СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  русского языка для 2 класса по теме:

«Особенности проверяемого и проверочного слова»

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»



Конспект урока русского языка для 2 класса

по теме:

«Особенности проверяемого и проверочного слова»

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Особенности проверяемого и проверочного слова».

Основные цели:

Общеобразовательная цель: усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов; формировать представление о соответствии правописания гласных в однокоренных словах под ударением и без.; тренировать умение подбирать однокоренные слова и форму слова;

Деятельностная цель: формировать умение строить и применять новое знание.


Мыслительные операции необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) алгоритм проверки безударной гласной в корне слова:


  • 1. Ставлю ударение

  • 2. Выделяю корень

  • 3. Используя правило, подбираю нужное слово

  • 4. Вставляю нужную гласную


2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске):




САД САДОВНИК ПОСАДИЛ САДИК

САДЫ САДОВНИКИ ПОСАДИЛИ САДИКИ

3) эталон определения понятия однокоренных слов;

Слова являются однокоренными если:

- У них одинаковый корень

- Они близки по смыслу

- Эти слова произошли от одного слова


4) задание для пробного действия (мелом на доске):


С*ДОВНИК

5) задание 2 для этапа 6:



ЦВЕТИК - ЦВЕТОК ГРИБ- ГРИБОК ДОМ - ДОМА

ЛЕС - ЛЕСНИК ЛИСТ - ЛИСТОК



6) задание 3 для этапа 6:



Используя алгоритм, вставь нужную букву

К*ТЫ Л*СА СТ*НА Ш*РЫ В*СЛО В*ДИТЕЛЬ






7)






8) эталон для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7:

№5, стр. 1


Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) оборудование для работы в группах: полоска бумаги и ножницы;

3) эталоны к уроку

4) «точки» для самооценивания на этапе 9:














Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Цель:

  1. Включение в учебную деятельность

  2. Определить содержательные рамки урока

  3. Мотивация посредством пословиц










Организация учебного процесса:

Добрый день!

– Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие – открытие. Это урок – приключение, полное опасностей и неожиданностей, путешествие к стране Знаний.

Скажите, какими качествами должен обладать человек, который отправляется в путешествие – открытие? (Наблюдательным, внимательным, сообразительным, выносливым…)

Девизом нашего урока я взяла высказывание известного живописца, скульптора Леонардо да Винчи

«Любое препятствие преодолевается настойчивостью!»

Прочитайте высказывание. Что вы понимаете в этом высказывании? Для чего нужна настойчивость ученикам школы?

Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге школьных знаний
Всех к успеху приведут!


- Пожелайте друг другу успехов!
















Объяснение смысла высказывания, значения уметь учиться, что учению необходимо в учении настойчивость и трудолюбие.





Желают друг другу успехов.



2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Цель:

  1. Актуализировать умение находить место затруднения

  2. Повторить правила правописания и проверки безударных гласных в корне

  3. Тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение



1) Однокоренные слова и формы слова.

  • Посмотрите на слова, которые написаны на доске На какие две группы их можно разделить.

Учитель открывает на доске задание



САД САДОВНИК ПОСАДИЛ САДИК

САДЫ


- Что общего у этих слов? (Корень.)

А на какие две группы можно разделить эти слова? (На однокоренные и форму слова.)

На планшетах работа в парах, показать 2 группы слов: однокоренные и форма слова.

Докажите, почему в первой группе форма слова, а во второй однокоренные слова.


2) Формирование представлений о понятии «ударные и безударные гласные в корне слова»

  • Поставьте ударение.

  • На какие группы можно ещё разбить эти слова? Разбейте все слова по такому признаку.

Один учащиеся выполняет задание у доски

САД ПОСАДИЛ

САДИК САДОВНИК.


Учащиеся выполняют на индивидуальных планшетках, один учащийся выполняет задание у доски.

  • Каким свойством вы пользовались?


