Тема: «Особенности проверяемого и проверочного слова».
Общеобразовательная цель: усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов; формировать представление о соответствии правописания гласных в однокоренных словах под ударением и без.; тренировать умение подбирать однокоренные слова и форму слова;
Деятельностная цель: формировать умение строить и применять новое знание.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель: Включение в учебную деятельность Определить содержательные рамки урока Мотивация посредством пословиц | Организация учебного процесса: Добрый день! – Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие – открытие. Это урок – приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к стране Знаний. Скажите, какими качествами должен обладать человек, который отправляется в путешествие – открытие? (Наблюдательным, внимательным, сообразительным, выносливым…) Девизом нашего урока я взяла высказывание известного живописца, скульптора Леонардо да Винчи «Любое препятствие преодолевается настойчивостью!» Прочитайте высказывание. Что вы понимаете в этом высказывании? Для чего нужна настойчивость ученикам школы? Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут. По дороге школьных знаний Всех к успеху приведут! - Пожелайте друг другу успехов! | Объяснение смысла высказывания, значения уметь учиться, что учению необходимо в учении настойчивость и трудолюбие. Желают друг другу успехов. |
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ Цель: Актуализировать умение находить место затруднения Повторить правила правописания и проверки безударных гласных в корне Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение | 1) Однокоренные слова и формы слова. Учитель открывает на доске задание
САД САДОВНИК ПОСАДИЛ САДИК САДЫ - Что общего у этих слов? (Корень.) А на какие две группы можно разделить эти слова? (На однокоренные и форму слова.) На планшетах работа в парах, показать 2 группы слов: однокоренные и форма слова. Докажите, почему в первой группе форма слова, а во второй однокоренные слова. 2) Формирование представлений о понятии «ударные и безударные гласные в корне слова» Один учащиеся выполняет задание у доски САД ПОСАДИЛ САДИК САДОВНИК. Учащиеся выполняют на индивидуальных планшетках, один учащийся выполняет задание у доски. Как назовем слова первого столбика? Почему? Как назовем слова второго столбика? Почему? Чем эти слова отличаются? 3) Пробное действие. - Вставить пропущенную букву в слово «ЗАП[и, е]ВАТЬ. Учитель фиксирует на доске варианты равенств. Учащиеся в замешательстве. | Ребята делят на группы по признаку форма и однокоренные слова. Работа в парах, двое у СМАРТ-доски делят на 2 группы слов. 1 форма 2 однокоренные слова Сад садовник Сады посадил садик На слова у которых ударный корень и слова, в котором корень безударный. Ударные и безударные гласные в корне слова. Мы повторили понятия ударение и корень слова, узнали, что ударение может падать, как на гласную в корне слова, так и на гласную вне корня. Проверочные и проверяемые слова Мы не смогли вставить нужную гласную. Мы не можем назвать правило, по которому действовали. Нужно подумать над нашим затруднением. |
3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения. | Организация учебного процесса на этапе 3: Какое задание вы выполняли? Каким правилом пытались воспользоваться? Смогли ли вы подобрать проверочные слова? Почему? Продолжи предложение «Я не могу…» В чем возникло затруднение? Почему возникло затруднение? Продолжи предложение «Я не знаю…» | Мы вставляли пропущенную гласную. Правилом определения понятия однокоренных слов. Я не могу вставить безударную гласную.. Я не знаю правила взаимосвязи между проверочными и проверяемыми словами. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: 1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока; 2) построить план и определить средства достижения цели. | Организация учебного процесса на этапе 4: Какую же цель вы перед собой поставите? Тема нашего урока: Проверочные и проверяемые слова. Скажите, что вам поможет. Вспомните задания, которые вы выполняли в начале урока. Каким образом? Что ещё повторяли? Как это может помочь? Составление проекта выхода из затруднения. - Давайте предположим, что если проверямые слова зависят от проверочных, то необходимо подбирать группу проверочных слов. | - Разбивали слова на две группы. - Проверочные и проверяемые слова. - Используя признаки однокоренных слов, попробуем установить, какую гласную нужно вставлять, сделаем вывод. |
