СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спряжение глаголов. Изменение по лицам и числам.

  1. Орг.момент (2 мин)

Ребята! Давайте  улыбнемся, как  улыбается  солнце, посмотрим вокруг и  подарим  частичку  своего хорошего  настроения  друг  другу.                                                                                                                                                Урок мы должны начать с хорошего настроения. Ведь хорошее начало – это половина дела.  Помните,  улыбаясь,  мы  улучшаем  свое  здоровье и  делаем прекраснее  окружающий  нас  мир.  

Ровно, правильно сиди,

Всё ль готово погляди,

Ножки правильно поставь,

Разговоры все оставь.

 - Сегодня мы на уроке будем учиться думать, рассуждать, запоминать, а для этого сегодня мы отправимся в путешествие.   

У всех на партах лежат маршрутные листы путешественника. На самом вверху нарисуйте, какое настроение сегодня у вас на уроке. (смайлики)

Я желаю вам, чтобы к концу урока оно у вас только улучшилось и постараюсь в этом помочь.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие, послушайте стихотворение.

Удивительная часть речи

В нашем языке живет:

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или вяжет, или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит.

Все расскажет нам … (Глагол)

Правильно! Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Молодцы! Мы будем не просто говорить о глаголе, а совершим увлекательное путешествие в страну Глаголию в Красивый дворец . Как вы думаете зачем?

  1. Этап Ни одно путешествие не проходит без приключений. Поэтому и нам на пути  будут встречаться различные препятствия.  На маршрутных листах вы будете оценивать свою работу во время путешествия. (Сигнальные кружки). Картинка)

(картинка шара).

Чтобы взлететь, Вспомните волшебные слова из мультфильма «Летучий корабль»

-В добрый путь. Земля, прощай!

Взлететь-то шар взлетел,

Только он не полетел.

Тяжело мне говорит. Нам необходим ветер. В этом нам поможет бабочка.

  • Упражнения «Горизонтальная восьмерка» (При выполнении упражнения «горизонтальная восьмёрка» в действие включаются одновременно оба полушария головного мозга.) -«Напишите» в воздухе вытянутой левой рукой «лежащую» восьмерку.  Движение начинайте с центральной точки пересечения всех линий фигуры, затем против часовой стрелки ведите руку влево, описывая круг и возвращаясь в центральную точку.  Из неё ведите руку вправо вверх по часовой стрелке и снова возвращайтесь в исходную центральную точку. То же самое упражнение проделайте правой рукой. -А теперь  попытайтесь выполнить упражнение обеими руками одновременно.
  • Упражнение на дыхание «Бабочки» ( Усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.)

-Давайте возьмем наших бабочек и поработаем над дыханием. Бабочку берем за серединку нитки, воздух набираем через носик, плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Выдох делаем через рот, постепенно. Наши бабочки будут порхать над  нами, и нам помогать лететь. (Повторяют несколько раз.)

  1. Чтобы набрать скорость нам необходимо вспомнить:
  2. Что такое глагол?
  3. Как изменяются глаголы? (оценивание) (5-7  минут)

4.Мы  прилетели в страну Глаголия (картинка).

На пути в Дворец стоит лес густой.  - Найдите в путевых листах задание № 2 Выполним задание «Временной перевал».

- Определите число и время глаголов. 1 минута. 1 учащийся на закрытой доске. Проверка (оценивание). (3 мин).

Подготовка к изучению нового материала.

- Движемся дальше. Нам необходимо попасть во дворец страны Глаголия.

5. Упражнение в подборе глаголов неопределённой формы, постановка вопроса к ним. Работа в группе

– Сейчас мы разгадаем кроссворд. Для этого вам требуется умение правильно ставить глагол в неопределённую форму и верно задавать к нему вопрос.

1. Обращаться с просьбой. (Просить.)

2. Прийти с опозданием. (Опоздать.)

3. Относиться бережно к чему-либо. (Беречь.)

4. Нести охрану. (Охранять.)

5. Нести службу. (Служить.)

6. Одержать победу. (Победить.)

7. Сделать маленьким. (Уменьшить.)

8. Сделать белым. (Побелить.)

9. Принять решение. (Решить.)

– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном вертикальном столбце. (Спряжение.) (оценивают) 5 мин.

