НЕ во 2- предложении?

- Если опустить частицу НИ, изменится ли смысл? А НЕ?

- Какое значение вносит частица НЕ в 1-е предложение? НИ во 2- е предложение?

Чтобы убедиться в правильном выводе, прочитаем правило в учебнике.

Потренируемся, выполняя упражнение 388.

6. Закрепление.

Задание. Ребята, у вас на листочках напечатаны предложения. Прочитайте. Объясните написание НЕ и НИ, опираясь на алгоритм

Ни метель, ни мороз не остановили путников.

За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса.

Как ни трудно было взбираться на гору, никто не пожаловался на усталость.

Где мы ни бывали, нас встречали с радостью.

Где мы не бывали, туда нам и предстоит поехать.


 Учитель: Прочитайте предложения и объясните употребление в нем частиц     «не» и «ни».


  1. Итоги. Вернёмся к таблице. Что же вы узнали сегодня?

Вывод:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1.Служебная часть речи.

2.Служит для образования форм слова.

3.Вносит различные оттенки значения.

4. Служат для отрицания, усиления отрицания.

5.Частицы БЫ, ЛИ, ЖЕ пишутся раздельно.

6.Частицы – ТО, - КА, - ТАКИ (с наречиями, глаголами) пишутся через дефис.

Как различать частицы НЕ - НИ

1.В отрицательном предложении – не.

2.В утвердительном предложении при двойном не – не.

3.В предложении с риторическим вопросом и восклицанием – не.

4.В СПП с отрицанием – не.

5.В односоставном безличном предложении усиливает отрицание - ни.

6. В СПП с утвердительным значением – ни.

- Когда пишется частица не? Какое значение она придаёт предложению?

- Что такое риторический вопрос и какая частица в нём пишется?

Когда пишется частица ни?

Обратимся к эпиграфу. Теперь мы понимаем значение частиц НЕ и НИ, а значит, эти знания теперь принадлежат нам.

Домашнее задание (на выбор)

  1. П. 67, упр.387

  2. Выписать из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 6 - 10 предложений с частицами НЕ – НИ.

  3. Написать сочинение-миниатюру, обязательно используя частицы НЕ - НИ, на тему «Чего не надо делать в лесу».

Рефлексия.

Проверим, что вы запомнили из сегодняшней темы. Продолжите фразы:

На уроке я хорошо понял …

Я научился …

Открытием для меня было …

Мне удалось …

Спасибо за урок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!