  • Как назовем слова первого столбика? Почему?

  • Как назовем слова второго столбика? Почему?

  • Чем эти слова отличаются?

3) Пробное действие.

  • Что вы повторили и узнали?

- Вставить пропущенную букву в слово «ЗАП[и, е]ВАТЬ.


  • Что показало ваше пробное действие? У кого есть ответ?

Учитель фиксирует на доске варианты равенств.

  • Назовите правило, которым вы пользовались.

Учащиеся в замешательстве.

  • Итак, что показало ваше пробное действие?

  • Какой же наш следующий шаг на уроке?


Ребята делят на группы по признаку форма и однокоренные слова.







Работа в парах, двое у СМАРТ-доски делят на 2 группы слов.

1 форма 2 однокоренные слова

Сад садовник

Сады посадил

садик




На слова у которых ударный корень и слова, в котором корень безударный.








Ударные и безударные гласные в корне слова.

Мы повторили понятия ударение и корень слова, узнали, что ударение может падать, как на гласную в корне слова, так и на гласную вне корня.

Проверочные и проверяемые слова






Мы не смогли вставить нужную гласную.



Мы не можем назвать правило, по которому действовали.

Нужно подумать над нашим затруднением.


3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить и зафиксировать место и причину затруднения.


Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли?

  • Каким правилом пытались воспользоваться?

  • Смогли ли вы подобрать проверочные слова? Почему?

  • Продолжи предложение «Я не могу…»

  • В чем возникло затруднение?

  • Почему возникло затруднение?

  • Продолжи предложение «Я не знаю…»


Мы вставляли пропущенную гласную.


Правилом определения понятия однокоренных слов.

Я не могу вставить безударную гласную..

Я не знаю правила взаимосвязи между проверочными и проверяемыми словами.


4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.


Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую же цель вы перед собой поставите?

  • Тема нашего урока: Проверочные и проверяемые слова.

  • Скажите, что вам поможет. Вспомните задания, которые вы выполняли в начале урока.

  • Каким образом?

  • Что ещё повторяли?

  • Как это может помочь?

Составление проекта выхода из затруднения.

- Давайте предположим, что если проверямые слова зависят от проверочных, то необходимо подбирать группу проверочных слов.

  • Открыть правило правописания безударной гласной в коне слова.)

  • Мы повторили понятия однокоренных слов и формы слова.)


- Разбивали слова на две группы.

- Проверочные и проверяемые слова.

- Используя признаки однокоренных слов, попробуем установить, какую гласную нужно вставлять, сделаем вывод.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.


Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю выполнить план в группах. Давайте вспомним правила работы. Учитель раздает каждой группе оборудование:

1. 2, 3 группам Задание:

Я ЗАП[И]ВАЛ лекарство водой.

ПЛАН:

    1. Записать слово с объяснением смысла слова.

    2. Подобрать группу однокоренных слов.

    3. Выбрать из них проверочные

    4. Вставить букву.

    5. Вывод:

АЛГОРИТМ:



4, 5, 6 группам Задание:

Я громко ЗАП[И]ВАЛ в хоре.

ПЛАН:

    1. Записать слово с объяснением смысла слова.

    2. Подобрать группу однокоренных слов.

    3. Выбрать из них проверочные

    4. Вставить букву.

    5. Вывод:

АЛГОРИТМ:




  • Выполните план в группах.

В случае возникновения у учащихся затруднений, учитель организует подводящий диалог:

  • Каким свойством однокоренных слов воспользуемся? (У всех однокоренных слов корень должен быть одинаковый.)

  • Значит, что необходимо сделать? (Подобрать однокоренное слово, чтобы на гласную падало ударение.)

  • Только ли нам могут помочь однокоренные слова? (Можно использовать тоже слово, изменяя его форму.)

  • Откроем учебники на странице

  • Сделайте вывод.

  • Смогли вы преодолеть затруднение?