- Что такое спряжение? Какую цель перед собой поставим? (Узнать что такое спряжение? Как спрягаются глаголы?)

 Молодцы. Вот мы и во дворце дядюшки Глагола.(картинка дворца)

6.Хотите с ним познакомиться? Для этого нам необходимо достичь своей цели.

– Что же  такое спряжение? Предположения ребят.

Физминутка

Мы работали,  писали

И немножечко устали.

Потихоньку дружно встали.

И движенья показали.

Как живёшь? – Вот так!

Как идёшь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Как летишь? – Вот так!

Как плывёшь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

Чтобы нам это узнать, что нам необходимо сделать? (исследование)

7. Работа над новым материалом. Работа в паре. «Кто быстрей»

  1. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам

Прочитайте предложения. Местоимение какого лица и числа пропущено в каждом предложении? Вставьте подходящие местоимения и запишите.

 

… рисую.

…нарисую.

… рисуешь.

… нарисуешь.

…рисует.

… нарисует.

… рисуем.

… нарисуем.

…рисуете.

… нарисуете.

…. рисуют.

… нарисуют.

- Местоимения какого лица вы употребляли? Что вы заметили? (форма глагола меняется в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён). Что ещё изменялось (личные окончания).

- Какой можно сделать вывод? (глаголы изменяются по лицам) и определить это можно по….. (местоимению).

- В каком времени употреблены глаголы? (в наст. и буд. времени)

- Определите число глаголов?

- На какой вопрос нам необходимо было ответить? (что такое спряжение?).

-    Кто может дать определение? Спряжение – это…

8. Работа по учебнику.        Стр 80-81 правило

Вы провели исследование. Достигли ли вы свою цель?

Вот и дядюшка Глагол. (картинка Глагола).

9.-  Он предлагает закрепить наши знания и выполнить упр. 165. Работа в парах. Прочитай вслух задание Данил. Устно выполняем, а письменно проспрягайте любой на выбор глагол. (2 минуты). (оценивают) 4 мин?

– При помощи чего вы будете спрягать глаголы? (При помощи личных местоимений и вопросов.)

Далее выполняется спряжение глаголов   ученики  работают самостоятельно. Окончания глаголов нужно выделить.

– В каком времени вы изменяли глаголы? Докажите это.

– Какая часть слова при этом изменялась?

– Как же вы изменяли глаголы? (По числам и лицам.)

Что заметили? (Глаголы в прошедшем времени не спрягаются, т.к. окончания не6 изменяются; они изменяются по числам, в единственном числе по родам.)

10. Рефлексия Чтобы нам вернуться домой БАБОЧКИ нам нужно выполнить последнее задание самостоятельно на карточке (задания на выбор).

Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания.

…. идёт, …. побежим, ….. смеются, ….. думаешь, ….. делали, ….. пишу, …… рисуете, ….. простят.

2. Определи лицо и число глагола в каждом предложении.

 Однажды я с мамой пошёл на завод.

 Там мама показала мне много интересных машин.

 В заводской газете ты увидишь статью о маме.

 

 

Проверь себя!

 

  1. Он идёт (3. л, мн.ч.),  мы побежим (1 л, мн. ч), они смеются (3 л, мн.ч.),

ты думаешь (2 л, ед.ч), они делали (3. л, мн.ч.),  я пишу (1 л, ед.ч),

вы рисуете (2 л, мн.ч), они простят (3 л, мн.ч).

 

2. Определи лицо и число глагола в каждом предложении.

Однажды я с мамой пошёл (1 л., ед.ч.)  на завод.

Там она показала (3 л., ед.ч.)  мне много интересных машин.

В заводской газете ты увидишь (2 л., ед.ч.)  статью о маме. (5 мин)

(5 мин) - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу по путевому листу. По цветам сколько красных кружков.

6. Сегодня на уроке я: 

- узнал новое…

- научился …

- было трудно…

- все понял, могу помочь другим… Покажите настроение в конце урока.

 

  1. Д/задание : стр 82 упр. 166.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 4 класс»

Спряжение глаголов. Изменение по лицам.