5. Реализация построенного проекта. Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона); 3) организовать уточнение общего характера нового знания. | Организация учебного процесса на этапе 5: 1. 2, 3 группам Задание: Я ЗАП[И]ВАЛ лекарство водой. ПЛАН: Записать слово с объяснением смысла слова. Подобрать группу однокоренных слов. Выбрать из них проверочные Вставить букву. Вывод: АЛГОРИТМ: 4, 5, 6 группам Задание: Я громко ЗАП[И]ВАЛ в хоре. ПЛАН: Записать слово с объяснением смысла слова. Подобрать группу однокоренных слов. Выбрать из них проверочные Вставить букву. Вывод: АЛГОРИТМ:
В случае возникновения у учащихся затруднений, учитель организует подводящий диалог: Каким свойством однокоренных слов воспользуемся? (У всех однокоренных слов корень должен быть одинаковый.) Значит, что необходимо сделать? (Подобрать однокоренное слово, чтобы на гласную падало ударение.) Только ли нам могут помочь однокоренные слова? (Можно использовать тоже слово, изменяя его форму.) Откроем учебники на странице Сделайте вывод. Смогли вы преодолеть затруднение? Какой следующий шаг вы должны сделать на уроке? | (Каждый член группы имеет право высказать свое мнение, пока один говорит, остальные должны внимательно выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он следит за работой в группе и выбирает того, кто будет представлять работу.) Один из учащихся записывает слова на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках. В случае организации групповой работы, учащиеся представляют свои проекты. Вариант представления: Используя свойство однокоренных слов, что все корни у однокоренных слов одинаковые, мы сделали вывод: для того, чтобы правильно вставить безударную гласную в корне слова необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение или изменить форму слова. Проверим наше открытие. ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУППП ПО ДОКУМЕНТ-КАМЕРЕ - Мы все «открыли» правильно. - Да. - Потренироваться в постановке безударных гласных в корне слова. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи. | Организация учебного процесса на этапе 6: Учитель заранее выносит задание на доску. ЦВ* ТОК – разбор учителем, ГР*БОК Д*МА Л*СНИК Л*СТОК - Учащиеся выполняют задание в парах, затем по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.
| Вариант комментирования: Нужно вставить гласную в слово. 1. Ставлю ударение 2. Выделяю корень 3. Используя правило, подбираю нужное слово 4. Вставляю нужную гласную |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке; 2) проверить сформированность представления о проверяемой безударной гласной в корне слова | Используя алгоритм, вставь нужную букву К*ТЫ Л*СА СТ*НА Ш*РЫ С*ДОВНИК В*ДИТЕЛЬ образец для самопроверки задания 3 на этапе 6: КОТ – КОТЫ ЛЕС – ЛЕСА (ЛИС - ЛИСА) СТЕНЫ – СТЕНА ШАР – ШАРЫ САДОВНИК – САД ВОДИТ – ВОДИТЕЛЬ Задания проверяются поэтапно. Учащиеся находят и исправляют допущенные ошибки зеленым карандашом. |
- Нужно еще потренироваться в постановке безударных гласных в корне слова.
СИТУАЦИЯ Успеха! |
8. Включение в систему знаний и повторение. Цель: тренировать в отработке умения применять алгоритм при проверке безударной гласной в корне слова | | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности; 3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; 4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке; 5) организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Организация учебного процесса на этапе 9: С какой новой орфограммой мы познакомились? Какую цель ставили на уроке? Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите. Кому из вас удалось сделать «открытие» самому? Докажите. Оцените свою работу на уроке. Какие еще трудности остались на уроке? Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо. Далее учитель комментирует домашнее задание. « РАДУГА УСПЕХА» Дети заполняют таблицу, дописывая предложения и ставя + или ?. | - Открыть» способ проверки безударных гласных в корне слова. |
| | |