  • Какой следующий шаг вы должны сделать на уроке?


  • (Каждый член группы имеет право высказать свое мнение, пока один говорит, остальные должны внимательно выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он следит за работой в группе и выбирает того, кто будет представлять работу.)







Один из учащихся записывает слова на доске, остальные учащиеся на индивидуальных планшетках.

В случае организации групповой работы, учащиеся представляют свои проекты. Вариант представления:

  • Используя свойство однокоренных слов, что все корни у однокоренных слов одинаковые, мы сделали вывод: для того, чтобы правильно вставить безударную гласную в корне слова необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение или изменить форму слова.

  • Проверим наше открытие.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУППП ПО ДОКУМЕНТ-КАМЕРЕ





- Мы все «открыли» правильно.

- Да.

- Потренироваться в постановке безударных гласных в корне слова.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи.


Организация учебного процесса на этапе 6:


Учитель заранее выносит задание на доску.

  • Вставьте нужные гласные.

ЦВ* ТОК – разбор учителем, ГР*БОК Д*МА Л*СНИК Л*СТОК - Учащиеся выполняют задание в парах, затем по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием.




Вариант комментирования:

  • Нужно вставить гласную в слово.

  • 1. Ставлю ударение

  • 2. Выделяю корень

  • 3. Используя правило, подбираю нужное слово

  • 4. Вставляю нужную гласную

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;

2) проверить сформированность представления о проверяемой безударной гласной в корне слова


Используя алгоритм, вставь нужную букву

К*ТЫ Л*СА СТ*НА Ш*РЫ С*ДОВНИК В*ДИТЕЛЬ


образец для самопроверки задания 3 на этапе 6:




КОТ – КОТЫ ЛЕС – ЛЕСА (ЛИС - ЛИСА) СТЕНЫ – СТЕНА



ШАР – ШАРЫ САДОВНИК – САД ВОДИТ – ВОДИТЕЛЬ


  • Проверьте свою работу по эталону.

Задания проверяются поэтапно. Учащиеся находят и исправляют допущенные ошибки зеленым карандашом.

  • Кто допустил ошибки?

  • В чем они?

  • Исправьте ошибки зеленым карандашом.

  • Сделайте вывод.
























- Нужно еще потренироваться в постановке безударных гласных в корне слова.









СИТУАЦИЯ Успеха!

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать в отработке умения применять алгоритм при проверке безударной гласной в корне слова



9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешенных трудностей на уроке;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.


Организация учебного процесса на этапе 9:

  • С какой новой орфограммой мы познакомились?

  • Какую цель ставили на уроке?

  • Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите.

  • Кому из вас удалось сделать «открытие» самому? Докажите.

  • Оцените свою работу на уроке.

  • Какие еще трудности остались на уроке?

  • Вы все сегодня хорошо потрудились, скажите друг другу спасибо.

Далее учитель комментирует домашнее задание.

« РАДУГА УСПЕХА»

Дети заполняют таблицу, дописывая предложения и ставя

+ или ?.


  • Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

- Открыть» способ проверки безударных гласных в корне слова.





















- Я допускал ошибки при выполнении заданий?________________________________

- Я запомнил правило проверки безударной гласной в корне слова________________

- Мне ещё нужно работать над ______________________________________________

_________________________________________________________________________




- Я допускал ошибки при выполнении заданий?________________________________

- Я запомнил правило проверки безударной гласной в корне слова________________

- Мне ещё нужно работать над ______________________________________________

_________________________________________________________________________




- Я допускал ошибки при выполнении заданий?________________________________

- Я запомнил правило проверки безударной гласной в корне слова________________

- Мне ещё нужно работать над ______________________________________________

_________________________________________________________________________





- Я допускал ошибки при выполнении заданий?________________________________

- Я запомнил правило проверки безударной гласной в корне слова________________

- Мне ещё нужно работать над ______________________________________________

_________________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!