Цель урока: 1) формировать умение спрягать глаголы  в настоящем и будущем времени, определять лицо и число глаголов; 2) развивать каллиграфию, грамотность письма, связную речь; 3) воспитывать старательность, самостоятельность, положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Задачи урокаФормируемые УУД:

Познавательные:1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее  эффктивных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, с одноклассниками; участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания и др.; .участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Регулятивные

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место;  определять план выполнения заданий с помощью учителя;  оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении; оценка.

Приготовить два карандаша красного и зелёного цвета.

  1. Орг.момент (2 мин)

Ребята! Давайте улыбнемся, как улыбается солнце, посмотрим вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Урок мы должны начать с хорошего настроения. Ведь хорошее начало – это половина дела. Помните, улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

Ровно, правильно сиди,

Всё ль готово погляди,

Ножки правильно поставь,

Разговоры все оставь.

- Сегодня мы на уроке будем учиться думать, рассуждать, запоминать, а для этого сегодня мы отправимся в путешествие.

У всех на партах лежат маршрутные листы путешественника. На самом вверху нарисуйте, какое настроение сегодня у вас на уроке. (смайлики)

Я желаю вам, чтобы к концу урока оно у вас только улучшилось и постараюсь в этом помочь.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие, послушайте стихотворение.

Удивительная часть речи

В нашем языке живет:

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или вяжет, или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит.

Все расскажет нам … (Глагол)

Правильно! Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Молодцы! Мы будем не просто говорить о глаголе, а совершим увлекательное путешествие в страну Глаголию в Красивый дворец . Как вы думаете зачем?

  1. Этап Ни одно путешествие не проходит без приключений. Поэтому и нам на пути будут встречаться различные препятствия. На маршрутных листах вы будете оценивать свою работу во время путешествия. (Сигнальные кружки). Картинка)

(картинка шара).

Чтобы взлететь, Вспомните волшебные слова из мультфильма «Летучий корабль»

-В добрый путь. Земля, прощай!

Взлететь-то шар взлетел,

Только он не полетел.

Тяжело мне говорит. Нам необходим ветер. В этом нам поможет бабочка.

  • Упражнения «Горизонтальная восьмерка»
    (При выполнении упражнения «горизонтальная восьмёрка» в действие включаются одновременно оба полушария головного мозга.)
    -«Напишите» в воздухе вытянутой левой рукой «лежащую» восьмерку. Движение начинайте с центральной точки пересечения всех линий фигуры, затем против часовой стрелки ведите руку влево, описывая круг и возвращаясь в центральную точку.
    Из неё ведите руку вправо вверх по часовой стрелке и снова возвращайтесь в исходную центральную точку. То же самое упражнение проделайте правой рукой.
    -А теперь попытайтесь выполнить упражнение обеими руками одновременно.

  • Упражнение на дыхание «Бабочки» ( Усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.)

-Давайте возьмем наших бабочек и поработаем над дыханием. Бабочку берем за серединку нитки, воздух набираем через носик, плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Выдох делаем через рот, постепенно. Наши бабочки будут порхать над нами, и нам помогать лететь. (Повторяют несколько раз.)

  1. Чтобы набрать скорость нам необходимо вспомнить:

  1. Что такое глагол?

  2. Как изменяются глаголы? (оценивание) (5-7 минут)

4.Мы прилетели в страну Глаголия (картинка).

На пути в Дворец стоит лес густой. - Найдите в путевых листах задание № 2 Выполним задание «Временной перевал».

- Определите число и время глаголов. 1 минута. 1 учащийся на закрытой доске. Проверка (оценивание). (3 мин).

Подготовка к изучению нового материала.

- Движемся дальше. Нам необходимо попасть во дворец страны Глаголия.

5. Упражнение в подборе глаголов неопределённой формы, постановка вопроса к ним. Работа в группе

– Сейчас мы разгадаем кроссворд. Для этого вам требуется умение правильно ставить глагол в неопределённую форму и верно задавать к нему вопрос.

1. Обращаться с просьбой. (Просить.)

2. Прийти с опозданием. (Опоздать.)

3. Относиться бережно к чему-либо. (Беречь.)

4. Нести охрану. (Охранять.)

5. Нести службу. (Служить.)

6. Одержать победу. (Победить.)

7. Сделать маленьким. (Уменьшить.)

8. Сделать белым. (Побелить.)

9. Принять решение. (Решить.)

– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном вертикальном столбце. (Спряжение.) (оценивают) 5 мин.

- Что такое спряжение? Какую цель перед собой поставим? (Узнать что такое спряжение? Как спрягаются глаголы?)

Молодцы. Вот мы и во дворце дядюшки Глагола.(картинка дворца)

6.Хотите с ним познакомиться? Для этого нам необходимо достичь своей цели.

– Что же такое спряжение? Предположения ребят.

Физминутка

Мы работали, писали

И немножечко устали.

Потихоньку дружно встали.

И движенья показали.

Как живёшь? – Вот так!

Как идёшь? – Вот так!

Как бежишь? – Вот так!

Как летишь? – Вот так!

Как плывёшь? – Вот так!

Как сидишь? – Вот так!

Чтобы нам это узнать, что нам необходимо сделать? (исследование)

7. Работа над новым материалом. Работа в паре. «Кто быстрей»

  1. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам

Прочитайте предложения. Местоимение какого лица и числа пропущено в каждом предложении? Вставьте подходящие местоимения и запишите.



… рисую.

…нарисую.

… рисуешь.

… нарисуешь.

…рисует.

… нарисует.

… рисуем.

… нарисуем.

…рисуете.

… нарисуете.

…. рисуют.

… нарисуют.

- Местоимения какого лица вы употребляли? Что вы заметили? (форма глагола меняется в зависимости от того, с каким местоимением он употреблён). Что ещё изменялось (личные окончания).

- Какой можно сделать вывод? (глаголы изменяются по лицам) и определить это можно по….. (местоимению).

- В каком времени употреблены глаголы? (в наст. и буд. времени)

- Определите число глаголов?

- На какой вопрос нам необходимо было ответить? (что такое спряжение?).

- Кто может дать определение? Спряжение – это…

8. Работа по учебнику. Стр 80-81 правило

Вы провели исследование. Достигли ли вы свою цель?

Вот и дядюшка Глагол. (картинка Глагола).

9.- Он предлагает закрепить наши знания и выполнить упр. 165. Работа в парах. Прочитай вслух задание Данил. Устно выполняем, а письменно проспрягайте любой на выбор глагол. (2 минуты). (оценивают) 4 мин?

– При помощи чего вы будете спрягать глаголы? (При помощи личных местоимений и вопросов.)

Далее выполняется спряжение глаголов ученики работают самостоятельно. Окончания глаголов нужно выделить.

– В каком времени вы изменяли глаголы? Докажите это.

– Какая часть слова при этом изменялась?

– Как же вы изменяли глаголы? (По числам и лицам.)

Что заметили? (Глаголы в прошедшем времени не спрягаются, т.к. окончания не6 изменяются; они изменяются по числам, в единственном числе по родам.)

10. Рефлексия Чтобы нам вернуться домой БАБОЧКИ нам нужно выполнить последнее задание самостоятельно на карточке (по выбору).

Подставьте к глаголам местоимения, определите их лицо и число, выделите окончания.

…. идёт, …. побежим, ….. смеются, ….. думаешь, ….. делали, ….. пишу, …… рисуете, ….. простят.

2. Определи лицо и число глагола в каждом предложении.

Однажды я с мамой пошёл на завод.

Там мама показала мне много интересных машин.

В заводской газете ты увидишь статью о маме.



Проверь себя!


  1. Он идёт (3. л, мн.ч.), мы побежим (1 л, мн. ч), они смеются (3 л, мн.ч.),

ты думаешь (2 л, ед.ч), они делали (3. л, мн.ч.), я пишу (1 л, ед.ч),

вы рисуете (2 л, мн.ч), они простят (3 л, мн.ч).


2. Определи лицо и число глагола в каждом предложении.

Однажды я с мамой пошёл (1 л., ед.ч.) на завод.

Там она показала (3 л., ед.ч.) мне много интересных машин.

В заводской газете ты увидишь (2 л., ед.ч.) статью о маме. (5 мин)

(5 мин) - Ребята, попробуйте сами оценить свою работу по путевому листу. По цветам сколько красных кружков.

6. Сегодня на уроке я:

- узнал новое…

- научился …

- было трудно…

- все понял, могу помочь другим… Покажите настроение в конце урока.



  1. Д/задание : стр 82 упр. 166.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!